«Правила дорожного движения, достойны уважения»

Цели мероприятия:

формирование системы знаний, умений и

навыков,

учащихся по правилам дорожного движения;

Задачи мероприятия:

развитие наблюдательности, самостоятельности мышления, внимательности на дорогах;

воспитание культуры поведения на улице, в общественном транспорте, в жилой зоне.

Форма урока: игра.

Оборудование:

плакаты дорожных знаков,

модель светофора,

плакаты с изображением различных транспортных средств,

жезл,

велосипеды,

указатели дорожных знаков на подставках.

Внеклассное мероприятие проводится в зале, который оформляется в виде городской улицы. На полу приклеены узкие полоски, изображающие мостовую, тротуар, 3 пешеходных перехода-“зебра”, первый - регулируемый светофором, второй – регулировщиком, третий переход нерегулируемый. Расставлены дорожные знаки. Часть учеников на маленьких велосипедах участвуют в игре в роли водителей, другая – в роли пешеходов.

Учитель:

- Ребята, сегодня на улицах очень много транспортных средств. По дорогам мчатся легковые автомобили, автобусы, грузовики. По тротуарам спешат люди. Всё в движении. Мы живем в мире скоростей. Поэтому каждый из нас должен очень хорошо знать правила безопасного дорожного движения.

- Как вы думаете, только ли водитель должен знать правила дорожного движения?

Учащиеся:

- Нет! Не только водители, но и пешеходы!

Учитель:

- Кого можно назвать пешеходом?

Учащиеся:

Все люди и большие и маленькие, как только выходят на улицу, сразу становятся пешеходами.

Учитель:

- А кто такой пассажир?

Учащиеся:

- Это люди, которые находятся в транспорте.

Учитель:

- А кого называют водителем? (Ответы учащихся.)

- Правильно, ребята, и водитель, и пешеход, и пассажир - все они являются участниками движения. И от их поведения на дороге зависит наша жизнь. Ведь те, кто нарушает правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок - хорошо знал правила дорожного движения.

- А вы знаете, что у всех участников дорожного движения есть хорошие помощники? Как вы думаете, кто они?

(Светофор, инспектор дорожного движения, регулировщик, дорожные знаки.)

Учитель:

- Правильно, ребята. Сегодня у нас в гостях ваши помощники и друзья: светофор, регулировщик и юный инспектор дорожного движения (ЮИДД).

(Заходят ученики: одетый в костюм светофора, регулировщика и юного инспектора.).

Инспектор:

- Я - юный инспектор дорожного движения. Помогаю детям изучать правила дорожного движения для того, чтобы с ними не случались несчастные случаи на дорогах. Посмотрите, что у меня в руке?

Учащиеся:

- Дорожные знаки.

Инспектор:

- Дорожные знаки помогают движению транспорта и пешеходов. Они устанавливаются на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению.

1) Это знак предупреждающий, он информирует водителей о приближении к опасному участку дороги (“будь осторожен”).

2) Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения (“нельзя”).

3) Предупреждающие знаки указывают определенные требования по направлению движения, скорости и видам транспортных средств (“разрешено”).

4) Информационно-указательные знаки вводят определенные режимы движения “можно”).

5) Знаки сервиса информируют расположение соответствующих объектов.

Учитель:

- Ребята, а что вы сами знаете о знаках дорожного движения?

(Дети читают стихи о знаках дорожного движения)

1 учащийся.

По плоским черно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идет- 
Пешеходный переход!

2 учащийся.

Погляди скорей, водитель:
Здесь для пеших переход.
Значит, чтоб не навредить им,
Ты обязан сбавить ход!

3 учащийся.

Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды
В тихий час стоять ей надо. (Место стоянки).

4 учащийся.

Говорит мне мой сосед:
- Если есть велосипед,
Где захочешь, там кати, 
Знай педалями крути!
- Нет, приятель, все не так!
Я скажу тебе, чудак!
Коротко и ясно!
Только там, где этот знак,
Ездить безопасно!

5 учащийся.

Этот знак довольно прост - 
Пешеход идет на мост.
Тут поднялся - там сошел,
Безопасно, хорошо!

6 учащийся.

Здесь дорожные работы - 
Ни проехать, ни пройти,
Это место пешеходу 
Лучше просто обойти!

7 учащийся.

Где увижу знак такой,
Поверну-ка лучше я,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая! (Движение пешеходов запрещено).

8 учащийся.

Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя, 
Ездить на велосипеде!

9 учащийся.

Детвора, дома, газоны,
Игры, смех, кругом народ.
Тут же знак - “жилая зона”,
Здесь хозяин пешеход.
А водитель будь, смотри,
Аккуратней раза в три.

Учитель:

- Ребята, а теперь познакомьтесь со следующим гостем - светофором.

Светофор:

- Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?

(Читает стихотворение А. Северного).

Чтобы тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь- 
Зеленый, желтый, красный.

Самый строгий красный свет,
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.

Чтобы спокойно перешел ты, 
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый,
В середине свет.

А за ним зеленый свет,
Вспыхнет впереди.
Скажет он: “Препятствий нет,
Смело в путь иди!”

- Ребята, а что вы еще знаете о светофоре?

(Дети читают стихотворение В.Кожевника.)

1 учащийся.

С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный 
Долговязый светофор.

2 учащийся.

Он и вежливый, и строгий, 
Он известен на весь мир.
Он на улице широкий
Самый главный командир.

3 учащийся.

У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.

4 учащийся.

Я его конечно знаю.
Да и как его не знать!
Я отлично понимаю
Все, что хочет он сказать!

Учитель:

- А теперь дадим слово регулировщику.

Регулировщик.

- Я – регулировщик. Всегда прихожу на помощь светофору, где очень интенсивное движение. Стою на перекрестке с нагрудным знаком и волшебной палочкой в руках. Как называется эта волшебная палочка?

Учащиеся.

- Жезл.

Регулировщик.

- Почему же именно жезл? Когда-то жезл представлял из себя длинную трость, украшенную дорогими камнями, и был символом большой власти. С жезлом в руках выходили к народу короли и полководцы. Сейчас же маленькие и скромные жезлы остались лишь у регулировщиков. Но они продолжают обладать большой властью, ведь они командуют дорожным движением.

Регулировщиком может быть не каждый, а знающий определенные движения. Движения регулировщика жезлом соответствуют трем цветам светофора.

Если регулировщик стоит к вам грудью или спиной - это значит переходить улицу нельзя. Когда он поднял жезл вверх - значит подан сигнал “Внимание”, всем надо ждать следующего сигнала, приготовиться двигаться или остановиться. А когда он повернулся к вам плечом - это значит можно переходить улицу.

Учитель.

- Сейчас мы с вами поиграем. Но перед этим я вам загадаю несколько загадок и задам вопросы. Тот, кто правильно ответит, будет участвовать в игре: “Осторожно, улица!,”.

Маленькие домики
По улице бегут
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автомобили).

В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга всё глядят. (Улица).

Встало с края улицы, в длинном сапоге,
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогают улицу людям перейти. (Светофор).

Вот по рельсам мчит машина
Держится за провода.
И не надо ей бензина 
Чтобы мчаться туда- сюда. (Трамвай).

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет,
Это мой … (Велосипед).

Не живая, а идет, 
Неподвижна, а ведет. (Дорога).

Вопросы.

- При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (Зеленом).

- Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (Тротуар).

- Чьими сигналами должен руководствоваться пешеход, если на перекрестке, рядом со светофором, стоит регулировщик? (Регулировщика).

- Что такое проезжая часть? (Это часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств).

- Где безопасно переходить проезжую часть? (пешеходный переход, подземный, надземные пешеходные переходы, пешеходная дорожка “зебра”).

- Со скольки лет разрешается ездить на велосипеде? (14 лет).

После того, как дети отгадают загадки, учитель объясняет правила игры. Детям показывается, как нужно переходить улицу по нерегулируемым переходам и регулируемым светофором или регулировщиком переходам.

Зал превращается в оживленную улицу с перекрестками и дорожными знаками. Дети становятся участниками движения: “водителями автомобилей” - на велосипедах - и “пешеходами”. Помощниками в игре являются светофор, регулировщик и юный инспектор движения. Водители едут по “мостовой”, останавливаясь на светофоре, обращая внимание на движения регулировщика и пропуская пешеходов на нерегулируемом переходе. А пешеходы двигаются по “тротуарам”, переходят улицу по пешеходным переходам. Игра идет в течении 10 минут. Во время игры неожиданно появляется Незнайка, который создает ситуацию дорожного транспортного происшествия. Он выбегает на проезжую часть с мячом, отбивая его об пол.

Незнайка.

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.

Регулировщик свистит в свисток и останавливает Незнайку.

Регулировщик.

- Да ,это же Незнайка. Незнайка, нельзя играть на мостовой, это очень опасно.

На проезжей части, дети,
Не играйте в игры в эти,
Бегать можно без оглядки,
Во дворе и на площадке.

Незнайка.

Попав в большой и шумный город,
Я растерялся и пропал:
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!

Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути,
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти!

Ребята, вы мне помогите,
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!

Учитель.

- Дети наши знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Незнайка, расскажут, как надо вести себя на улицах города.

(Дети читают стихотворения В. Пишумова).

1 учащийся.

Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.

2 учащийся.

Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.

3 учащийся.

Как таблицу умножения, как урок,
Помни правила движения назубок!

4 учащийся.

По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак!

5 учащийся.

Все время будь внимателен
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!

6 учащийся.

И проспекты, и бульвары - 
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.

7 учащийся.

Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ется!
Быть примерным пешеходом
Разрешается!

8 учащийся.

Переход при красном свете
За-пре-ща-ется!
При зеленом, даже детям,
Разрешается!

9 учащийся.

Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.

Учитель.

Молодцы, ребята! Сегодня вы показали хорошие знания правил дорожного движения. И Незнайку научили: как нужно вести себя на улице. Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Ребята, никогда не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.