Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Мозаика»
Консультация
для родителей
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Учитель-логопед
Яр Ия сергеевна
Консультация для родителей на тему:
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Ход консультации
Вводная беседа.
Почти все родители знают, что гимнастикадля рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для негогимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматьсяартикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Сегодня я хотела остановиться на значении и организацииартикуляционной гимнастикив становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика– это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.
Систематичное выполнениеартикуляционных упражнений позволяет:
п
одготовить
артикуляционный
аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков
;
быс
трее преодолеть речевые дефекты;
привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.
Виды артикуляционных упражнений и правила их проведения дома.
Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:
з
аним
аться следует ежеднев
но 7 – 10 минут;
все упражнения проводятся перед зеркалом
;
все упражнения проводятся в виде игры
;
снача
ла упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавл
яем по одному новому упражнению;
для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.
Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают
Это такие упражнения:
«заборчик»;
«окошечко»;
«трубочка»;
«чашечка»;
«блинчик»;
«иголочка»;
«горка»;
«парус»
.
Организация проведения
артикуляционной гимнастики дома
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастикиневозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения.
Сейчас мы попробуем их выполнить.
Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение (родителивыполняютупражнения:«Улыбочка», «Трубочка», «Иголочка», , «Чашечка», «Пароход гудит», «Маляр», «Красим потолок», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел», ««Лопаточка», «Горка», «Катушка» и так далее).
Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастикине доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками
«Заключение.
В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнениягимнастикиважно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.