Выполнила:

Южакова Ольга Владимировна

воспитатель

МБДОУ № 70 «Голубок»

Пояснительная записка

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, составлен в соответствии с авторской программой «Я ребенок я имею право».

Занятие «Право на жилье» разработана в соответствии ФГОС, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, приобщает детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям, традициям семьи, общества и государства, воспитание принятых в обществе правил и норм поведения, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, подготовка к освоению программ начального общего образования, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Цель: познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.

Задачи:

Закреплять знания детей о зданиях и их назначении.

Расширять знания детей о жилищах людей разных времен и народов;

Закрепить знания детей о безопасном поведении детей дома;

Развивать логическое мышление, память

Воспитывать

любовь и уважение к своему дому, родным и близким.

Занятие имеет логичное построение. Вводной части есть сюрпризный момент «звуковое письмо от медведя», это помогло заинтересовать детей, стрелки показывающие направление в путешествии помогали сохранить заинтересованность детей во время всей непосредственно образовательной деятельности. Построение занятия было продумано так, что все время дети находились в движении, переходя от одного задания к другому. В основной части задания были представлены в интересной форме, это было отгадывание загадок, игра с мячом «Кому, какой дом?», рассматривание слайдов носило познавательный характер, затем физкультминутка, рассматривание иллюстраций. В заключительной части беседа с проговариванием пословиц и поговорок, и запись на диктофон ответов детей (звуковое письмо для медведя), помогающая, закрепить материал непосредственно образовательной деятельности, в самом конце была проведена рефлексия позволяющая, понять детям результат полученных знаний и дать им оценку.

Занятие позволяет поддерживать инициативу, активность и самостоятельность детей. Дети самостоятельно выбирали сказку для обыгрывания, распределяли роли, при спорных вопросах решали конфликт считалкой, выбирали картинки для рассматривание.

Данное занятие направлено на ознакомление детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища; закрепление знаний детей о зданиях и их назначении; расширении знаний детей о жилищах людей разных времен и народов; закрепление знаний детей о безопасном поведении дома; развитии логического мышления, памяти, речи; воспитание любви и уважения к своему дому, родным и близким.

Занятие проводилась в форме путешествия, носила игровой, познавательный характер.

Методы и приемы

Цель

1

Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением домов людей разных народов)

Закрепление знаний детей о зданиях и их назначении

2

Наглядно-практический метод (обыгрывание отрывка из сказки по выбору детей)

Ознакомление детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища, поддержка инициативы, активности и самостоятельности детей.

3

Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации, вопросы, загадки, пословицы, беседа)

Закрепление знаний детей о зданиях и их назначении, закрепление знаний детей о безопасном поведении дома. Воспитывать любовь и уважение к своему дому, родным и близким.

4

Прием эмоциональной заинтересованности (звуковое письмо, запись на диктофон ответа, стрелки)

Развитие заинтересованности и удерживание интереса во время непосредственно образовательной деятельности

5

Игровой прием (Игра с мячом «Кому, какой дом»)

Закрепить знание детей о жилищах животных

6

Рефлексия

Оценка детей полученных знаний.

В непосредственно образовательной деятельности были использованы различные виды деятельности: игровые (игра «Кому, какой дом?»), двигательные (физминутка, игра с мячом), театрализованная деятельность (обыгрывание сказок по выбору детей), работа с мультимедейной установкой (рассматривание слайдов). Непосредственно образовательная деятельность началось, сюрпризного момента, что активизировало внимание детей и помогло удерживать интерес в течение всего путешествия. В основной части дети смотрят мультимедийную презентацию со слайдами,  на которых изображены дома разных народов, отвечают на наводящие вопросы  воспитателя и узнают о жизни разных народов, о жилищах которые строились в древние времена, пополняют свой словарь новыми словами (замок, иглу, вигвам). Расширяют свой кругозор о строительных материалах, из которых строили свои жилища народы севера, и средневековой Европы, немного узнали о быте русского народа. В процессе работы детям предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, инициативу и творчество, при обыгрывание отрывка из сказки. Дети самостоятельно выбирают сказку, распределяют роли, при споре решают проблему при помощи считалки. В заключительной части подводиться итог, дети отправляют звуковое письмо ответ, идет закрепление пройденного материала.

Все выше сказанное позволяет выявить предварительную работу. При подготовке к непосредственно образовательной деятельности с детьми проводились наблюдения за домами и зданиями во время прогулки и экскурсий. Дети играли в театральные игры. Рассматривали иллюстрации с различными домами и материалами для их строительства. Изготавливали макеты домов (вигвам, иглу, замок, избу). С детьми играли в дидактические игры о жизни животных и местах их обитания «Чей домик?», «Зоологическое лото». Во время повседневных бесед, дидактических игр дети знакомились с Конвенцией по правам ребенка.

Все цели поставленные мною были реализованы. Дети познакомились с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища. Закрепили знания о зданиях и их назначении, получили дополнительные знания о жилищах людей разных времен и народов. Закрепили знания о безопасном поведении дома. Непосредственно образовательная деятельность способствовала развитию логическое мышление, память, речь.

Во время непосредственно образовательной деятельности учитывались возрастные и индивидуальные особенности, дети обобщали, строили умозаключения, классифицировали. С ребенком по ОВЗ проводилась индивидуальная работа, проговаривались слова: муравейник, берлога, дупло, скворечник, конура, курятник, конюшня. Они были подкреплены картинным материалом. Были предложены картинки (здания) доступные для его уровня развития, для того чтобы У. мог активно участвовать в непосредственно образовательной деятельности.

На непосредственно образовательной деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми (распределение ролей, обыгрывание сказки).

После проведения непосредственно образовательной деятельности педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности.

Конспект занятия

«Право на жилье и неприкосновенность жилища»

Старший дошкольный возраст

Цель: познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.

Задачи:

Закреплять знания

детей о зданиях и их назначении;

Расширять знания детей о жилищах людей разных времен и народов;

Закрепить знания де

тей о безопасном поведении

дома;

Развивать логическое мышление, память

,

речь

;

Воспитывать

любовь и уважение к своему дому, родным и близким.

Методы и приемы: наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением домов людей разных народов), наглядно-практический метод (обыгрывание отрывка из сказки по выбору детей), словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации), прием эмоциональной заинтересованности, игровой прием (Игра с мячом «Кому, какой дом»)

Словарная работа: иглу, вигвам, пещера, замок

Словарная работа для ребенка с ОВЗ: муравейник, берлога, дупло, скворечник,

конура, курятник, конюшня.

Индивидуальная работа с ребенком по ОВЗ: повторение и проговаривание слов,

(муравейник, берлога, дупло, скворечник, конура, курятник, конюшня).

Предварительная работа: наблюдение за домами и зданиями во время прогулки и экскурсий, театральные игры, рассматривание иллюстраций с различными домами и материалами для их строительства, изготовление макетов домов (вигвама, иглу, замка, избы), дидактические игры о жизни животных и местах их обитания «Чей домик?», «Зоологическое лото». Знакомство с Конвенцией по правам ребенка.

Материал: слайды с изображением различных жилищ человека в разные исторические периоды (пещера, вигвам, иглу, замок, изба) картинки с изображением зданий (банк, аптека, школа, полиция, дом, изба, больница, коттедж, гараж, суд, детский сад), атрибуты для театра «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», макет дома.

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети заходят в группу на экране картинка медведя, сломавшего теремок. Звучит звуковое письмо «Здравствуйте ребята! Пишет вам медведь из сказки «Теремок». Я не специально раздавил теремок, я хотел бы, чтобы вы помогли мне построить новый дом большой и красивый, чтобы все звери жили в нем дружно. Для этого, мне хочется знать, какие дома бывают у зверей и людей, и как больше не допустить потерю дома, какие права есть по охране жилища. Вы поможете мне?

- Дети мы поможем, медведю? Давайте отправимся в путешествие, и после него напишем медведю письмо. А поможет нам в этом следы стрелки, мы пойдем по ним и узнаем много нового.

Дети находят первую стрелку, и воспитатель предлагает им отгадать загадки.

Знают все мои соседи: волки, лисы и медведи,

Что живу я на сосне в уютном маленьком…(дупле)

Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко, не пролезет даже кошка.

(скворечник)

В лесу у пня суета, беготня.

Работяги-муравьи строить дом себе пришли.

Вы ребята не зевайте.

Их жилище называйте.

(Муравейник)

- О чем эти загадки? Правильно, они про жилища зверей и насекомых. С ребенком с ОВЗ педагог проговаривает отгадки и просит показать ответ на картинке, если он затрудняются, помогают другие дети.

Основная часть.

Дети идут по следующей стрелке и находят мяч.

- А теперь давайте поиграем в игру с мячом «Кому, какой дом»!

(Все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребенок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного).

Медведю – берлога

Белке – дупло

Волку – логово

Птице – гнездо

Пчеле – улей

Человеку – дом

Муравью – муравейник

Лисе – нора

Лошади – конюшня

Курице – курятник

Свинье – свинарник

Собаке – конура

- Каждый человек имеет право на жилище, никто не может лишить человека дома. Это записано в Конвенции по правам ребенка. Вспомните сказки, в которых нарушали права героев (дети называют сказки «Теремок» Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»). Какие дома были у поросят? (из соломы, веток, из камня). Что произошло с домами поросят? (волк разрушил дома из веток и соломы). Правильно ли волк поступил? (нет, волк поступил не правильно, ни кто не имеет право ломать чужое жилье). А, в каких еще сказках, было нарушено право сказочных героев на жилье? (в «Заюшкиной избушке лиса обманом выгнала зайца из собственного дома, в сказке «Волк и семеро козлят» волк обманом проник в жилище и съел козлят).

- Идем дальше. Куда приведет нас следующая стрелка? Посмотрите здесь приготовлены для вас театры «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» выберите одну из сказок, и мы с вами обыграем отрывок одной из них, где нарушают права зверей на жилье. (Если возникают спор среди детей, он решается считалкой).

(Дети вместе с воспитателем разыгрывают эпизод из сказки).

- Скажите, кто-нибудь из вас остается дома один? (да остаемся, мама уходит в магазин и т.д.) Если в дверь позвонил чужой человек, вы откроете ему дверь? (нет, дверь мы не открываем, потому что нельзя открывать дверь не знакомым людям) Вспомните сказку, в которой волк ласковым голосом обманул козлят. (это сказка «Волк и семеро козлят» тонким голосом волк обманул козлят, они подумали, что это мама и открыли дверь). Никто не имеет право входить в чужой дом без разрешения хозяев, нарушать неприкосновенность вашего жилища. Никогда не открывайте дверь чужому человеку, даже если у него приятный голос.

- А теперь давайте пойдем по стрелке, она нас привела в кинозал.

- А сейчас занимайте места в кинозале, мы с вами посмотрим, какие дома были в древности у разных народов.

1 слайд. Ребята, как вы думаете, где жили первобытные люди? Первобытные люди жили в пещерах, в пещере не было окон и дверей только один вход.

2 слайд. Ребята. Это жилье индейцев, оно называется вигвам. Как вы думаете, из чего он сделан? Вигвам делали из тонких стволов, коры деревьев и кожи буйволов. Скажите, а на какое жилье похож вигвам?

3 слайд. Скажите, из чего сделан чум? Из шестов, сделанных из тонких стволов, из оленьих шкур, досок их настилают вместо пола. Чум собирали женщины и девочки подростки.

4 слайд. Скажите, а из чего сделано это жилище? Оно называется иглу, его делают эскимосы. Они живут на севере. Как вы думаете, почему они строят жилища из снега? (эскимосы живут на севере, где нет леса и поэтому строят дома из снега)

5 слайд. Скажите, а в каких домах жили русские? Из чего они были сделаны? (дома на Руси строили из дерева, использовали в своей работе топор, такие дома строили без единого гвоздя)

6 слайд. Ребята, посмотрите, как называется этот дом? (это замок). Такие дома строили в древности в Англии, Франции. Они принадлежали богатым людям, в замке неприступные стены, как вы думаете, для чего они нужны? (стены из камню нужны, чтобы защищаться от врагов)

7 слайд. А это современные дома. Как вы думаете, этот дом стоит в городе или деревне? И почему? (этот дом стоит в городе, он высокий, в нем много этажей, и живет много людей)

Следующая стрелка привела нас в комнату отдыха, давайте поиграем.

Физминутка.

У оленя дом большой,

(Руки над головой – изображаем крышу дома)

Он глядит в окошко.

(Правым кулачком подпираем щеку, левой рукой поддерживаем правую)

Зайка по полю бежит,

(Бег на месте)

В дверь к нему стучит:

(Топот ногами, руки на поясе)

«Тук-тук, дверь открой,

(Имитация стука в дверь поочередно каждой рукой)

Там в лесу охотник злой».

(Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)

«Зайка, зайка забегай!

(Зазывание движения рукой)

Лапку мне давай»

(Протягиваем руку с открытой ладонью)

- Следующая стрелка привела нас с вами к картинкам. Давайте их рассмотрим их, выберите себе по картинке, что на них изображено? (здания, дома). Посмотрите на них и расскажите об их назначении (банк – (в банке мама получает деньги и т.д.), аптека, школа, полиция, дом, изба, больница, коттедж, гараж, суд, детский сад)

- А теперь по команде поднимите вверх картинки с изображением жилых зданий, а теперь нежилых.

- Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Не случайно так много пословиц и поговорок придумал русский народ о доме. Какие вы знаете? (В гостях хорошо, а дома лучше. Без хозяина дом сирота. И стены в доме помогают. Дом крепок не укладом, а ладом)

Заключительная часть.

- Как вы думаете, для того чтобы ваш дом был по-настоящему счастливым, что важнее: красивая мебель, много игрушек или добрые отношения между родными людьми? (хорошее отношение и уважение к родным людям)

- Как надо, относится друг к другу? (с добром, уважением)

- Занятие наше подошло к концу, скажите, что мы расскажем медведю в письме медведю? Воспитатель записывает ответы детей на диктофон (у животных есть свои жилища, они у них в лесу, у муравьев муравейник и т.д., у домашних свои жилища. У людей дома строят их дерева, камня, снега, шкур. Надо уважительно относится к жилищу, нельзя без проса входить в чужой дом, забирать его у хозяина и ломать его. Это записано в Конвенции по защите прав детей.)

Рефлексия. После непосредственно образовательной деятельности детям предлагается картинки с веселым и грустным медведем. Если мы помогли медведю, то вы возьмите картинку с веселым мишкой, если нет с грустным.