* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Правовое воспитание школьников

статья Шафеевой АФ., учителя истории и обществознания МОУ «СОШ № 45» Октябрьского района г. Саратова.

Правовое воспитание школьников формирует их общую правовую культуру и правосознание.

Цель: повышение уровня  и значимости правовой культуры среди  учащихся, вовлечение учащихся в практическую деятельность, направленную на изучение Конституции, законов и других правовых норм Российской Федерации.

Задачи:


-формирование правовой компетентности обучающихся;
- развитие их  правового самосознания;

ормирование у детей навыков социальной ответственности,    способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
-развитие у учащихся коммуникативных навыков.

В своей работе, как учителя истории и обществознания и Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений, использую разнообразные формы по правовому воспитанию школьников.

Формы работы:

проектные технологии;

научно-практические конференции;

классные часы;

круглые столы по важнейшим проблемам;

встречи с интересными людьми;

ролевые и деловые игры;

работа волонтерского отряда

«Человек и закон»

работа института Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений

совместн

ые мероприятия

с ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»

Работа волонтерского отряда «Человек и закон»:

В нашей школе на протяжении нескольких лет активно работает волонтерский отряд «Человек и закон», являясь инициатором и организатором проведения различных мероприятий по правовому просвещению и воспитанию учащихся.

Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, и начинать это необходимо с первого класса, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.

В самом начале ребята знакомятся с символами государства, с важнейшими идеологическими понятиями. Первоначальная задача – воспитание уважения к Родине, гражданского самосознания, патриотизма. Это основа основ, без которой правовое воспитание невозможно.

Одной из форм работы волонтерского отряда является проведение классных часов на правовую тематику:

«Символика российского государства»;

«Наши права и обязанности».

Подготовка и проведение мини

–с

пектаклей

для учащихся 1-4 классов на правовую тему:

«Суд над волком»,

«Буратино».

Проведение ролевых игр «Мир права» – 5-9 классы.

В нашей школе проводятся встречи с интересными людьми.

В 2012 году на классном часе «Недаром помнит вся Россия», посвященном 200-летию Отечественной войны 1812 года принял участие губернатор Саратовской области Валерий Васильевич Радаев.

Мы хотим видеть наших детей дружелюбными, отзывчивыми и толерантными по отношению к представителям других национальностей, религиозных конфессий. Стало доброй традицией в школе ежегодно проводить классные часы «Планета толерантности», где ребята обсуждают, какими качествами должен обладать толерантный человек, кого мы называем интолерантной личностью и что надо сделать, чтобы люди были толерантными.

Для лучшей адаптации выпускников в обществе, в старших классах считаю целесообразным проведение профсоюзных уроков на тему: «Труд – право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних». Старшеклассники на них не только разбирают правовые ситуации о трудовых правоотношениях, но и разыгрывают ролевые игры «На приеме у юриста» и другие.

Все мы с вами потребители, и иногда сталкиваемся с различными неприятными ситуациями, чтобы их избежать, необходимы знания. Урок-защита проектов «Права потребителя, Защита прав потребителя» дает учащимся эти необходимые знания.

В учебной и внеучебной деятельности широко использую проектные технологии.

20 ноября в день принятия Конвенции о правах ребенка в нашей школе по традиции отмечается Всемирный День ребенка. В этот день в школе проводятся интересные мероприятия: конкурс рисунков, творческих работ «Права человека глазами ребенка». Учащиеся общеобразовательных школ Октябрьского района проявляют неравнодушие к самым актуальным проблемам современности: проблеме неполной семьи, взаимоотношениям родителей и несовершеннолетних детей, положению российских и зарубежных корреспондентов в зоне военных конфликтов и многим другим.

В связи с новыми федеральными государственными стандартами образования, в которых приоритетным является деятельностный подход в обучении учащихся, в школе часто проводятся конкурсы проектов среди обучающихся 5-11 классов. Темы творческих работ школьников самые разнообразные, затрагивающие все сферы жизни современного общества.

«Школа моей мечты»; «Современная российская политика»: Особенности современного российского образования; Модернизация российского здравоохранения; Демографическая проблема в современной России.

На протяжении семи лет наша школа активно сотрудничает с Институтом прокуратуры СГЮА, что, безусловно, способствует эффективному правовому воспитанию школьников.

В день принятия Конституции РФ 12 декабря на базе нашей школы ежегодно проходят районные фестивали, игры «Наши права и наши обязанности», посвященные основному закону государства, конкурсы проектов «Конституция для моей школы». Большую помощь в их организации и проведении оказывают заместитель директора Института прокуратуры РФ СГЮА по профориентационной работе Ванин Дмитрий Владимирович и студенты ВУЗа.

Наши дети являются активными участниками проводимых академией мероприятий правовой направленности.

Это Областной форум «Дети Фемиды», городской конкурс «Я – лидер! Я – президент!», городской конкурс «Хочу все знать!», где наши школьники неоднократно являлись победителями.

Стало доброй традицией проведение уроков права, обществознания преподавателями СГЮА.

12 декабря 2017 года, в день принятия Конституции РФ, урок права в 11 «А» социально-экономическом классе провела доцент кафедры прокурорского надзора и правозащитной деятельности Якушева С.Е. Она обратила внимание ребят на важные изменения, внесенные в Конституцию РФ, объяснила причины объединения двух высших судов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ. На уроке, в качестве закрепления, Светлана Николаевна провела игру «Конституция РФ – основной закон государства», в которой ребята приняли активное участие. Самые активные награждены грамотами и благодарственными письмами.

Воспитание уважения к праву со школьной скамьи будет способствовать снижению в обществе правового нигилизма.

Список используемой литературы

1. Астахов, П.А. Права ребенка [Текст] /П.А. Астахов.- М.: Эксмо, 2010.- 175с

2. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей [Текст] /В.Н. Гуров.- М.: Пед. об – во России, 2002.-192 с.

3. Профилактика социально опасного поведения школьников [Текст]: система работы об- разовательных учрежденийвт. – сост. Е.Ю. Ляпина.- Волгоград: Учитель, 2007.- 231с.

4.Райнпрехт, Х. Воспитание без огорчений [Текст] /Х. Райнпрехт.- М.: Семья и школа, 2000.-251с.

5. Родительский всеобуч: чтобы подросток не вырос подранком [Текст] /сост. Н.Клименко, С. Самсонова.- Новосибирск: Эфлакс, 2003.- 62с.

6. Семейный Кодекс РФ [Текст] – М.: Сиб. Универ. Изд – во, 2006.- 75с.

7. Семья – основа общества [Текст]: материалы региональной научно - практической кон- ференции 18 апреля 2007 года /отв. ред. О.Л. Чепрасова.- Кемерово: КРИПК и ПРО, 2007.-75с.

8. Система работы школы по защите интересов ребенка [Текст] /Авт. – сост. Н.А. Маньшина.- Волгоград: Учитель, 2007.- 205с.