Правовое воспитание школьников
статья Шафеевой АФ., учителя истории и обществознания МОУ «СОШ № 45» Октябрьского района г. Саратова.
Правовое воспитание школьников формирует их общую правовую культуру и правосознание.
Цель: повышение уровня и значимости правовой культуры среди учащихся, вовлечение учащихся в практическую деятельность, направленную на изучение Конституции, законов и других правовых норм Российской Федерации.
Задачи:
-формирование правовой компетентности обучающихся;
- развитие их правового самосознания;
-формирование у детей навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
-развитие у учащихся коммуникативных навыков.
В своей работе, как учителя истории и обществознания и Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений, использую разнообразные формы по правовому воспитанию школьников.
Формы работы:
проектные технологии;
научно-практические конференции;
классные часы;
круглые столы по важнейшим проблемам;
встречи с интересными людьми;
ролевые и деловые игры;
работа волонтерского отряда
«Человек и закон»
работа института Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений
совместн
ые мероприятия
с ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»
Работа волонтерского отряда «Человек и закон»:
В нашей школе на протяжении нескольких лет активно работает волонтерский отряд «Человек и закон», являясь инициатором и организатором проведения различных мероприятий по правовому просвещению и воспитанию учащихся.
Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, и начинать это необходимо с первого класса, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.
В самом начале ребята знакомятся с символами государства, с важнейшими идеологическими понятиями. Первоначальная задача – воспитание уважения к Родине, гражданского самосознания, патриотизма. Это основа основ, без которой правовое воспитание невозможно.
Одной из форм работы волонтерского отряда является проведение классных часов на правовую тематику:
«Символика российского государства»;
«Наши права и обязанности».
Подготовка и проведение мини
–с
пектаклей
для учащихся 1-4 классов на правовую тему:
«Суд над волком»,
«Буратино».
Проведение ролевых игр «Мир права» – 5-9 классы.
В нашей школе проводятся встречи с интересными людьми.
В 2012 году на классном часе «Недаром помнит вся Россия», посвященном 200-летию Отечественной войны 1812 года принял участие губернатор Саратовской области Валерий Васильевич Радаев.
Мы хотим видеть наших детей дружелюбными, отзывчивыми и толерантными по отношению к представителям других национальностей, религиозных конфессий. Стало доброй традицией в школе ежегодно проводить классные часы «Планета толерантности», где ребята обсуждают, какими качествами должен обладать толерантный человек, кого мы называем интолерантной личностью и что надо сделать, чтобы люди были толерантными.
Для лучшей адаптации выпускников в обществе, в старших классах считаю целесообразным проведение профсоюзных уроков на тему: «Труд – право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних». Старшеклассники на них не только разбирают правовые ситуации о трудовых правоотношениях, но и разыгрывают ролевые игры «На приеме у юриста» и другие.
Все мы с вами – потребители, и иногда сталкиваемся с различными неприятными ситуациями, чтобы их избежать, необходимы знания. Урок-защита проектов «Права потребителя, Защита прав потребителя» дает учащимся эти необходимые знания.
В учебной и внеучебной деятельности широко использую проектные технологии.
20 ноября в день принятия Конвенции о правах ребенка в нашей школе по традиции отмечается Всемирный День ребенка. В этот день в школе проводятся интересные мероприятия: конкурс рисунков, творческих работ «Права человека глазами ребенка». Учащиеся общеобразовательных школ Октябрьского района проявляют неравнодушие к самым актуальным проблемам современности: проблеме неполной семьи, взаимоотношениям родителей и несовершеннолетних детей, положению российских и зарубежных корреспондентов в зоне военных конфликтов и многим другим.
В связи с новыми федеральными государственными стандартами образования, в которых приоритетным является деятельностный подход в обучении учащихся, в школе часто проводятся конкурсы проектов среди обучающихся 5-11 классов. Темы творческих работ школьников самые разнообразные, затрагивающие все сферы жизни современного общества.
«Школа моей мечты»; «Современная российская политика»: Особенности современного российского образования; Модернизация российского здравоохранения; Демографическая проблема в современной России.
На протяжении семи лет наша школа активно сотрудничает с Институтом прокуратуры СГЮА, что, безусловно, способствует эффективному правовому воспитанию школьников.
В день принятия Конституции РФ 12 декабря на базе нашей школы ежегодно проходят районные фестивали, игры «Наши права и наши обязанности», посвященные основному закону государства, конкурсы проектов «Конституция для моей школы». Большую помощь в их организации и проведении оказывают заместитель директора Института прокуратуры РФ СГЮА по профориентационной работе Ванин Дмитрий Владимирович и студенты ВУЗа.
Наши дети являются активными участниками проводимых академией мероприятий правовой направленности.
Это Областной форум «Дети Фемиды», городской конкурс «Я – лидер! Я – президент!», городской конкурс «Хочу все знать!», где наши школьники неоднократно являлись победителями.
Стало доброй традицией проведение уроков права, обществознания преподавателями СГЮА.
12 декабря 2017 года, в день принятия Конституции РФ, урок права в 11 «А» социально-экономическом классе провела доцент кафедры прокурорского надзора и правозащитной деятельности Якушева С.Е. Она обратила внимание ребят на важные изменения, внесенные в Конституцию РФ, объяснила причины объединения двух высших судов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ. На уроке, в качестве закрепления, Светлана Николаевна провела игру «Конституция РФ – основной закон государства», в которой ребята приняли активное участие. Самые активные награждены грамотами и благодарственными письмами.
Воспитание уважения к праву со школьной скамьи будет способствовать снижению в обществе правового нигилизма.
Список используемой литературы
1. Астахов, П.А. Права ребенка [Текст] /П.А. Астахов.- М.: Эксмо, 2010.- 175с
2. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей [Текст] /В.Н. Гуров.- М.: Пед. об – во России, 2002.-192 с.
3. Профилактика социально опасного поведения школьников [Текст]: система работы об- разовательных учреждений /Авт. – сост. Е.Ю. Ляпина.- Волгоград: Учитель, 2007.- 231с.
4.Райнпрехт, Х. Воспитание без огорчений [Текст] /Х. Райнпрехт.- М.: Семья и школа, 2000.-251с.
5. Родительский всеобуч: чтобы подросток не вырос подранком [Текст] /сост. Н.Клименко, С. Самсонова.- Новосибирск: Эфлакс, 2003.- 62с.
6. Семейный Кодекс РФ [Текст] – М.: Сиб. Универ. Изд – во, 2006.- 75с.
7. Семья – основа общества [Текст]: материалы региональной научно - практической кон- ференции 18 апреля 2007 года /отв. ред. О.Л. Чепрасова.- Кемерово: КРИПК и ПРО, 2007.-75с.
8. Система работы школы по защите интересов ребенка [Текст] /Авт. – сост. Н.А. Маньшина.- Волгоград: Учитель, 2007.- 205с.