Тема: Предметно-пространственная среда, как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.
Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания в ДОУ соответствующей предметно – пространственной развивающей среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного, системного, интегративного и деятельностного подходов к ребенку.
Особенностями дошкольного возраста являются эмоционально окрашенное восприятие материала, наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира, преобладание правополушарного типа деятельности. Особое значение в этот период жизни имеет регулярное общение с природой, построенное на ее сенсорном восприятии. В связи с этим одним из приоритетных направлений является совершенствование педагогического процесса в повышении развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС ДО.
Экологизация предметно-пространственной среды является одним из условий реализации системы образования в дошкольном учреждении. Обычно под «экологическим образованием» понимают воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и в образовательной деятельности. В реализации задач экологического образования большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это центры природы во всех группах, экологическая тропа, включающая в себя мини-огород, цветочную поляну, зеленую аптеку, птичий двор, тенистую аллею, березовый пруд и другие станции, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организацию систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:
познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);
оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);
становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);
формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);
экологизации
различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его
в
изо
бразительной, игровой
деятельности
, конструировании и других
), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.
Таким образом, экологическое воспитание проходит через все образовательные области. И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей.
В нашем дошкольном образовательном учреждении экологическое воспитание осуществляется через следующую модель построения предметно-пространственной развивающей среды:
Работа по экологическому воспитанию в центрах активности и на территории дошкольного учреждения проводится по различным направлениям:
организация музыкальной
деятельности
, усиливающ
ая
эмоциональное восприятие ребенком природы;
подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе)
,
в том числе для сопровождения экологических игр.
использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки, живопись, глиняные игрушки).
закрепление материалов экологическ
ого
воспитания
в процессе рисования, аппликации, лепки;
изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.
подбор художественных произведений к экологической тематике;
изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала.
изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.
формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту
через поручения, совместные действия и задания
, как в группах, так и на территории
реализация
проектов для
формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).
знакомство с миром профессий
,
связанных
с экологией
(наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций)
.
подготовка и проведение
образовательной деятельности
с детьми в
центре природы
группы
,
мини-
лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке
.
участие в подготовке
и проведении
экологических праздников детского сада
,
инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных
.
д
идактические игры
,
пальчиковый, кукольный театр
на закрепление экологических понятий.
ч
тение с обсуждением произведения.
э
кологические акции
и десант.
наблюдения
и работа
на экологической тропе на территории ДОУ
подборка наглядных
пособи
й
(например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов),
включение
современны
х
средств обучения
–
мультимедийные
презентации
экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы)
.
При разработке данной модели, педагогами было создано развивающее пространство, которое позволяет стимулировать у детей познавательные способности. Формирует нравственно-ценностное поведение в природе, обогащение экологических представлений, развитие эстетического восприятия природы, закрепление и обобщение знаний, полученных воспитанниками в процессе «проживания» в данной модели предметно-пространственной среды. Помогает в приобретении навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и ребенка поведения.
Список используемой литературы
.
Зебзеева
В. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В.
Зебзеева
// Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М.
Маневцова
, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М.
Маневцовой
, П. Г.
Саморуковой
. —
С-Пб
.: Детство-пресс, 2003.
Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных,
социокультурных
и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста/О.В.Толстикова, О.В.Савельева. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО».
–
2014
.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М., 2005.
Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных
дизайн-проектов
развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. –
М.:
Айресс
-П
ресс, 2007
.
Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. Практико-ориентированное пособие /
авт-сост
.: Н.В.Федяева,
Г.А.белодед
. – СПб
.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
.
Петровский
В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1993
Справочник старшего воспитателя / авт. – сост.
Н.А.Кочетова
(и др.). – Волгоград: Учитель, 2013
Создание эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Из опыта работы О. В.
Преловской
, воспитателя МДОУ «Детский сад № 2 с
.Л
енинское». — Биробиджан:
ОблИПКПР
, 2011.
Чернякова
В. Н. Экологическая работа в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008
.
Сеть социальных работников образования.
http://nsportal.ru