Тема: Предметно-пространственная среда, как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.

Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания в ДОУ соответствующей предметно – пространственной развивающей среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного, системного, интегративного и деятельностного подходов к ребенку.

Особенностями дошкольного возраста являются эмоционально окрашенное восприятие материала, наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира, преобладание правополушарного типа деятельности. Особое значение в этот период жизни имеет регулярное общение с природой, построенное на ее сенсорном восприятии. В связи с этим одним из приоритетных направлений является совершенствование педагогического процесса в повышении развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС ДО.

Экологизация предметно-пространственной среды является одним из условий реализации системы образования в дошкольном учреждении. Обычно под «экологическим образованием» понимают воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и в образовательной деятельности. В реализации задач экологического образования большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это центры природы во всех группах, экологическая тропа, включающая в себя мини-огород, цветочную поляну, зеленую аптеку, птичий двор, тенистую аллею, березовый пруд и другие станции, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организацию систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:

познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);

оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);

становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);

формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);

экологизации

различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его

в

изо

бразительной, игровой

деятельности

, конструировании и других

), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.

Таким образом, экологическое воспитание проходит через все образовательные области. И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей.

В нашем дошкольном образовательном учреждении экологическое воспитание осуществляется через следующую модель построения предметно-пространственной развивающей среды:

 

 

 

 

Работа по экологическому воспитанию в центрах активности и на территории дошкольного учреждения проводится по различным направлениям:

организация музыкальной

деятельности

, усиливающ

ая

эмоциональное восприятие ребенком природы;

 

подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе)

,

в том числе для сопровождения экологических игр.

использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки, живопись, глиняные игрушки).

закрепление материалов экологическ

ого

воспитания

в процессе рисования, аппликации, лепки;

изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.

подбор художественных произведений к экологической тематике;

изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала.

изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.

формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту

через поручения, совместные действия и задания

, как в группах, так и на территории

реализация

проектов для

формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).

знакомство с миром профессий

,

связанных

с экологией

(наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций)

.

подготовка и проведение

образовательной деятельности

с детьми в

центре природы

группы

,

мини-

лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке

.

участие в подготовке

и проведении

экологических праздников детского сада

,

инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных

.

д

идактические игры

,

пальчиковый, кукольный театр

на закрепление экологических понятий.

ч

тение с обсуждением произведения.

э

кологические акции

и десант.

наблюдения

и работа

на экологической тропе на территории ДОУ

подборка наглядных

пособи

й

(например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов),

включение

современны

х

средств обучения

мультимедийные

презентации

экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы)

.

При разработке данной модели, педагогами было создано развивающее пространство, которое позволяет стимулировать у детей познавательные способности. Формирует нравственно-ценностное поведение в природе, обогащение экологических представлений, развитие эстетического восприятия природы, закрепление и обобщение знаний, полученных воспитанниками в процессе «проживания» в данной модели предметно-пространственной среды. Помогает в приобретении навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и ребенка поведения.

Список используемой литературы

.

Зебзеева

В. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В.

Зебзеева

// Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7

Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М.

Маневцова

, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М.

Маневцовой

, П. Г.

Саморуковой

. —

С-Пб

.: Детство-пресс, 2003.

Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных,

социокультурных

и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста/О.В.Толстикова, О.В.Савельева. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО».

2014

.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М., 2005.

Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных

дизайн-проектов

развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. –

М.:

Айресс

ресс, 2007

.

Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. Практико-ориентированное пособие /

авт-сост

.: Н.В.Федяева,

Г.А.белодед

. – СПб

.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013

.

Петровский

В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1993

Справочник старшего воспитателя / авт. – сост.

Н.А.Кочетова

(и др.). – Волгоград: Учитель, 2013

Создание эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Из опыта работы О. В.

Преловской

, воспитателя МДОУ «Детский сад № 2 с

енинское». — Биробиджан:

ОблИПКПР

, 2011.

Чернякова

В. Н. Экологическая работа в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008

.

Сеть социальных работников образования.

http://nsportal.ru