В.В.Лановенко, Я.Я.Жигулина, О.С.Ширяева
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ (ТРЕНИРОВОЧНО-РЕПЕТИЦИОННОМ) ПРОЦЕССЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ТВОРЧЕСКОЙ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ) ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ
Объединения дополнительного образования  сегодня это те пространства, в которых ребенок проводит много свободного времени, то, где происходит развитие и становление его личности, где ребенок учится дружить, осваивает способы и стратегии взаимодействия с собой и с другими. Вместе с тем, на сегодняшний день, на наш взгляд, потенциал, который содержат в себе объединения дополнительного образования используется не в полной мере. Нами предпринята попытка изучения того, как обучающиеся представляют себе тренировки (репетиции), что ожидают, чего боятся, о чём мечтают в контексте занятий в своих объединениях. Кроме того, очевидно, что есть дети, которые показывают большую мотивацию к занятиям, а есть которые – меньшую. Результаты, полученные в рамках данного исследования можно будет использовать при организации тренировочно-репетиционного процесса, для повышения мотивации к обучению и в других важных вопросах, решение которых способствует повышении эффективности занятий и в целом развитию личности ребенка. 
Гипотезой нашего исследования выступило предположение, что существуют особенности представлений о тренировочно-репетиционном процессе у обучающихся объединений дополнительного образования при разном уровне мотивации к занятиям.
Методы и методики исследования: 
Модифицированная методика ?Мотивы выбора профессии? (Р.В. Овчарова), модифицированная под цели исследования методика ?Незаконченные предложения? (Ч. Осгуд), проективный приём ?Три желания?. 
Методы вторичной обработки данных:
кластерный анализ данных,
корреляционный анализ данных,
т-критерий Стьюдента.
критерий углового преобразования Фишера.
База исследования: в исследовании приняло участие 40 обучающихся объединений дополнительного образования КГБУДО ?Дворец детского творчества? (образцовая детская цирковая студия ?Ха-ха-трон?, объединение современного спортивного танца ?Айседора?). Средний возраст выборки 11 лет. Средний стаж посещения занятий объединений – 3,5 года.
На первом этапе нашего исследования к данным модифицированной методики Овчаровой Р.В. ?Мотивы выбора объединения дополнительного образования? был применен кластерный анализ. В результате кластеризации данных было получено две группы (19 и 16 человек, 5 человек не вошли ни в один из кластеров). Далее, к полученным кластерам был применен Т-критерий Стьюдента. Выявлено, что у респондентов первого кластера значимо выше показатели по всем видам мотивации, чем у респондентов второго кластера. Значимые отличия представлены в таблице 1.
Данные по методике Мотивы выбора объединения дополнительного образования? в первом и втором кластерах.
Таблица 1
Сравнение средних значений по шкалам методики Овчаровой Р.В. ?Мотивы выбора объединения дополнительного образования? 
в полученных кластерах
Шкала
среднее значение 1 группа
среднее значение 2 группа
Т-критерий

Общаться с разными людьми
4,37
3,19
4,01
(0,01)

Нравится родителям
4,74
2,31
8,54
(0,01)

Предполагает высокое чувство ответственности 
4,74
4,19
2,47
(0,05)

Мои способности
4,63
3,63
4,53
(0,01)

Польза людям
4,42
2,44
5,27
(0,01)

Способствует умственному и физическому развитию
4,95
4,38
2,53
(0,05)

Деньги
4,11
3,06
2,53
(0,05)

Близко к дому
3,21
1,56
3,98
(0,01)

Престиж
4,11
2,63
3,25
(0,01)

Профмастерство
4,74
4,19
2,32
(0,05)

Единственно возможное в сложившихся обстоятельствах
2,74
2,50
Не значимо

Привлекательное
4,79
4,31
2,28
(0,01)

Чем нравится заниматься
4,79
4,25
2,62
(0,01)

Избрана моими друзьями
2,84
1,25
3,68
(0,01)

Можно проявлять творчество  
4,63
4,63
Не значимо


Таким образом, условно, первый кластер обозначен нами как группа респондентов с более высокой мотивацией к обучению в объединении дополнительного образования (эмпирическая группа 1 –ЭГ1), а второй кластер - как группа с меньшим уровнем мотивации (эмпирическая группа 2- ЭГ2). Вместе с тем сам уровень мотивации у обучающихся средний. Выявлено, что группы не отличаются по стажу вовлечения, возрасту, степени удовлетворенности занятиями. Кроме того, анализ данных модифицированной методики Овчаровой Р.В. ?Мотивы выбора объединения дополнительного образования? показал, что и для тех и других респондентов при выборе мотивов выбора того или иного объединения дополнительного образования преобладают внутренние индивидуально значимые мотивы. Данные полученные по методике ?Мотивы выбора объединения дополнительного образования? представлены в таблице 2. 


Таблица 2
Выраженность мотивов выбора объединения дополнительного образования в эмпирических группах
Группа
Внутренние индивидуально значимые мотивы
Внутренние социально значимые мотивы (ср.знач.)
Внешние положительные мотивы
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии

ЭГ1
4,67
4,63
4,04
3,6

ЭГ 2
4,025
3,60
2,96
2,17

Из данных, представленных в таблице, видно, что для обучающихся и первой и второй группы выявлена внутренняя мотивация, что предполагает вовлеченность ребенка, которая возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек занимается с удовольствием, без внешнего давления и принуждения. 
Далее изучалась специфика отношения к репетиционно-тренировочному процессу в группах детей с разным уровнем мотивации. 
На первом этапе был проведен анализ данных модифицированной под цели исследования методики ?Незаконченные предложения?. Обучающимся был предложен ряд незаконченных предложений. Предложения подбирались таким образом, чтобы получить специфику об аффективной, когнитивной и поведенческой составляющих представлений о репетиционно-тренировочном процессе.
В результате обработки данных были получены следующие результаты:
Респонденты первой группы больше ориентированы на процесс, чем на результат. Среди того, что нравится в коллективе чаще, чем респонденты второй группы, называют конкретные умения, навыки, упражнения и действия. И, для тех, и для других обучающихся важна атмосфера коллектива и педагог (тренер). 
Респонденты первой группы отмечают конкретные ошибки и элементы, которые они боятся выполнять, а также отмечают страхи, связанные с негативными оценками педагога, тогда как во второй группе наряду со страхом получения травмы выходит страх, связанный со сферой межличностных отношений. 
Победа и выступление являются главными источниками положительных эмоций. Выполнить новый трюк, сделать что-то, что давно не получалось, чаще звучит во второй группе. Можно предположить, что это может вызывать нервно-психическое напряжение и еще больше снижать мотивацию.  
С одной стороны, дети называют коллектив и педагогов, как важных составляющих их жизни, а с другой стороны, они не фигурируют в том, что вызывает у детей сильные эмоции. Вероятно, необходимо проводить мероприятия по сплочению коллектива, по развитию навыков поддержки и сотрудничества, победы и достижения делать более осознанными и опредмеченными, чтобы они были не просто результатом, а связывались с личностью тренера и поддержкой коллектива. 
Кроме того, важно уделить внимание вопросам безопасности, обучению способам преодоления страха и повышения уверенности в себе, поскольку страх травмы, падения может замедлять достижения результатов и также снижать мотивацию. 
И в той, и в другой группе тренировочно-воспитательный процесс вызывает положительные эмоции. Вместе с тем, для респондентов первой группы свойственно переживать положительные эмоции по поводу тренировки, тогда как для второй группы, наряду с положительными эмоциями, встречается равнодушие и боязнь сложностей.
И те, и другие респонденты, среди необходимых факторов для достижения результатов, указывают, как непосредственно факт регулярных тренировок, так и личностные качества: упорство, старания, вера в себя.
Говоря о значимых достижениях в объединениях дополнительного образования, следует отметить, что достижения первой группы более конкретны, чем у респондентов второй группы.   И те, и другие респонденты отмечают, что ходят на занятия для того, чтобы развиваться, проявляться, добиваться и достигать. Что в целом подтверждает наличие внутренней, а не внешней мотивации на занятия в коллективах.
На вопросы, связанные с желанием поменять что-то в своём коллективе были получены следующие ответы.  Обучающиеся добавили бы возможность заниматься воздушной гимнастикой, более удобное покрытие для занятий, отдельное помещение для переодевания и побольше номеров, в большинстве своём воспитанники указывают, что их всё устраивает и ничего менять не надо. Подобный факт может указывать на низкую рефлексию учебно-тренировочного процесса и преобладание эмоциональной составляющей. Те моменты, которые хотели бы изменить воспитанники, следует учесть при разработке мер по улучшению и развитию образовательной среды.
И для тех, и для других респондентов репетиционно-тренировочный процесс связан с трудом, достижениями. Вместе с тем, для детей с более высокой мотивацией занятия больше связаны с будущим, тогда как для второй группы – ?здесь и сейчас?.
На когнитивном уровне репетиционно-тренировочный процесс связан с большими, упорными, сложными, трудными тренировками, через боль и слезы. Что указывает на некоторый разрыв между отношением к тренеру и наполнением тренировки (репетицией). Что может приводить к обесцениваниваю ребенком своих результатов и к тому, что он не сможет серьезно воспринимать свои достижения, те в которых ему не будет больно и трудно. Вероятно, больший упор необходимо делать на личные качества, на умение планировать, выстраивать стратегии тренировок, а не всегда на преодоление трудностей.
Респонденты отмечает, что секрет творческих побед состоит в упорном труде и тренировках. Очевидно, что упорный труд – это важный фактор побед и достижений, но помимо этого есть и другие не менее важные качества. Поскольку у многих детей занятия в объединениях связны с положительными эмоциями, которые можно достичь только путём упорных тренировок (другого содержания у обучающихся на уровне знаний нет), это может приводить к эмоциональным трудностям и в дальнейшем к нервно-психичекому истощению. 
Для респондентов первой группы выявлен больший спектр того, что можно обозначить как ?награда?, от кубка до аплодисментов, победы над собой и похвалы, тогда как для респондентов второй группы – улыбка, аплодисменты и самоудовлетворение.  
Для респондентов первой группы важно услышать от тренера мотивирующие, побуждающие фразы. Тогда как для респондентов второй группы – поддерживающие и успокаивающие.
С одной стороны, им важнее результат, но нет детализации процесса, а с другой стороны важны межличностные отношения
Таким образом, выявлены как различия на аффективном, когнитивном и поведенческом уровнях представления, так и общее у обучающихся с разной выраженностью мотивации. 
Далее анализировались результаты проективного приёма ?Три желания?. Детям было предложено написать любые, самые необычные желания. Результаты, полученные по данной методике представлены в таблице 3.
Результаты, полученные по методике ?Три желания? 
в эмпирических группах
Категория 
% ЭГ1
% эГ2
φ

Для себя
39,22%
16,22
2,43 (0,01)

Успех
8,11
1,96
1,67 (0,05)

Здоровье
10,81
25,49
1,86

И те, и другие респонденты в качестве желаний называют мир, конкретные вещи, предметы, высказывают желания, связанные с тренировками, а также мечтают о вечной жизни, супер-способностях и загадывают другие сверхъестественные вещи. 
На заключительном этапе исследования к данным методики ?Мотивы выбора объединения дополнительного образования? в эмпирических группах был применен корреляционный анализ данных. 
Выявлено, что для группы респондентов с более высокой мотивацией к обучению получены значимые корреляционные связи между мотивами ?позволяет общаться с людьми? с ?приносит пользу людям?, ?соответствует моим способностям?; ?является престижной?; ?является престижной? с ?смогу зарабатывать деньги?, ?предполагает высокое чувство ответственности?, ?приносит пользу людям?. Тогда как для респондентов с более низкой мотивацией были получены следующие корреляционные связи: 
?Нравится родителям? с ?возможностью в будущем зарабатывать деньги? и обратная связь с ?даёт большие возможности проявить творчество?; ?даёт большие возможности проявить творчество? с ?способствует умственному и физическому развитию?, ?близко к тому, чем нравится заниматься в обычной жизни? и обратная связь с ?избрана моими друзьями?.
Таким образом, корреляционный анализ данных позволяет условно выделить два типа обучающихся ?социально-прагматичный? и ?индивидуально-творческий?. 
Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Представленное исследование показывает необходимость проведения более детальную диагностику индивидуальных и личностных особенностей обучающихся объединений дополнительного образования. Подобные исследования помогут найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, повысить мотивацию, интегрировать ожидания детей и реальность тренировочно-воспитательного процесса.  

Список литературы: 
Астраханцева С.В. Развитие ребенка в свободное время средствами дополнительного образования // Гуманизация образования. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rebenka-v-svobodnoe-vremya-sredstvami-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.03.2024).
Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с. (с. 7 - 9)
Гребенщикова С. А. Формирование коллективистских мотивов обучающихся в учреждениях дополнительного образования // Актуальные вопросы современной науки. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kollektivistskih-motivov-obuchayuschihsya-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.03.2024).
Кряжева К.Л. Модель развития индивидуально-творческих способностей воспитанников объединения дополнительного образования детей // Современное педагогическое образование. 2023. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-individualno-tvorcheskih-sposobnostey-vospitannikov-obedineniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 11.03.2024).
Рассказова М.А. Исследование мотивации подростков, обучающихся на дополнительных образовательных программах // Проблемы Науки. 2018. №8 (128). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-motivatsii-podrostkov-obuchayuschihsya-na-dopolnitelnyh-obrazovatelnyh-programmah (дата обращения: 08.03.2024).








1