* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ.

ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ И ИННОВАЦИИ»

Сартания Н.А.

воспитатель МБДОУ № 157

г. Иркутск

Статья посвящена проблеме дошкольного и начального школьного образования, как важного этапа преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Показан опыт преемственности дошкольного и начального общего образования в МБДОУ № 157 г. Иркутск.

Ключевые слова: преемственность, готовность к школе, социальная адаптация, системно-деятельностный подход.

На современном этапе существует проблема в смещении акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

В понимании готовности к школе можно выделить проблему социальной адаптации - процесс интеграции в общество, формирование самосознания, навыков самопознания и ролевого поведения, способностей к самообслуживанию и адекватных связей с окружающими. М. В. Шакурова в своих работах употребляет термин «адаптация» с одной стороны для характеристики уровня приспособленности человека к условиям окружающей среды, с другой адаптация выступает как процесс приспособления личности к более или менее быстро изменяющимся условиям [8].

В жизни каждого родителя благополучие и полноценное развитие ребенка стоит на первом месте. Проблема социально-личностного развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром становится не просто актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных. Интерес и стремление к познанию мира детьми дошкольного возраста почти неисчерпаемы. Очень важно поддерживать путь к познанию окружающей действительности, ведь ребёнок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Ему интересно только тогда, когда он сам принимает участие, когда он сам что-либо делает. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности детей, систематической и целенаправленной воспитательной работе может стать устойчивой чертой личности ребенка и в будущем окажет положительное влияние на его дальнейшее развитие и успехи в школьном обучении.

В основу ФОП ДО положена единая теоретическая основа- системно-деятельностный подход, который предполагает-воспитание и развитие качеств личности, формированию и готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Целесообразно сказать о целевых ориентирах Образовательной программы ДОУ, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования [п.1.6]

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются [6].

- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Л.В. Коломийченко указывает, что дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой» [7].

Создание преемственных связей в образовании детей на этапе «дошкольник – младший школьник» предполагает выбор социальных институтов, с которыми ДОУ могло осуществлять взаимодействие в условиях этого сотрудничества и обеспечить необходимую базу для успешного обучения в школе [2].

Социальными партнерами дошкольного учреждения МБДОУ д/c №157 являются родители, образовательный центр Easy School, школа МОУ СОШ № 55 г., центры досуга и творчества, «Гуманитарный центр - библиотека имени семьи Полевых», ОГБУЗ «Иркутская городская поликлиника №17» и т.д. Совместная разработка и реализация моделей взаимодействия вышеперечисленных образовательных учреждений, обеспечивает преемственность: в программах, педагогических технологиях; формах и методах работы педагогов с детьми; осуществления педагогического сотрудничества с родителями в соответствии с ФГОС.

Преемственность между МБДОУ д/c №157 и МБОУ «СОШ №55» г. Иркутска осуществляется через следующие формы работы:

1. Работа с детьми, которая включает:

- Экскурсии в школу;

- Посещение школьной библиотеки;

- Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

- Выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и детского сада.

2. В рамках взаимодействия педагогов детского сада и школы проводятся:

- Совместные методические мероприятия по вопросам реализации ФОП ДО (Педсовет на тему: «ФОП ДО и особенности построения образовательного процесса в дошкольной организации»).

- Психолого-педагогический семинар «Современный дошкольник на пороге школы». Обсуждение вопросов с воспитателями подготовительных к школе групп, педагога-психолога ДО и начальной школы «Портрет будущего первоклассника».

- Коммуникативные тренинги для педагогов ДО и учителей начальной школы. Цель-создание благоприятных психолого- педагогических условий взаимодействия учителя, воспитателя, ребенка с целью его безболезненной адаптации в 1-м классе.

3. Важную роль в преемственности дошкольной организации и начальной школы играет сотрудничество с родителями воспитанников. Для этого в МБДОУ № 157 проводится следующая работа:

1.Проводится Общее родительское собрание «На пороге современной школы»;

2. Организован Клуб родительских встреч «Особые дети. Какие они?». С участием социального педагога школы, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, обсуждение вопроса инклюзивного образования;

3. Встреча с учителями начальной школы;

4. Проводится анализ представлений, ожиданий семьи в преддверии школьной жизни ребенка, в период адаптации к школе с помощью анкетирования родителей;

5. А также для информирования родителей используются визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, памятки, почтовый ящик вопросов и ответов).

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Только совместными усилиями можно развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада, родителей и начальной школы достигается взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам.

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

Ананьев Б. Г. Преемственность в обучении. — м.;

аркти

, 2007. Дронова Т. Н. Из ДОУ в школу. — М.;

Линка

— Пресс,2014. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

.

Арнаутова

, Е. П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П.

Арнаутова

, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Божович

Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.

Должикова

, Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании в ДОУ и начальной школе / Р. А.

Должикова

, Г. М.

Федосимов

, Н. Н.

Кулинич

, И. П. Ищенко. – М.: Школьная Пресса, 2008.

Зайцева Н. В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 767-769.

7. Коломийченко, Л. Концепция социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 8–28. 8. Шакурова М.В Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – м.: аркти, 2012. 3.