* {font-family: XO Thames; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .docdata {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

УДК 376.4

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

С.Н. Литвинова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского 

(г. Саратов)

Научный руководитель: кандидат социологических наук.,

доцент Соловьева О.В.

Аннотация: В статье описана работа с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по адаптированной программе в реабилитационном центре, которая направленна на художественно-эстетическое воспитание детей, а также положительное влияние нетрадиционной техники рисования на развитие и успешное интегрирование детей в социуме.

Ключевые слова: мелкая моторика, нетрадиционная техника рисования, развитие детей, инклюзия, тактильное восприятие.

THE CURRENT STATE OF THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION FOR CHILDREN AND ADULTS

BY S.N. Litvinova

Saratov National Research State University

after N.G. Chernyshevsky

(Saratov)

Supervisor: Candidate of Social Sciences,

Associate Professor Solovyova O.V.

Abstract: The article describes the work with children with disabilities according to an adapted program in a rehabilitation center, which is aimed at artistic and aesthetic education of children, as well as the positive impact of non-traditional drawing techniques on the development and successful integration of children in society.

Keywords: fine motor skills, non-traditional drawing technique, children's development, inclusion.

На территории Саратовской области проживает 7,7 тыс. детей-инвалидов. Ежегодно увеличивается рост детей, имеющих ментальные нарушения, в том числе расстройства аутистического спектра (1327 детей). [1]

Система реабилитации в Саратовской области представлена четырьмя реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями, расположенные на правом и левом берегах реки Волга, что позволяет охватить реабилитационными услугами детей-инвалидов в независимости от места проживания. Наиболее востребованным и масштабным по зоне охвата обслуживаемых является Областной реабилитационный центр. В этом учреждении имеется широкий спектр социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических услуг. Но уникальность нашего Центра заключается в возможности быть включенными в дополнительное образование детям-инвалидам, проживающих на отдаленных территориях региона в период прохождения курса реабилитации.

Инклюзивное образование становится все более актуальной темой в современном обществе, стремящемся создать условия для равного доступа к обучению для всех детей, включая тех, кто имеет особенности в развитии.

Одной из оригинальных и инновационных практик в этой сфере является применение нетрадиционных техник рисования, которые помогают развивать творческие способности детей и способствуют их включению в образовательный процесс.

Рассмотрим несколько ключевых аспектов, подчеркивающих значимость этих техник [2].

1. Развитие моторики и сенсорных навыков

Нетрадиционные техники рисования, такие как рисование с помощью пальцев, мыльных пузырей, соленого теста или текстурированных материалов, помогают детям развивать мелкую и крупную моторику. Эти активности способствуют улучшению координации движений, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями.

2. Творческое самовыражение

Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в общении и самовыражении. Используя нетрадиционные техники рисования, они могут передавать свои чувства, мысли и эмоции без необходимости вербального общения. Это создает пространство для их внутреннего мира и дает возможность быть услышанными.

3. Улучшение эмоционального состояния

Творческие занятия, включая рисование, имеют позитивный эффект на эмоциональное состояние детей. Процесс рисования позволяет ребенку снять напряжение и стресс, улучшить настроение и развить уверенность в себе. Нетрадиционные техники могут сделать рисование более увлекательным и менее формальным, что является важным фактором для детей, у которых может быть повышенный уровень тревожности.

4. Социальное взаимодействие

Работа с нетрадиционными техниками рисования часто проводится в группах, что способствует взаимодействию между детьми. Такие занятия помогают детям с ОВЗ развивать социальные навыки, учиться работать в команде, обсуждать свои идеи и совместно создавать проекты, что способствует их социальной адаптации.

5. Индивидуальный подход

Нетрадиционные техники рисования могут быть адаптированы под индивидуальные потребности каждого ребенка. Это дает возможность работать с теми, кто испытывает трудности с традиционными методами из-за физических или психических ограничений. Персонализированный подход позволяет каждому ребенку находить свой способ творчества и самовыражения.

6. Интеграция различных сфер развития

Итак, в ОРЦ реализуются адаптированные дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности.

АДОП «Разноцветный мир» направлена на художественно-эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями через рисование. Дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира, формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования, способствует развитию воображения, восприятия, что благотворно влияет на познавательную сферу, повышает интерес к продуктивной деятельности.

Отличительные особенности программы заключается в том, что нетрадиционное рисование — это простота приемов, доступность материалов и возможность достаточно быстро увидеть результат своей работы, что создает ситуацию успеха у детей с ограниченными возможностями здоровья. АДОП «Разноцветный мир» позволяет не только развивать мелкую моторику рук, но и тактильное, сенсорное восприятие, воспитывать аккуратность, усидчивость, но и успешно интегрировать детей в социум.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие отклонения в психическом или физическом развитии, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с различными нарушениями: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития{[3].

Во время занятий рисования нетрадиционными техниками дети приобретают умения работать с различными повседневными материалами, такими как ватные палочки, дисками, мятой бумагой, бросовым материалом и другими, что помогает расширять социально-бытовые представления об окружающем мире, с помощью которых усваивается модель социального взаимодействия, что в целом положительно сказывается на социализации ребенка.

Адресат программы: дети с ограниченными возможностями здоровья от 1.5 года до 18 лет.

Количество обучающих по программе АДОП «Разноцветный мир» составило 130 детей, по нозологии на первом месте дети с заболеваниями нервной системы- 30%, психические заболевания- 7%, заболевания ОДА -24 %, прочие патологии – 41%, детей младшего возраста 58, детей старшего возраста - 72.

У каждого ребенка на занятиях отмечался ведущий дефект в развитии мелкой моторики, нарушения цветовосприятия и поэтому 75% детям требовалась помощь при выполнении заданий.

В связи с этим в программе художественной направленности «Разноцветный мир» учебный план был составлен для каждой возрастной категории детей с учетом индивидуальных особенности их развития.

В программе для детей в возрасте 1,5-5 лет предусмотрены виды деятельности как: пальчиковая живопись, рисование пластилином, методом тычка, природным материалом.

За 2022-2024гг в этой возрастной категории наиболее востребованы и вызвали интерес занятия пальчиковой живописью. Здесь мы учимся рисовать ладошками, пальчиками, кулачком. С детьми до 3 лет обучение проходит в привычных условиях, когда ребенок рисует на полу и это его увлекает. Ведь это так весело и интересно размазывать красящий состав по альбомным листам, наблюдая за волшебством появления разноцветных линий. Шедевров от маленьких детей ждать не приходится, «картины» будут бессвязные. Но сама работа приносит много пользы: формирует умение различать цвета; стимулирует усидчивость и самоконтроль; заставляет работать центр мышления; развивает мелкую моторику; учит смешивать цвета для получения оттенков.

У детей в этом возрасте очень плохо развита мелкая моторика и поэтому в своей работе я часто использую прием «рука в руке». Этот приём может выполнять функцию как физической, так и психологической поддержки и носит временный характер. Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности.

В программе для детей в возрасте 5-18 лет предусмотрены такие виды деятельности :рисование красками с помощью ватных палочек, дисков, мятой бумаги, штампов, трафаретов, восковых мелков, поролона , сыпучих материалов, граттаж, кляксография, раздувание красок.

Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

Например, техника рисования восковыми мелками и акварелью не требует особых умений и в то же время создает очень яркий эффект, поэтому необычна и привлекательна. Для разнообразия мы добавили технику рисования с помощью поролона – это оригинальная и увлекательная техника, способствующая развитию воображения и улучшению моторики пальцев, положительно влияющая на психоэмоциональное состояние и создающая живописные образы. Такое рисование не занимает много времени благодаря чему ребенок обретает уверенность в себе. Рисование сыпучими материалами – это соль, манка, сахар развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения, снижает психоэмоциональное напряжение.

Рисование с помощью раздувания красок и кляксография идеально подходят для детей с тяжелыми нарушениями, так как не требует особых навыков, задатков и талантов. Они развивают дыхательную систему, это и логопедическая гимнастика, развитие воображения и образного мышления.

Одним из главных достоинств применения нетрадиционных техник считаю то, что результат изобразительной деятельности ребенка не может быть плохим, вне зависимости от его творческих способностей.

Заключение

Надо отметить, что детские творческие шедевры были выставлены на выставках областных фестивалей «Калейдоскоп», «Радуга», конкурсах «Новогодние фантазии», также периодически идет сотрудничество с Педагогическим порталом «Солнечный свет», Международным образовательным порталом «Одаренность» и это сотрудничество дает хорошие плоды. За время моей работы с 2022 г. по 2024 г. в реабилитационном центре принимали участие во Всероссийских и Международных творческих конкурсах 14 детей, которые заняли призовые места. Принимала участие с детьми в марафоне инклюзивных практик «Площадка» с творческим мастер – классом по созданию цветов в нетрадиционной технике рисования «Цветочная сказка».

Пройдя курс реабилитации, дети продолжают в домашних условиях заниматься творческой деятельностью. Таким образом, занятия по АДОП «Разноцветный мир» помогают раскрыть индивидуальность каждого ребёнка с ОВЗ, и включить в творческую деятельность по месту жительства.

Список литературы

https://rosstat.gov.ru/

Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования / Г. Н. Давыдова. М.: Просвещение, 2015. 54 с.

Рузанова

Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности / Ю. В.

Рузанова

. СПб: Издательство

Каро

, 2016. - 64 с.