В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений.
И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Высокий уровень. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень - хорошая школьная мотивация. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Ребята, показавшие развитие внешней школьной мотивации, имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей вне учебной деятельности. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкая школьная мотивация. Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
5 уровень - негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
В младшем возрасте книга для ребёнка не является предметом жизненной необходимости, мотивы обращения к книге отсутствуют. Цель обращения к книге навязывается ребёнку взрослыми, которые понимают роль книги в развитии малыша. Со временем ребёнок подрастает, и значение книги меняется: она может стать источником увлекательной детской деятельности. Мотивы появляются и становятся осознанными. Главный итог общения с книгой этого периода – это рождение интереса к детской литературе через яркие и умные книги. Цель обращения к ним ставится педагогом. Решающая роль в развитии или крушении мотивов чтения принадлежит первому и второму годам обучения в школе. Поэтому в первый год обучения необходимо правильно организовывать общение ребенка с книгой, чтобы подчеркнуть значимую роль книги в жизни ребёнка.
С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой. Те приёмы учебной работы, которые используются учителем, являются важным средством формирования мотивации обучающихся, формируют самостоятельность мышления.
· Создание игровых ситуаций.
· Вручение мотивационных купонов
· «Диалог с автором».
Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций. Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя. Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших навыком правильного и беглого чтения
Мотивацию к чтению можно повышать во внеклассной деятельности. Выделяются следующие ее компоненты: внеклассные занятия, работа с учреждениями культуры, работа с родителями. Также важную роль играет пример самого учителя. Педагог для ребенка – прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки. Данные компоненты должны работать во взаимодействии, что можно рассматривать как одно из главных условий приобщения ребенка к книге, введение его в многогранный мир художественной литературы.
Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм классной и внеклассной деятельности, что делает учебный процесс увлекательным.
С целью повышения продуктивности уроков внеклассного чтения, Н.Н. Светловская выделяет следующие творческие виды работ:
— краткий пересказ, в котором ученик выбирает основное, отсеивая второстепенное;
— пересказ с изменением лица рассказчика;
— пересказ от лица одного из персонажей произведения;
— чтение по ролям;
— инсценировка;
— изображение прочитанного (словесное, графическое).
Начиная с первого класса, очень важно не просто познакомить детей с книгой и научить читать, но и сделать так, чтобы чтение стало обязательной частью их жизни, а книга — источником познания мира и самого себя. Поэтому Г.М.Первова выделяет, что при введении уроков внеклассного чтения очень важно:
— использовать книги с красочными иллюстрациями, соответствующими ее содержанию;
— на каждом уроке знакомить с новой книгой, чтобы расширять круг детского чтения;
— проводить элементарные литературные игры. например, «назови героя по его описанию», «найди ошибки в последовательности сказки» и т.п.;
- стремиться к тому, чтобы на каждой парте находилась книга, которая представлена для ознакомления на уроке. в таком случае каждый ребенок сможет «пообщаться» с книгой.
Педагог Е.И. Мороз рекомендует для формирования читательской самостоятельности учеников и привития любви к чтению, предлагать детям помочь «распуститься дереву познания». Для этого предлагается использовать плакат с изображением волшебного (сказочного) дерева, на котором цветами являются карточки с написанными на них названиями книг, прочитанными детьми дома. Приходя в класс, ученик прикрепляет свой лепесток, а перед началом уроков все ученики вместе с учителем подходят к этому дереву и называют произведения, которые они прочитали. На уроке литературного чтения детям дается несколько минут, чтобы они могли обменяться своим мнением о прочитанном произведении, поделиться переживаниями, если они возникли. Во время обмена мнениями ребята рекламируют книги друг другу. Это помогает развиваться интересу к чтению.