Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ г. Мурманска СОШ № 3
«Формы и приёмы работы с обучающимися начальной школы на этапе мотивации на уроках английского языка»
Выполнила: Бухарина Наталья Борисовна
учитель английского языка
МБОУ г. Мурманска «СОШ №3
г. Мурманск, 2024
Содержание
Введение
3
Методы
мотивации на уроках английского языка
5
Выводы.
8
Список литературы
1
0
Введение
В настоящее время английский язык окончательно превратился в международный язык общения и самое главное, учащимся нужно сдавать экзамен по английскому языку. Изучение языка в современном мире становится все более актуальным. В связи с этим перед преподавателями и учителями стоит важнейшая задача – создать обстановку иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям. Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.
Мотивация это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Мотивация может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация исходит из личных интересов, особенностей организма и собственной воли. Внешняя мотивация формируется взаимодействием с другими людьми, например, с учителями или родителями. Важно понимать, что внешняя мотивация всегда опирается на внутреннюю.
Как и каждому учителю, мне хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашивают: "А зачем учить язык?". Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Или говорят «Мне не нужен английский язык в будущем». Ответ или мысль о том, что они неправы, должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают иностранный язык как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив.
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
перегрузка однообразным учебным материалом;
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации обучающихся младшего школьного возраста к учебной деятельности являются:
1.Содержание учебного материала.
2. Организация учебной деятельности .
3. Коллективные формы учебной деятельности.
4. Оценка учебной деятельности .
Одни и те же приемы мотивации нужно разнообразить.
Выделяют следующие методы мотивации.
Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 -удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: 1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 -развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации: 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации: 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.
Рассмотрим наиболее эффективные методы стимулирования учеников к изучению английского языка, которые как раз и помогают замотивировать учащихся младшего школьного возраста к изучению английского языка и которые я применяю на уроках в начальной школе.
Игровые технологии
–
это
эффективны
й
инструмент на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике. Они гарантируют создание положительного микроклимата в группе, характеризуются новизной и разнообразием материала, стимулируют активный мыслительный процесс. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником, дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся преодолевать барьер неуверенности
(
https
://
www
.
englishdom
.
com
/
blog
/
igry
-
na
-
anglijskom
-
dlya
-
detej
-
uchimsya
-
igraya
/
https
://4
lang
.
ru
/
for
-
kids
/
vocabulary
-
games
)
Н
аглядные средства (согласитесь, что даже просто показать картинку - сам по себе уже не плохой вариант. И, как показывает практика, многие этим пользуются).
Педагогический такт и мастерство педагога
. Они
позволяют создать атмосферу оптимизма и веры детей в собственные силы. Позитивное отношение самого педагога к предмету способно «заразить» и учащихся, создание на уроке ситуаций успеха позволяет учащимся раскрепоститься и поверить в собственные возможности и способности. Очень важно ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат.
Применение мультимедийных систем, интерактивных компьютерных средств, цифровых образовательных ресурсов и Интернет – ресурсов
-
одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы и методы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Моим ученикам очень нравятся презентации, они очень наглядны, помимо текстов я в
ключаю таблицы, схемы, видео
уроки
(
https://prosv.ru/audio/spotlight/
)
.
Онлайн – олимпиады, дистанционные олимпиады – эффективный способ самореализации и повышения образовательного уровня школьников, они мотивируют на проверку собственных знаний и умений, и как следствие ведут к более углубленному и интенсивному изучению.
(
https://english.uchi.ru
)
Внеклассная деятельность позволяет учащимся преодолевать трудности в самоутверждении, раскрывает их возможности и способности, максимально увеличивает область для развития творческой и познавательной активности, а также тех способностей ученика, которые не были востребованы в урочное время.
Соблюдение
здоровьесберегающих
технологий. В связи с тем, что учебная нагрузка
растет из
года в год, особое внимание стало уделяется здоровьесбережению, которое является мощным средством мотивации и улучшению эффективности работы. Во-первых, нужно соблюдать принцип смены видов деятельности, если дети будут из урока
в урока
только читать или только писать - интереса такой урок не вызовет. Полезно в середине урока или после задания, требующего высокого умственного напряжения делать физкультминутку на английском языке, используя музыку, жесты, танцевальные движения
(
.
https://www.youtube.com/watch?v=tVlcKp3bWH8
http://festival.1september.ru/articles/310075/
https://www.youtube.com/watch?v=PraN5ZoSjiY
).
Использование на уроках музыки, песен, стихотворений создает благоприятный эмоциональный климат на уроке, раскрепощает учащихся, дает возможность релаксации и мощного воздействия на чувства эмоции детей. Благодаря использованию песен и стихотворений, происходит более прочное усвоение и расширение лексического запаса, грамматических структур, совершенс
твуются навыки произношения.
Применение на уроках образных наглядных материалов так же поддерживает интерес учащихся к теме, развивает у них чувственное восприятие и воображение.
Применение индивидуальной работы с учащимися помогают раскрыть индивидуальные, личностные особенности учащегося, дают возможность самовыражения, пробуждают у детей чувство ответственности к учебе (https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/gruppovaya-rabota-na-urokah-angliyskogo-yazyka-kak-sredstvo-razvitiya-kommunikativnyh-sposobnostey-uchaschihsya
https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-2761).
Выводы
Таким образом, я привела примеры способов и приемов развития и поддержания мотивации на уроках английского языка, в зависимости от целей и задач урока, а также от возрастных и психологических особенностей, мы применяем различные методы, варьируя и адаптируя их. Конечно же, формирование положительного имиджа нового предмета и желания активно его осваивать в процессе обучения требует приложения немалых усилий и временных затрат как от учителя, так и от учеников. И каждый увлеченный своей работой учитель самостоятельно выбирает стиль и направление обучения, вносит свои корректировки в учебный процесс, разрабатывает собственные методики и задания. Рекомендации, описанные в данной работе, я считаю, обеспечат создание устойчивой положительной мотивации учащихся, будут способствовать развитию навыков творческой и самостоятельной работы, расширению общей эрудиции учащихся. Надо сказать, что использование таких педагогических технологий на уроках английского языка приводит к следующим результатам:
-при работе в малых группах, при совместной проектной деятельности учащиеся выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
-у учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
- ученики осознают, где и как они смогут применить полученные на уроках знания, например, в таких областях, как: профессии, путешествия и т.д.
- ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что уроки английского языка предоставляют учителю больше возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения. Значимость изучения английского языка в настоящее время невозможно переоценить. Для практики учителя в этом плане существуют неограниченные возможности для творческого поиска новых форм и методов активизации учебного процесса.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Литература
http://moi.uni.ru
http://www.multikulti.ru/Strategy/info/Strategy_info_269.html
http://www.runovschool.ru/learn_english/study_motivation/
https
://
infourok
.
ru
/
priemi
-
i
-
metodi
-
povisheniya
-
motivacii
-
na
-
urokah
-
angliyskogo
-
yazika
Савельева Ю. В. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 34-37.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Савельева Ю. В. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 34-37.
Маркова А.К. Проблема формирования мотивации. - М., 2002 - С. 63-71.
Колкер
Я.М. Практическая методика обучения английскому языку. Учебное пособие. - Издательский центр
«
Академия
»,
Москва, 2000.