«Приемы кинезотерапии в коррекции дефектов звукопроизношения у детей с ОВЗ»
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
В последнее время проблема недоразвития речи приобретает все более глобальный масштаб. С одной стороны растет число детей, нуждающихся в логопедической помощи, с другой усугубляется тяжесть их речевых патологий. Картина нарушений детей, имеющих системную речевую патологию, не однородна и не исчерпывается речевыми симптомами.
Сегодня вашему вниманию предлагаются фрагменты индивидуальных занятий по автоматизации звуков с использованием кинезиологических приёмов. Первый фрагмент с ребёнком, имеющим логопедическое заключение – ОНР – 3 уровень развития речи (подготовительная к школе группа). Второй фрагмент – ребёнок с ЗПР (подготовительная к школе группа).
На момент поступления на логопункт ДОУ в фонетическом плане у детей отмечалась невнятная, смазанная речь; полиморфное нарушение звукопроизношения характера стёртой формы дизартрии (нарушены все основные группы звуков – в основном искажения).
Помимо речевых проблем у дошкольников наблюдалась низкая концентрация внимания, имелись проблемы с координацией, переключаемостью, самоконтролем, общей и мелкой моторикой, памятью. Эмоционально-волевая сфера была незрелой. Этим детям было очень сложно осознавать и выполнять сложные инструкции. Так как их внимание рассеивалось, они улавливали только какую-то часть.
Среди технологий непрямого воздействия, которые оказывают влияние на периферические звенья речевой системы, и нашли своё применение в моей логопедической практике, хотелось бы отметить кинезиологию (от греческого «кинезис» - движение и «логос» - наука).
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения позволяют ребенку восстановить баланс между мышлением, телом и эмоциями. Причём развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Нас учили: «Подумай, потом делай». А вот в кинезиологии все наоборот - работаем ногами, руками, чтобы голова начала думать. Специальные двигательные упражнения способствуют созданию новых нейронных связей и улучшают совместную работу двух полушарий головного мозга.
Я убедилась на своей практике, что кинезиологический метод является очень эффективным в коррекции звукопроизношения.
Широкий спектр коррекционных задач дает мне возможность решать применение логомоторных и кинезиологических таблиц (на сложные с точки зрения логопедии звуки).
В логопедической практике я также сочетаю тактильные и произносительные упражнения и развиваю соматогнозис (восприятие собственного тела, что является основой для формирования пространственно-временных представлений). Для того чтобы ребенку повторить цепочку слогов или слов, ему необходимо проанализировать свои тактильные ощущения и пространственное положение, стереогноз (угадывание предметов на ощупь) с использованием «чудесного мешочка», «сухого бассейна" и др.
Одним из актуальных приемов, на мой взгляд, обеспечивающим включение зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов является использование логоритмической парковки. Включение в структуру занятий визуально-ритмических рядов с выполнением кинезиологических упражнений делает процесс автоматизации или дифференциации звуков более увлекательным и результативным.
Как правило, дети, страдающие нарушениями речевого развития, относятся к категории так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, у которых в разной степени можно наблюдать нарушения крупной моторики. К таким детям относятся дети с нарушением динамического и статического равновесия, т. е. которые не умеют прыгать на одной, а подчас, и на двух ногах, запинаются на лестнице.
Поэтому на логопедических занятиях я также использую нейродорожку (деревянный балансир) и координационную лестницу, которые помимо автоматизации звуков помогают решать ряд следующих задач:
-ребёнок учится чувствовать в пространстве своё тело;
- развивается зрительно-моторная координация (способность точно направлять движение);
- формируется правильное взаимодействие ног и рук.
Опираясь на ведущий вид деятельности в этом возрасте, пособия обыгрываются, что повышает интерес детей к занятию, мотивацию.
Хочу отметить, что регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений позволило добиться положительных результатов с дошкольниками.
– Улучшилась концентрация внимания, память, речь, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость.
– Дети включались в деятельность более активно, лучше воспринимали информацию.
– Качество двигательных навыков стало выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.
– Снизились сроки автоматизации звуков, введения их в речь.
– В связи с улучшением интегративной функции мозга у детей при этом наблюдался значительный прогресс в способностях к обучению и управлению своими эмоциями, повышению самоконтроля, саморегуляции деятельности.
Таким образом использование нейрогимнастических игр, реципрокных упражнений дает возможность более качественно вести работу по коррекции звукопроизношения у детей.
Рекомендуемая литература:
1. Сиротюк А.Л. Кинезиологические упражнения.- М. , 2003.
2. Гимнастика Мозга. Книга для педагогов и родителей. Деннисон П.И. и Деннисон Г.И. – М., 2017.
3. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей.-
М., 1999.
4. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. -М., «Восхождение», 2018.
5. Крупенчук О.И. Кинезиология в коррекции детской речи.- СПб., Литера, 2023.