Приемы, способствующие воспитанию организованности у школьников

Воспитанность – качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку.

Уже в начальных классах важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению.

Чтобы получить результат, необходима система воспитания этической культуры в учебно – воспитательном процессе.

Эта система предполагает такие структурные компоненты:

- педагогический прием «этический заряд», повседневно используемый педагогом в совместной деятельности и общении с детьми;

- коллективную внеклассную деятельность детей с этической направленностью, ориентированную на включение всех учеников в этический диалог, общение, взаимодействие;

- самовоспитание.

Ориентируясь на компонент системы, учитель начинает каждый учебный день с эмоционального этического заряда доброты. Это методический прием: учитель начинает каждый день высказывать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, чтобы в классе не возникало конфликтных ситуаций.

Говоря свое напутствие, учитель и сам настраивается на доброжелательную расположенность к детям, что чрезвычайно важно и является основой построения нравственных взаимоотношений педагога с детьми, обязывает его к этому.

Перед тем как отпустить детей домой организуется этическая пятиминутка – анализ прожитого дня. На этой ежедневной пятиминутке учитель учит детей, как правильно относится к конфликтам. Ребята с помощью учителя пытаются разобраться, как можно было избежать возникшего конфликта, а если он произошел, то как помирить конфликтующие стороны, чтобы никто не ушел домой обиженным. Дети с удовольствием принимают участие в подобном анализе, находят нравственные решения споров.

Постепенно в детском коллективе формируется привычка моральной оценки поступков с позиций доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт нравственного решения конфликтов, формируются задатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера а их взаимоотношениях.

Второй компонент системы – коллективная деятельность этической направленности. Это школа вежливости. Классные часы и мероприятия, посвященные вежливости помогают развитию накопленных нравственных знаний, умений навыков, помогают развитию общения.

Самовоспитание – сложная, целенаправленная систематическая работа над собой. Чтобы подняться до такого уровня до такого уровня внутренней активности, уже в младшем школьном возрасте у детей необходимо формировать определенные субъективно – психологические предпосылки – навыки саморегуляции, относительно высокое развитие волевой сферы. Необходимы и внешние предпосылки самовоспитания – умелая педагогическая организация процесса воспитания детей в коллективе, специальная подготовка детей к работе над собой со стороны учителя, воспитателя, родителей.

Диалектика развития и воспитания личности в том и состоит, что созревание активных предпосылок самовоспитания происходит не вдруг, не в момент перехода ребенком условной границы следующего возрастного периода. Основы будущей активной работы над собой закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Личностные новообразования в младшем школьном возрасте позволяют раньше сформироваться внутренним, психологическим предпосылкам самовоспитания.

Элементы самовоспитания развиваются по мере установления связей между поступками и качествами человека в процессе осознания своей личности. Путь установления этих связей лежит через качественную характеристику детьми своих поступков, своих качеств как причины этих поступков.

Чем больше знакомится с окружающим миром, взаимоотношениями людей, героями книг, тем он глубже познает себя. Оценка товарищей, самооценка помогают в познании того, что хорошо, что плохо.

Важнейшая задача учителя - суметь мобилизовать все силы ребенка на учебу. Это возможно, если к организации педагогического процесса учитель подходит с позиции ребенка и кладет в основу деятельности мотивы самостоятельности и самоутверждения.

Изучая особенности самовоспитания младших школьников, надо очень бережно закреплять любые признаки самостоятельности ребенка, долю его ответственности за свои поступки и качества характера. Результат собственных внутренних усилий ребенка непременно проявится в его поведении и отношениях.