Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Тюменской области
«Ишимский многопрофильный техникум»
Тема: «Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации программ обучения в области БЖД (применительно к своей организации)
Выполнил: Преподаватель-организатор ОБЖ Мошкин Евгений Васильевич,
г. Ишим, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Основные термины и определения
3
Обеспечение ЭО и ДОТ
5
Порядок применения ЭО, ДОТ при реализации
образовательных программ 6
Заключение
9
Список используемой литературы
10
I. ВВЕДЕНИЕ
«Дорогой Фрэнк, если хочешь научиться писать бегло, сперва нужно запомнить, что все люди используют в разговорной речи не более 700 слов», — с этих строк начинается одна из первых письменных лекций английского учёного Айзека Питмана. В 1840 году он решил обучать стенографии по почте, что позволило одновременно делиться знаниями с десятками студентов по всему Объединённому Королевству. Позже Питмана назовут создателем нового подхода в обучении, а его серию писем — первым в мире дистанционным курсом.
Есть немало людей, которые думают, что дистанционное обучение – то же самое, что заочное. Это заблуждение. Раньше обучение делилось на стационарное и заочное. Многие связывали заочную форму с возможностью не ходить на занятия. При заочной форме обучения студенты учатся самостоятельно, могут работать, а в учебном заведении появляются только во время сессий, где в компактном виде получают знания и сдают экзамены.
Когда появилась еще одна форма обучения, не требующая отрыва от работы, ее именно по этому признаку прировняли к заочной. Однако принцип совершенно другой. При дистанционной форме обучения в учебном заведении можно вообще не появляться. Лекции, практические занятия, сдача контрольных, лабораторных, практических работ, а также сдача экзаменов, тестов и зачетов происходят дистанционно, в электронном виде. Работа идет постоянно, а не «от сессии до сессии», но всю ее можно выполнять удаленно из дома, сидя за компьютером или даже в смартфоне.
При дистанционной форме обучения преподаватель взаимодействует с обучающимся, но с помощью информационных технологий. Обучающийся занимается самостоятельно, но, в отличие от заочной формы обучения, по строго разработанной программе. Ему не нужно сидеть в библиотеке, искать информацию и заниматься организацией своего обучения. В его распоряжении – текстовые и видеолекции, готовые задачи для решений, вебинары, возможность консультироваться с преподавателем. Выполненные работы обучающийся постоянно отправляет на проверку и постоянно получает обратную связь.
С появлением интернета стало возможным заниматься удаленно, что оказалось выгодным для всех сторон. Во-первых, в этом есть экономическая выгода. Организация учебного процесса онлайн для учебного заведения более выгодна по финансам, чем стационар. Для обучающего это тоже выгодно по финансам, поскольку такая форма дает возможность не терять заработную плату и учиться работая.
Онлайн-обучение – это форма получения знаний и навыков путем использования технологий. Это учеба с помощью компьютера или мобильного устройства. Такую форму обучения называют также e-learning или «электронное обучение». Оно не заменяет значение «дистанционное обучение», а скорее продолжает его. «Онлайн» означает способ получения знаний и способ работы преподавателя со студентом.
Онлайн-обучение предполагает лекции в формате видео, в прямой трансляции или в записи, интерактивные тесты, обмен файлами, общение с преподавателем и одногруппниками, прохождение квестов и многое другое. Эта форма обучения не требует отрыва от работы, позволяет повышать квалификацию и полностью погружаться в учебную среду.
II. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Электронное обучение (ЭО) – организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Информационно-образовательная среда – система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Электронная информационно-образовательная среда – совокупность электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем, необходимых для обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения.
Прокторинг – мониторинг прохождения экзамена, с предоставлением отчетных материалов и проведением процесса идентификации слушателя. При проведении промежуточной аттестации может использоваться онлайн- и офлайн-прокторинг.
Офлайн-прокторинг – процедура наблюдения за ходом сдачи зачета/экзамена проводится непосредственно в аудитории.
Онлайн-прокторинг – процедура наблюдения за ходом сдачи зачета/экзамена проводится удаленно, с использованием специализированного программного обеспечения (зачет/экзамен сдается на внешнем ресурсе в режиме удаленного доступа).
Система управления обучением (англ. Learning Management System, LMS) – информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением.
Система управления образовательным контентом (англ. Learning Content Management System, LCMS) – информационная система, используемая для создания, хранения, сбора и/или доставки образовательного контента, позволяющая представить содержание обучения как совокупность многократно используемых учебных объектов. Система управления образовательным контентом является частью системы управления обучением.
Онлайн-курс – курс, находящийся постоянно в зоне доступа обучающегося, реализованный с применением технологий электронного обучения и доступный в сети Интернет.
МООК – массовые открытые онлайн-курсы – обучающие курсы с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через сетьИнтернет.
Курсы МООК-формата – открытые обучающие онлайн-курсы с интерактивным участием c применением технологий электронного обучения, доступные только во внутренней электронной информационно-образовательной среде техникума.
Онлайн-обучение – метод получения новых знаний в реальном времени, основанный на сетевых технологиях и глобальной компьютерной сети Интернет.
Смешанное обучение (англ. blended learning) – сочетание традиционных форм обучения с элементами электронного обучения.
Пользователи – категории обучающихся, осваивающие образовательную программу с применением дистанционных образовательных технологий, преподаватели, использующие разработанные другими преподавателями ЭО и ДОТ.
Тьютор – исполнитель, реализующий поддержку и оперативный контроль за работой студентов в электронной информационно-образовательной среде.
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Методическое обеспечение электронного обучения с применением ЭО и ДОТ составляют:
- Методические рекомендации по разработке электронных образовательных ресурсов;
- Методические рекомендации по работе в среде MOODLE;
- Рекомендации по организации учебного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Учебно-методическое обеспечение электронного обучения основано на использовании отдельных элементов или блоков электронных образовательных ресурсов, «сгруппированных» в соответствии с рабочими программами учебных дисциплин основы безопасности жизнедеятельности и безопасность жизнедеятельность.
ЭОР должны обеспечивать в соответствии с программой дисциплины (учебного курса):
- организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию), тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых учебных материалов, специально разработанных (методически и дидактически проработанных) для реализации электронного обучения;
- методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку электронного обучения (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы).
Электронный образовательный ресурс на завершенном уровне включает в себя:
- основной теоретический материал, структурированный по разделам в соответствии с рабочей программой;
- систематизированный набор упражнений и задач, обеспечивающий выработку практических умений и навыков;
- методы и средства итоговой оценки усвоения базовых знаний.
Все разработанные в ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум» или отобранные внешние учебно-методические материалы проходят обязательную экспертизу на предмет допуска к использованию в проведении учебного процесса электронного обучения с применением ДОТ.
Состав и содержание конкретных ЭОР, а также, при необходимости, особенности использования и ограничения доступа, должны утверждаться цикловыми комиссиями техникума.
Основная структура электронного учебного курса (дисциплины) реализованного с применением ДОТ, может включать в себя следующее:
- рабочую программу дисциплины (курса);
- структуру ЭОР (оглавление по темам);
- цель и задачи изучения дисциплины;
- введение в дисциплину (история, описание предмета, актуальность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности);
- методические указания по самостоятельному изучению дисциплины;
- перечень модулей курса;
- итоговые контрольно-измерительные материалы по дисциплине;
- тематики для творческих (исследовательских) работ;
- список литературы (основной и дополнительной);
- глоссарий (толковый словарь терминов), персоналии;
- список сокращений и аббревиатур.
Общий объем электронного ресурса определяется преподавателем самостоятельно, исходя из объема основного содержания курса и объема дополнительного материала.
ЭОР может быть при необходимости дополнен справочными изданиями и словарями, периодическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочных систем, электронных словарей и сетевых ресурсов. В состав ЭОР могут входить информационные ресурсы российских и зарубежных юридических и физических лиц в объеме и способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Телекоммуникационное обеспечение заключается в предоставлении ГАПОУ ТО «ИМТ» каждому обучающемуся возможности доступа к средствам электронного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.
IV. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум» доводит до обучающихся информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий выполняются следующие условия:
- местом осуществления образовательной деятельности является ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум»;
- ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум» обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических работников;
- самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий ГАПОУ ТО «ИМТ» самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
- создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
- обеспечивает идентификацию личности обучающегося и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум» вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение.
На основании методических рекомендаций Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 года № 39\04 в соответствии с техническими возможностями образовательная организация организует процесс обучения формирует расписание занятий согласно учебному плану по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по группам и сокращение учебных занятий до 30 минут. Образовательная организация информирует обучающихся и родителей о том, каким образом будет проводиться обучение с использованием ЭО и ДОТ и знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего и промежуточного контроля по учебным дисциплинам и консультациями.
При организации дистанционного обучения преподавателю важно продумать и ответить на следующие вопросы:
1) Какую модель дистанционного обучения выбрать с учетом существующих технических возможностей и степенью собственной ИКТ компетентности, уровня подготовки обучающихся, оценить возможности учащихся при ДО и др.
2) Каким образом обеспечить адекватное изложение учебного материала по предмету.
3) Каким образом обеспечить консультирование обучающихся и родителей в ходе дистанционного обучения.
4) Каким образом обеспечить задавание домашнего задания, выполнение, проверку и оценивание знаний обучающихся.
Основными моделями дистанционного обучения являются:
1) Электронные образовательные платформы.
2) Дистанционные образовательные технологии (видеоконференции, соц. сети, мессенджеры, запись учебных занятий, электронная почта и др.)
3) Кейс – технологии. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудио-, видео- и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей тьюторов.
Модель 1. Дистанционное обучение с использованием ДОТ и ЭО при наличии технических возможностей и устойчивой работы сети Интернет
В соответствии с техническими возможностями и наличием устойчивой работы системы Интернет обучение (проведение уроков, консультаций и др.) по ОБЖ может быть организовано с использованием системы электронного образования техникума (электронный журнал\дневник) или иной образовательной платформы, на которых размещены различные ЭОР по учебным предметам (записи видеоуроков, on-line уроки, электронные формы учебников - ЭФУ, тренажеры, задания, тесты проверки для знаний и др.). При наличии технических возможностей и устойчивой работы сети Интернет педагогам рекомендуется организовать проведение уроков (не более 30 минут) с использованием ДОТ и ЭО. Преподавателям ОБЖ при наличии технических возможностей для проведения учебных занятий (уроков) можно использовать проведение видеоконференций в режиме (on-line) с использованием платформы Скайп. В случае невозможности обеспечить проведение урока по Скайпу в режиме (on-line) или не все обучающиеся имеют возможность для работы в режиме on-line, можно записать урок и направить его в виде ссылки обучающимся.
Вторым важным аспектом при организации дистанционного обучения является задавание домашнего задания, контроль и оценка знаний обучающихся. Контроль и оценку знаний, а также консультирование обучающихся можно построить следующим образом:
1 вариант: обучающиеся получают и выполняют домашнее задание по учебному предмету через систему электронного обучения техникума (электронный дневник\электронный журнал). Выполняют задания в письменной форме и направляют преподавателю выполненные задания обратно (прикрепляют файлы, либо сканы выполненных заданий). Преподаватель проверяет работы обучающихся и оценивает, выставляя отметки в электронном дневнике.
2 вариант: задавание домашнего задания, закрепление и проверку знаний, учитель осуществляет на одной из образовательных платформ – в техникуме на базеплатформы moodle,. Для этого следует предварительно познакомиться с содержанием данных образовательных платформ, способами проведения занятий и проверки знаний, а также зарегистрировать себя и обучающихся.
3 вариант: задавание домашнего задания, консультации и получение отчета о выполнении посредством создания групп в социальных сетях и в мессенджерах (Viber, Whats App и др.) или по электронной почте. Отметки выставляются преподавателем в электронном дневнике.
При осуществлении контроля и оценки знаний, обучающихся следует учитывать:
1. Четко зафиксировать и довести до обучающихся инструменты организации обучения и порядок работы с ними.
2. Определить и показать обучающимся, где будет находится домашнее задание, как и в какое время будет осуществляться его проверка и оценка, а также куда и как они могут обратиться с вопросами.
3. Домашнее задание не должно быть большим и соответствовать по объему изучаемой теме параграфа учебника.
4. На время снизить жесткость критериев оценивания. Принимайте во внимание, что дистанционная форма обучения — это новый для обучающихся формат и пока многие дети и родители к нему не адаптировались.
5. Разделяйте контроль и оценивание. В первое время будет достаточно контроля за самим фактом участия детей в дистанционном обучении и выполнения домашнего задания. Главный критерий в этом случае — соблюдение сроков. Если работа не было выполнена в обозначенный вами срок, обсудите это с учеником или родителями.
6. Не нужно полностью перекладывать контроль на родителей за выполнение домашнего задания. Важно понимать, что — задание давали именно вы, и обратной связи дети ждут от вас.
Модель 2. Дистанционное обучение с использованием электронных образовательных платформ (ЭОР)
Преподаватель организует обучение с использованием образовательной платформы moodle. Для работы на данной платформе необходима регистрация педагога и обучающихся.
Модель 3. Дистанционное обучение с использованием кейс-технологии
В случае отсутствия технических возможностей и устойчивой работы сети Интернет преподаватель может подготовить пакет (кейс) учебных материалов с домашними заданиями и КИМ по конкретной теме, записать их на флэш-накопитель. Обучающиеся в определенное время забирают пакет учебных материалов для обучения на дому. В течение определенного времени, обучающиеся самостоятельно изучают предложенные учебные материалы, выполняют домашние задания и КИМ для проверки знаний, записывают их на флэш-накопитель и направляют обратно преподавателю для проверки. Консультации по возникающим вопросам можно осуществлять по мобильному телефону.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум» ведется учет и осуществляется хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 22 октября 2004 г. 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап развития научно-технического прогресса связан, прежде всего, с глобальными изменениями в процессах информатизации всех сфер жизни общества. В большинстве стран мирового сообщества осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования, главной целью которой является воспитание критически мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего культурного и профессионального уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная интенсивная самостоятельная и самоконтролируемая работа самого обучающегося. Любой заинтересованный в совершенствовании своего образования может обучаться в удобном для него месте, по индивидуальному графику, имея возможность доступа к необходимой информации, специальным средствам обучения.
На правах вывода можно сказать, что дистанционное образование - не только востребованная форма обучения, но и довольно перспективная. Однако для того, чтобы использовать её с максимальной эффективностью, нужно чтобы техническая и теоретическая база были на должном уровне. И, конечно, не последнюю роль играет заинтересованность в образовательном процессе обучаемой и обучающей сторон.
Для успешного внедрения и использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо обеспечить материально- техническую базу, прежде всего каналы связи, для обеспечения высокой скорости доступа к сети интернет. Внедрение ЭО и ДОТ в образовательную организацию осуществляется через ряд этапов, которые требуют планомерной работы с педагогами и родителями обучающихся. Дистанционные образовательные технологии требуют от преподавателя не только профессиональных, но и информационно-коммуникационных, и технологических компетентностей педагогов.
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий позволяет значительно увеличить возможности обучения – расширить охват обучаемых, кардинально улучшить качество обучения.
В настоящее время в техникуме только начинается разработка программ и модулей для изучения дисциплин ОБЖ и БЖД с использованием платформы moodl. Кроме того, рассматривается вариант подготовки онлайн-курсов по дисциплине «Гражданская оборона».
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. N816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
3. Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ. Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2014 г. №ГД 06/381
4. Методические рекомендации «По реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 №ГД-39/04;
5. Положение об организации и использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум»