«ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.
Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми с ОВЗ, позволяет выявить психологические проблемы у ребенка, обнаружить скрытые и подавленные чувства и эмоции. Арт-терапия учит концентрироваться на своих ощущениях, формирует коммуникативные навыки, повышает самооценку и развивает творческие способности, воображение, логику, память и мышление. В процессе занятия творчеством, ребенок избавляется от стрессов, психического напряжения, учится быть внимательным и сосредоточенным. Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свои чувства, свое состояние через игру, сказку, рисунок, танец.
Основная цель «арт-терапии» состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Арттерапию используем как в групповой, так и в индивидуальной форме.
В качестве материалов на занятиях использую краски: гуашь, акварель, акрил; пластилин, соленое тесто, песок для лепки; цветной картон, цветную бумагу, бархатную бумагу; вату, различные крупы и т.д.
На сегодняшний день существует множество методов арт-терапии для детей: (слайд 3)
Игротерапия
Сказкотерапия
Изотерапия
Пескотерапия
Музыкатерапия
Цветотерапия
Танцевальная терапия
В настоящее время отмечается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Проживая каждый день с такими детьми, мы, как специалисты активно используем в работе методы арт-терапии.
Уникальность работы по Арт-терапии заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т.е. инициирует резервные возможности как для детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Арт-терапия не имеет противопоказаний, и с этой точки зрения трудно её переоценить её значение.
В своей работе используем следующие техники арт-терапии:
ИЗОТЕРАПИЯ. Одним из основных методов арттерапии, используемых нами, является изотерапия – выражение своих чувств и эмоций с помощью рисунка. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, координации движений. Этот метод используем с такими категориями как: дети с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, с нарушениями речи для снятия уровня агрессивности, тревожности. Так же возможно использовать метод для развития воображения ребёнка. Дети работают с красками, карандашами и прочими изобразительными средствами, при помощи которых можно создать изображение. Мы не учим их рисовать, а даём возможность создать такое произведение, которое будет только его. Художественные и изобразительные средства подбираем по принципу простоты и эффектности. Ребёнок не должен испытывать трудности в получении изображения с помощью этой техники. Малейшие усилия должны быть им интересны, приятны.
Рисование пальцами. Нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребёнка не требуется развитой мелкой моторной координации, поэтому отлично подходит в работе с детьми с умственной отсталостью и детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка. Детям очень нравиться рисовать пальцами и ладошками. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь.
Мандалотерпия. Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены тревожности. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления. Работа с мандалой требует концентрации, так как рисунки очень мелкие, поэтому используем эту технику с детьми более старшего возраста. Во время работы можно поговорить с ребёнком на сокровенные темы. Медитация с мандалами также является формой очень эффективного самолечения, как для детей, так и для взрослых. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с детьми при работе с мандалами.
Аквагрим. На наших занятиях с детьми мы используем также краски для аквагрима и рисуем рисунки на лице, руках. Это помогает детям с ОВЗ успешно адаптироваться к социуму. А еще это просто весело и доставляет ребенку массу удовольствия! (видеофрагмент «Изотерапия»).
Музыкальная терапия. Используем также релаксационный метод как средство стабилизации эмоционального фона. Нами замечено, что при прослушивании классической музыки и звуков природы дети становятся более спокойны и расслаблены.
Игротерапия. Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что, когда внимание ребёнка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться куда больших результатов. Стимулировать детей к игре не приходится, они делают это с удовольствием.
Сказкотерапия. Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, включаем в работу с детьми с любой нозологией.
Песочная терапия. На занятиях используется рисование песком на песочных столах. Песочная терапия хорошо сочетается с прослушиванием сказки.
Применяем метод «Рисование сказки» после ее прослушивания. Ведь рисуя, ребёнок воплощает всё, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Возможен вариант слепить сказку или представить в виде аппликации. После песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными, активней взаимодействуют с другими детьми, у них повышается интерес к занятиям, так как всё происходит в естественной и привычной для ребёнка игровой форме. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Чаще, это классическая музыка, которая стимулирует воображение и помогает ребенку снять психоэмоциональное напряжение (видеофрагмент).
Арт-терапевтические методы применяем не только в коррекционно-развивающей работе с учащимися, но и родителями, а также с педколлективом на различных тренингах и семинарах-практикумах.
Сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии с детьми с ОВЗ, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает достичь желаемого эффекта в развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог-психолог: Газизова Л.А.