ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА ПО РАЗДЕЛАМ «ЖИВОТНЫЕ» И «ЧЕЛОВЕК»
Студентка: Колпашникова Софья Дмитриевна,
Руководитель: Ярославцева Ирина Игоревна
Свердловская область, г. Камышлов
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится все более актуальной в современной педагогической практике. Количество детей с физическими или психическими нарушениями возрастает. Интегрирование таких детей в массовую школу ставит перед педагогами не только воспитательные и обучающие, но и коррекционные задачи. Каждый ребенок с ОВЗ имеет свои особенности, но можно выделить и общие трудности, и проблемы, с которыми педагогам приходится работать на уроке: проблемы замедленного и ограниченного восприятия; недостатки развития моторики и речевого развития, недостаточная познавательная активность, неуверенность в себе, зависимость от окружающих.
Актуальность разноуровневых заданий заключается прежде всего в том, что это - задания, которые предлагаются учащимся на разных уровнях сложности с целью индивидуализации обучения. Такой подход позволяет учителю учесть индивидуальные способности и потребности каждого ученика и создать оптимальные условия для его развития. Разноуровневые задания стали неотъемлемой частью современной педагогики и активно применяются в образовательных учреждениях.
Разноуровневые задания можно использовать на разных этапах работы: при изучении нового материала, при учете знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, самостоятельные и контрольные работы, организация работы над ошибками, уроки закрепления, дифференцированная домашняя работа.
Применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Они ощущают себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках.
Главной особенностью представленной нашей работы является создание разноуровневых заданий для умственно отсталых детей, которые включает в себя задания, направленные на формирование базовых логических действий. По двум разделам и четырем темам разработаны разноуровневые задания для низкого уровня и высокого. Для таких детей при решении заданий прилагаются слова-помощники, алгоритмы выполнения работы. Это необходимо, поскольку у детей с УО недостаточно развита память, мышление, умение анализировать, классифицировать и интерпретировать предложенную информацию.
Комплект разноуровневых заданий адресован педагогам, которые работают с детьми УО с легкой степенью по разделам «Животные» и «Человек», студентам педагогических специальностей при планировании и организации уроков в рамках преддипломной практики.
Под комплектом понимается - полный набор каких-нибудь предметов, в совокупности составляющих что-нибудь целое. (Ушаков Д.Н.)
Стоит отметить, что разноуровневые здания реализуют возможность творческого подхода и индивидуального суждения, поиска необходимых источников информации при выполнении поставленных задач.
Разноуровневый подход в педагогической практике к заданиям имеет следующие положительные черты:
- при составлении разноуровневых заданий учитель может определить, до какого уровня сложности должно быть усвоение учебного материала;
- позволяет учителю делать вывод о личностно-ориентированном состоянии каждого ученика;
- овладение разноуровневым подходом дает возможность учителю проводить диагностику, следить за динамикой интеллектуального развития обучающегося;
- только систематическое использование разноуровневых заданий может приносить хорошие результаты.
Кроме того, разноуровневые задания позволяют стимулировать учеников, создавая чувство достижения и прогресса. Ученики, выполняя более сложные задания и преодолевая трудности, получают большую мотивацию и чувство удовлетворения. Это помогает ученикам развивать уверенность в своих потребностях и стремление к достижению лучших результатов.
Таким образом, разноуровневые задания – это важный инструмент в образовательном процессе, который помогает стимулировать учеников и создает условия для успешного их развития. Они позволяют индивидуализировать обучение, учитывая разные уровни учеников и создавая оптимальные условия для их развития.
Список источников
1. Под научной редакцией М. Пишчек. Учебное пособие: Руководство по работе с детьми умственной отсталостью. URL: http://detdomsheb.ru/uploads/file/rukovodstvo.pdf
2. Статья. Т.В. Овчинникова. Разноуровневые задания в начальной школе. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/raznourovnevye-zadaniya-na-urokah-v-na/
3. Учебное пособие. В.Г. Петрова, И.В. Белякова. Психология умственно отсталых детей. URL: https://sdo.mgaps.ru/books/K3/M5/file/4.pdf
4. Учебное пособие. Л.В. Шипова. Познавательные процессы у детей с умственной отсталость. URL: https://obuchalka.org/20191226116883/poznavatelnie-processi-u-detei-s-umstvennoi-otstalostu-uchebnoe-posobie-shipova-l-v-2018.html