* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Сибирцева Наталья Васильевна,

учитель ОГБОУ «Валуйская СОШ № 4» Белгородской области,

Валуйский городской округ

В настоящее время стратегические документы в сфере образования ориентированы на развитие личности обучающихся, их познавательных и созидательных способностей.

Так в «Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года» подчеркивается, что для достижения современного качества образования нужно активно использовать потенциал искусства в целях творческой самореализации личности. В реализации данной задачи важная роль отводится предметам эстетического цикла [1].

Именно на уроках музыки возможно создание наиболее благоприятной обстановки для всестороннего развития обучающегося, раскрытия потенциала его творческих способностей и перспектив направления его будущей деятельности.

Современный урок музыки – это урок, на котором применяются современные педагогические технологии, используются электронные музыкальные инструменты и цифровые образовательные ресурсы [3]. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, где основное содержание оставляют эмоции и их субъективное переживание [4]. Подобное содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы, новых средств и ресурсов.

Сделать урок музыки современным позволяет использование инновационных технологий, что способствует значительному повышению качества образования.

Важным основанием для постижения новшеств современной музыкальнообразовательной теории и практики является методика музыкального образования [4].

В условиях реализации ФГОС учителю необходимо использовать в своей работе основные инновационные технологии, необходимо постоянно обогащать школьный репертуар музыкой разных направлений и стилей, что помогает обучающимся осознать связь музыки с жизнью, внутренним миром человека [2].

Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов и продиктован самой жизнью. Использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе обучающихся. Так как урок музыки проводится один раз в неделю, ведущая задача для учителя состоит в увеличении интенсивности урока, его насыщенности, повышения познавательного интереса и качества обучения.

Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии. В настоящее время существует множество цифровых и электронных образовательных ресурсов (сокращенно ЦОР и ЭОР), которые могут использоваться в практике работы современного учителя музыки. Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая в сети. Для использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе наиболее применимы следующие методы: метод проектов, метод информационного ресурса; метод демонстрационных примеров [5].

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса [5]. Важное достоинство ЭОР состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение.

При проведении уроков музыки нами эффективно применяются следующие цифровые средства:

1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов.

2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют обучающимся основные положения учебной темы особенно эффективен на уроках в начальных классах.

3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии.

4. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.

5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность обучающимся участвовать в их исполнении в процессе работы с ЦОР.

6. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов

7. Творческие (интерактивные) задания для обучающихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры.

На сегодняшний день существует много различных электронных изданий, которые могут быть использованы в музыкально-образовательной деятельности. "Энциклопедия классической музыки" включает 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания. Показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их звучания. Более ста статей познакомят с самыми известными исполнителями всего мира. Авторы рассказывают о десяти основных жанрах музыки (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. Информационные технологии позволяют обучающимся вместо творчески подготовить увлекательную презентацию.

При работе над презентацией обучающемуся необходимо провести огромную научно-исследовательскую работу, проанализировать большое количество источников информации, что позволяет превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. В процессе демонстрации презентации обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.

Таким образом, полноценное внедрение цифровых ресурсов с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество знаний по предмету.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования становится базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала и гармонического развития личности обучающегося в целом.

Итак, урок музыки с применением современной информационно-цифровой поддержки развивает творческие способности и эстетический вкус обучающихся. В педагогической деятельности необходимо использование и внедрение инновационных технологий, так как они отвечают всем современным требованиям образования, уроки музыки становятся интересными, яркими, познавательными и позволяют формировать универсальные учебные действия.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» от 04 октября 2000 года № 751 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrinadok.html (дата обращения 08.09.2021)

2. Красильников И. М. Педагогика цифровых искусств - новое направление развития теории и практики музыкального образования // Музыка и электроника. - 2013. - № 1.

3. Лисова Т.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в музыкальном образовании школьников // Студенческие научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/07/2456 (дата обращения: 14.09.2021).

4. Орлова Е. В. Об инновациях в преподавании музыкально-теоретических предметов и не только // Медиамузыкальный блог. 28.03.2015. URL: http://blog.mediamusic-journal.com/?p=904(дата обращения 08.09.2021)

5. Суслова Н.В. Цифровые технологии на уроках музыки в школе//Музыкальное искусство и образование.2013. №2 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologiina-urokah-muzyki-v-shkole (дата обращения: 13.09.2021)