Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное е образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский техникум металлообработки и машиностроения»

(ГБПОУ РО «ВТММ»)

Доклад

на тему: «Применение современных технологий организации практического обучения и производственной практики в деятельности мастера производственного обучения»

Подготовил:

Егоров Александр Владимирович,

мастер производственного обучения

1 квалификационной категории

г. Волгодонск 2024

ВВЕДЕНИЕ

Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. Изменилась общая логика развития производственной деятельности и это касается всех видов труда – от самого простого физического до сложного умственного. Проявляются совершенно новые тенденции, о которых ранее даже не упоминали. От понимания этой ситуации обществом в целом и, особенно, специалистами, работающими в сфере образования, зависит успех продвижения нашей страны к развитию и процветанию.

Система профессионального образования в России претерпевает трансформации, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство; как следствие, происходят изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В связи с социально-экономическими изменениями в мире и в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию

ТЕ

ОРЕТИЧЕСКОЙ

РАЗДЕЛ

В соответствии с Паспортом  национального проекта "Образование", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), и во исполнение пункта 2.1.1. Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 7 декабря 2018 г. N 3:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации  о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена.

Подписанный заместитель министраИ.П.Потехиным.

Методические рекомендации предназначены для руководителей и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования, а также иных участников аттестационных процедур.

Проведение аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена предполагает вариативность видов аттестации, в том числе:

с учетом опыта чемпионатов «Профессионалы» ;

в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

с учетом требований корпоративных стандартов работодателей.

Вариативность видов аттестации реализуется через возможность проведения демонстрационного экзамена как в процедурах итоговой аттестации, так и в процедурах промежуточной аттестации по программам среднего профессионального образования.

Демонстрационный экзамен – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам СПО образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает:

Моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;

Независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;

Определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.

Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций означает применение модели независимой оценки качества подготовки кадров.

Демонстрационный экзамен проводится на площадке, аккредитованной Союзом в качестве центра проведения демонстрационного экзамена. Аккредитация проводится бесплатно. Образовательная организация самостоятельно определяет площадку для проведения демонстрационного экзамена, которая может располагаться как в самой образовательной организации, так и в другой организации на основании договора о сетевом взаимодействии. Ответственность сторон, финансовые и иные обязательства определяются договором о сетевом взаимодействии.

Мастерские, оснащаемые современной материально-технической базой по одной из компетенций, в рамках реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" должны использоваться в качестве центров проведения демонстрационного экзамена при условии соблюдения установленных требований.

Образовательная организация обеспечивает реализацию процедур демонстрационного экзамена как части образовательной программы, в том числе выполнение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, соответствие санитарным нормам и правилам.

Запрещается использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся.

Так звучат основные тезисы «Распоряжение Минпросвещения России от 01.04.2019 N Р-42 (ред. от 01.04.2020) "Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена"»

Что нужно, и что мы делаем для реализации поставленных задач, опишу подробно в Практическом разделе.

2.ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1 Демонстрационный экзамен как новый подход к обучению

ГБПОУ РО «Волгодонский техникум металлообработки и машиностроения». Наше учебное заведение в 2018 году участвуя в конкурс «Пять мастерских» устроителем конкурса являлось Министерство Просвещения России.

По итогом конкурса, наше учебное заведение стало обладателем Гранта. Деньги выделены на модернизацию и развития мастерских в соответствии стандартов WorldSkills.

Став обладателем современных мастерских и оборудования. К нашему учебному заведение стали предъявляться новый требования к подготовка высоко квалифицированных специалистов.

Учебное заведение прошло все этапы аккредитации мастерских.

С изменением требований изменился и подход к обучению.

Одними из важнейших факторов, качественного и эффективного обучения на производственной (профессиональной) практике являются:

комплексное методическое обеспечение (нормативными, учебно-методической документаций, средства обучения и контроля),

подготовка мастера производственного обучения к уроку,

правильный выбор методов обучения, составление плана занятия,

используемые педагогические технологии,

методика ведения вводного, текущего и заключительного инструктажей

Мастера производственного обучения прошли профессиональную переподготовку. Обучение проходило в два этапа.

Этап первый – обучение в овладении новым современным оборудованием, обучение проводили специалисты предприятий поставляющих станки. Так как новые станка оснащены электронными устройствами.

В зависимости от модели станков и менялся курс обучения. Для освоения станков с ЧПУ фирмы DMG MORI(немецко-японская фирма) обучение проходило с отрывом от производства на протяжении 4 недель. Обучения вели сертифицированные тренеры.

По окончании обучение мастера получили сертификаты о прохождении теоретического и практического курса по компетенции «Токарных и фрезерных станках с ЧПУ».

Этап второй обучение мастеров производственного обучения на площадке Академии и получение сертификата подтверждающего право проведения Демонстрационного экзамена.

Я, как мастер ведущий обучение в группах, где формой промежуточной аттестацией определен демонстрационный экзамен, прошел очное обучение на сертифицированной площадке города Санкт-Петербурга, итогом обучения был демонстрационный экзамен и получение Skil паспорта с правом проведения ДЭ.

Практические занятия составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных учреждений СПО. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений, являющихся составной частью профессиональных и общих компетенций

Для проведения уроков производственного обучения мастерские оснастили современной техникой.

При проведении вводного инструктажа, использую видео уроки. Достоинством видео урока является хорошая наглядность, так как ни кто, и не что не закрывает обзор. По окончанию просмотра видео по теме урока мастер дает пояснения. Обязательно вовлекая в беседу обучающихся.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделю некоторые:

информационно-коммуникационные технологии;

игровые технологии;

проблемное обучение;

кейс-технологии;

личностно-ориентированные технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Главная цель учебной практики – практическое обучение студентов профессиональному производительному труду, Располагать знаниями – это еще не значит уметь их использовать. Разрыв между теорией и практикой возникает в силу того, что учебный процесс в основном ориентирован на накоплении информации. В связи с этим и необходимы активные методы обучения, которые бы давали возможность научить практической работе еще до того, как наступит реальная ситуация, научить такому опыту, который нельзя передать словами и который приобретается в процессе действия, участия, принятия решений, дискуссий.

Деловые игры в производственном обучении (игры учебно-производственного характера) – метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих и конкретных практических задач, максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры воспроизводят действия участников, стремящихся найти наиболее оптимальные пути решения производственно-технических, социально-экономических, управленческих проблем.

Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Использование игровых форм обучения позволяет существенно пересмотреть процедуру контроля знаний. Игровые ситуации вырабатывают у обучающихся способность к критической оценке другого, действующего производства, умения находить решения по его совершенствованию и являются стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний, умений, навыков. И в этой связи следует не забывать о том, что очень важно мастеру производственного обучения в процессе игры помогать общению между обучающимися.

Мастер является организатором игровых ситуаций, и тут должны проявляться его организаторское мастерство и способность уметь направлять игру в нужное русло, придав ей азарт, интерес и помочь учащимся правильно разрешить сиюминутную ситуацию. Игровой темп также зависит от мастера. Он должен уметь четко и понятно изложить условия игры, организовать быструю раздачу игрового оснащения.

Перед началом текущего инструктажа, мастер обязательно проводит показ у станка обращая внимание обучающих, на особенности выполнения операций, настройки инструмента и оборудования, последовательность действий. Особое внимание, нужно обратить, на правила безопасного труда, на бережное обращение с инструментом и оборудованием.

Мастер не только обучает, но и воспитывает своих студентов.

Обязательным действием после показа является вовлечение двух - трех студентов в процесс повтора упражнения. Только после правильного повтора студентами упражнения можно расставлять их по рабочим местам для отработки темы урока.

Во время текущего инструктажа мастер следит за правильностью выполнения упражнения студентами. Если возникают грубые ошибки останавливается процесс и мастер акцентирует внимание студентов на том аспекте, где ошибка. При объяснении применяется и индивидуальный и групповой метод показа.

В каждой группе выделяются несколько студентов которые быстро и точно способные осваивать тему урока. И именно этих студентов целесообразно привлечь в качестве помощников.

Для того что бы студенты показали хорошие результаты на ДЭ. Во время обучения уделяем много внимания отработки операций. Обучение проводится с обязательным применение инструкционно-техологических карт.

Отработка операций, умение настраивать оборудование, умение пользоваться инструментом и приспособлениями. Только после того как обучающейся освоит все операции мы запускаем комплексные работы. Задание берем с последнего чемпионата. Учим студентасоставлять техпроцесс, затем идет разбор в процессе разбора техпроцесса участвуют все высказывая свое мнение. Мастер корректирует если это необходимо. Разбираем каждую мелочьакой инструмент будем применять, какие выбираем режимы резания. (мастер на примере в процессе обработки предлагает изменить режимы резания и обращает внимание студентов на то как себя ведет станок и деталь) тем самым студент наглядно видит разницу. Ведь от режимов резания зависит и качество обработанных поверхностей, и время выполнения задания.

Каждый студент обязательно должен самостоятельно составить техпроцесс и произвести обработку детали. Тем самым он проверит правильность выбора маршрута обработки и время затраченное на обработку детали.

На современном этапе, для выпуска квалифицированных и конкурентно способных специалистов на рынке труда. Нужно изменить не только материально - техническую базу учебного заведения, но и изменить себя. Учить и учиться самому, постоянно применять КОС в обучении, регулярно их корректируя. применять разные формы и методы. Урок не должен быть скучным и однообразным.

Компетенция — это готовность (способность) студента использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий

Ключ к успеху – работа в команде.

- Тесная связь с преподавателями специальных дисциплин.

- Повторение теоретических знаний на уроках производственного обучения использование тестов для проверки знаний и умений.

- Взаимозаменяемость мастер п/о работающий в параллельных группах помогает в подготовки и проведении урока.

- Не оставлять ни одного студента без внимания. Каждый обучающейся должен получить объективную оценку в конце урока с разъяснением положительных и отрицательных моментов.

- Повышение квалификации мастера п/о

- Самообразование мастера п/о.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работаю не одно десятилетие в образовательной организации, убежден, что качественная подготовка к уроку неотъемлемая часть моей успешной работы. Меняется оборудование, режущие и измерительные инструменты, меняется поколения студентов, урок оснащается новыми гаджетами, меняются формы ведения уроков. И все это будет сведено к нулю, если педагог не готов к уроку.

Одними из важнейших факторов, качественного и эффективного обучения на производственной (профессиональной) практике являются:

- комплексное методическое обеспечение (нормативными, учебно-методической документаций, средства обучения и контроля),

- подготовка мастера производственного обучения к уроку,

- правильный выбор методов обучения, составление плана занятия,

- используемые педагогические технологии,

-методика ведения вводного, текущего и заключительного инструктажей.

Мастеру недостаточно знать содержание предметной части производственного обучения, владеть профессиональными навыками и умениями в совершенстве. Мастеру п/о постоянно необходимо решать вопросы как передавать эти знания, навыки и умения своим студентам и как достичь высоких результатов образовательного процесса.

Внедряя в работу комплексное сочетание методик и технологий в системе занятий, я пришел к выводу, что использование и эффективное применение мастером производственного обучения в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик приводит к стабильным результатам освоения студентами образовательных программ. Повышению учебной мотивации студентов) служит информатизация учебного процесса. Внедрение информационно-коммуникационных технологий на занятиях учебной практики рассматривается как источник дополнительной информации по материалу занятия, способ самоорганизации труда и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода в обучении, способ расширения зоны индивидуальной активности каждого студента.

Педагогическая технология действует как целостный механизм; внутри данного механизма все компоненты образуют определенную структуру, заданную целью образования.

Человек не рождается токарем, сварщиком, профессионалом своего дела. Этому его нужно учить. А для этого мастер сам должен всю жизнь учиться, искать новые и новые пути совершенствования мастерства.

Моим результатом ; успешное участие моего студента на Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ - призер 2 место и успешно проведенный демонстрационный экзамен по профессии Токарь. Призер регионального чемпионата «Профессионалы 2023» по компетенции «Работы на токарных универсальных станах», призер отборочного тура и участник финала Чемпионата в городе Санкт-Петербург 2023

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

Библиографическая запись. Б

иблиографическое описание

ГОСТ

Р

7 0 100 2018 Москва

стандартинф

орм

2018

2. http://www.consultant.ru/ Консультант плюс Документ Паспорт национального проекта «Образование» утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16 , (дата обращения 05.02.2024)

3.https://pandia.ru/text/78/399/54948.php Подготовка мастера производственного обучения к уроку, (дата обращения 05.02.2024)

4. https://втмм.рф/ Официальный сайт ГБПОУ РО «ВТММ»