Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с ОВЗ на уроках технологии
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет важную задачу для современного общества, решаемую, в том числе, в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе при обучении на уроках технологии, так как эти уроки предполагают работу с различными инструментами и материалами. Важно учитывать физические и психические особенности каждого ребенка и создавать условия для комфортного и безопасного обучения.
Необходимо учитывать психологические особенности детей с ОВЗ: трудность работы в группе, при контакте с новыми людьми, трудность восприятия информации, коммуникативные проблемы. Из-за частого отсутствия у них мотивации возникают затруднения в процессе обучения
Разнообразие наглядного материала и дидактических пособий позволяет решить эту проблему. В связи с развитием компьютерных технологий в настоящее время актуальным является использование различных интерактивных систем в образовании и реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Как показывает практика, включение в процесс обучения интерактивных систем положительно сказывается на эмоциональном отношении детей к занятиям. Возможность интерактивного взаимодействия, реалистичность, динамичность и яркость представляемого изображения, полисенсорность воздействия делают компьютер незаменимым инструментом в руках педагога. Один из аспектов – безопасность, индивидуальный адаптированный подход, комфортная атмосфера, игровой формат.
В основу ФГО Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
- признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
- признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
- развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
- разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;
- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности
Важной составляющей современного образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, в том числе и на уроке технологии, является создание интерактивной среды, позволяющей существен расширить возможности ребенка.
Интерактивные и мультимедийные средства, используемые на уроках технологии, призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми навыками. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления развивающей информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.
Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации в ходе урока.
Таким образом, интерактивная среда, включающая в себя разные направления деятельности – это комплекс средств, расширяющий возможности предъявления развивающего материала, позволяющий усилить мотивацию ребенка.
Использование интерактивных компонентов на уроках технологии позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом воздействия.
Среди главных преимуществ использования интерактивных систем в работе учителя технологии можно выделить следующие:
1. Использование ИКТ как средства демонстрации наглядного материала повышает интерес детей к занятию, делает его более привлекательным и захватывающим.
2. Возможность манипулировать объектами на экране и на полу привлекает внимание ребенка, снижает его утомляемость, а также экономит время специалиста (отпадает необходимость использования множества карточек и прочих печатных методик).
3. С помощью ИКТ появляется возможность моделировать ситуации, которые сложно пронаблюдать или обыграть с помощью традиционных методов коррекции.
Одной из инновационных технологий, используемых для работы с детьми с ОВЗ в начальном звене является технология использования «интерактивного рабочего листа», которая позволяет учителю эффективно организовать деятельность детей.
Целью работы с интерактивным «рабочим листом» является не запоминание или повторение конкретного учебного материала, а овладение новым способом действия.
Интерактивный рабочий лист помимо рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним.
- предназначен для самостоятельной работы учеников на уроке или дома;
конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, активную работу ученика с ним;
- работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации (как бумажных, так и Интернет-источников).
Основными достоинствами рабочих листов являются:
возможность неоднократного копирования, как учеником, так и учителем;
комментирование работ с последующим редактированием содержания либо ответов;
быстрота замены информации на уже созданном листе;
возможность заполнения в домашних условиях (при актированных днях, болезни ребёнка, в качестве дополнительного домашнего задания).
Технология использования интерактивного рабочего листа очень проста:
1) учитель создает и публикует интерактивный рабочий лист в среде электронного обучения (ссылкой или вставляя в страницу кодом);
учитель также дополнительно создает копию этого листа для клонирования шаблона каждым учеником.
В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей - от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы.
Ниже приведена типология ИРЛ:
использование элементов веб-квеста - проблемных заданий, объединенных общей темой или идеей с элементами ролевой игры и с пошаговым описанием процедур;
включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы;
разработку системы заданий на функциональную грамотность чтения при работе со сплошными и несплошными текстами;
использование системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации, умения отбирать главное и второстепенное, схематизировать и т.д. В основном, это графические листы;
конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование интерпретацию информации из Интернета.
Обратная связь от учителя в технологии ИРЛ чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного рабочего листа, либо развернутого текста с анализом результатов целой группы (включающего примеры и пояснения), предназначенного для сообщества, класса, группы.
Таким образом, применение таких инновационных методов как интерактивный рабочий лист, при работа с детьми с ОВЗ на уроках технологии в значительной степени повышает эффективность коррекционного и профилактического воздействия, эмоционально заряжая ребенка, мотивирует его взаимодействовать с педагогом и сверстниками, делает занятие более разнообразным, интересным и может стать эффективным инструментом развития ребенка .
При использовании интерактивных методов ребенок становится полноправным участником процесса восприятии, он находится в самостоятельном поиске для расширения своих возможностей.
В сочетании с традиционными методиками и технологиями они создают богатую окружающую обстановку – развивающую среду. Это важное условие подготовки ребенка к будущей самостоятельной жизни и деятельности, как в умственном, так и в физическом планах. А в будущем – и к выбору жизненного пути.