МОУ «Метелевская СШ»
Можем ли мы организовать работу внутри школы так, чтобы соответствовать всем современным стандартам только с помощью взаимодействия учительученик в рамках урока? Как показывает практика, нет. Именно поэтому был введён особый вид взаимодействия учителя с учениками, позволяющий удовлетворить совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования — внеурочная деятельность.
Ранее внеурочная работа зачастую сводилась к проведению лишь мероприятий, отделенных от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка на уроках в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. Очевидно, что такая организация внеурочного времени перестала удовлетворять учителей, родителей и самих учащихся.
Но вопрос о правильном и гармоничном внедрении её в учебно- воспитательный процесс на сегодняшний день до сих пор актуален. Система образования постоянно претерпевает различные изменения, совершенствования, и наша задача как педагогов идти наравне с ними. При организации внеурочной работы многие учителя (особенно молодые) испытывают большие трудности: одни из них не знают, с чего начать и как правильно проводить подобные занятия, другие затрудняются в подборе материала, а третьи не учитывают специфики внеурочной работы, строят её по образцу уроков.
Отличительные особенности внеурочной деятельности:
возможность выбора детьми формы своего участия;
активность и самостоятельность;
личностная значимость деятельности, творчество;
л
ичностная ориентированность работы педагога;
опора на ценностные отношения;
сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов;
системность, предполагающая выбор методов, форм, средств организации.
Исходя из особенностей внеурочной деятельности, строятся и ее принципы. Прежде всего, любая работа в рамках учебно-воспитательного процесса строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода и т.д. Эти принципы реализуются на этапе отбора материала и при проведении самих внеурочных мероприятий.
Так, например, общедидактический принцип индивидуального подхода к учащимся имеет большую значимость при проведении внеурочных занятий. Так, внеурочная деятельность даёт возможность детям и родителям выбора определенного направления. Доказательством этого являются в свою очередь прописанные во ФГОСе требования:
« В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
внеурочная деятельность».
Со спецификой целей и задач внеурочной деятельности тесно связаны также ее частнометодические принципы.
1) Принцип добровольности — заключается в свободном выборе учащимися направления внеурочной деятельности.
2) Принцип индивидуализации — принцип, предполагающий учет индивидуальных особенностей учащихся.
3) Принцип занимательности предполагает отбор таких дидактических материалов, методов, приемов и форм работы, которые позволяют стимулировать интерес детей
4) Принцип активности и самостоятельности предполагает обеспечение активной деятельности школьников, которая задействует все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь).
5) Принцип взаимосвязи внеурочных занятий с урочными. Содержание внеурочных мероприятий дополняет, углубляет материал, изученный на уроке.
6) Принцип сотрудничества состоит в создании условий для совместной деятельности взрослых и детей, а также самих детей друг с другом на основе уважения, диалогического общения.
7) Принцип межкультурного взаимодействия, поликультурный характер современной школы обязывает педагога учитывать национально-культурные особенности учащихся.
Внеурочная деятельности строится на целой совокупности различных принципов, позволяющих реализовать все требования, предъявляемые к правильной организации учебно-воспитательного процесса в современном образовательном учреждении.
Статья учителя начальных классов
Афлятуновой З.Н.
Метелева, 2024г.