* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

МОУ «Метелевская СШ»

Можем ли мы организовать работу внутри школы так, чтобы соответствовать всем современным стандартам только с помощью взаимодействия учительученик в рамках урока? Как показывает практика, нет. Именно поэтому был введён особый вид взаимодействия учителя с учениками, позволяющий удовлетворить совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования внеурочная деятельность.

Ранее внеурочная работа зачастую сводилась к проведению лишь мероприятий, отделенных от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка на уроках в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. Очевидно, что такая организация внеурочного времени перестала удовлетворять учителей, родителей и самих учащихся.

Но вопрос о правильном и гармоничном внедрении её в учебно- воспитательный процесс на сегодняшний день до сих пор актуален. Система образования постоянно претерпевает различные изменения, совершенствования, и наша задача как педагогов идти наравне с ними. При организации внеурочной работы многие учителя (особенно молодые) испытывают большие трудности: одни из них не знают, с чего начать и как правильно проводить подобные занятия, другие затрудняются в подборе материала, а третьи не учитывают специфики внеурочной работы, строят её по образцу уроков.

Отличительные особенности внеурочной деятельности:

возможность выбора детьми формы своего участия;

активность и самостоятельность;

личностная значимость деятельности, творчество;

л

ичностная ориентированность работы педагога;

опора на ценностные отношения;

сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов;

системность, предполагающая выбор методов, форм, средств организации.

Исходя из особенностей внеурочной деятельности, строятся и ее принципы. Прежде всего, любая работа в рамках учебно-воспитательного процесса строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода и т.д. Эти принципы реализуются на этапе отбора материала и при проведении самих внеурочных мероприятий.

Так, например, общедидактический принцип индивидуального подхода к учащимся имеет большую значимость при проведении внеурочных занятий. Так, внеурочная деятельность даёт возможность детям и родителям выбора определенного направления. Доказательством этого являются в свою очередь прописанные во ФГОСе требования:

« В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

внеурочная деятельность».

Со спецификой целей и задач внеурочной деятельности тесно связаны также ее частнометодические принципы.

1) Принцип добровольности заключается в свободном выборе учащимися направления внеурочной деятельности.

2) Принцип индивидуализации принцип, предполагающий учет индивидуальных особенностей учащихся.

3) Принцип занимательности предполагает отбор таких дидактических материалов, методов, приемов и форм работы, которые позволяют стимулировать интерес детей

4) Принцип активности и самостоятельности предполагает обеспечение активной деятельности школьников, которая задействует все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь).

5) Принцип взаимосвязи внеурочных занятий с урочными. Содержание внеурочных мероприятий дополняет, углубляет материал, изученный на уроке.

6) Принцип сотрудничества состоит в создании условий для совместной деятельности взрослых и детей, а также самих детей друг с другом на основе уважения, диалогического общения.

7) Принцип межкультурного взаимодействия, поликультурный характер современной школы обязывает педагога учитывать национально-культурные особенности учащихся.

Внеурочная деятельности строится на целой совокупности различных принципов, позволяющих реализовать все требования, предъявляемые к правильной организации учебно-воспитательного процесса в современном образовательном учреждении.

Статья учителя начальных классов
Афлятуновой З.Н.

Метелева, 2024г.