Я, Михеева Ольга Сергеевна, работаю в подготовительной группе №5 «Лимпопо»
Образование- высшее.
Стаж работы в ДОУ- 9 лет
Целью моей работы по самообразованию в 2020-2021 году было: приобщение детей дошкольного возраста к русой народной культуре с использованием регионального компонента посредствам музейной педагогики.
В процессе самообразования были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу и интернет ресурсы по данной теме
Дать детям первоначальные представления о
народных промыслах родного края
, приобщать их к родной культуре.
Познакомить с историей возникновения
романовской игрушки
, с технологией её изготовления и росписи.
Развивать положительные мотивации, активный интерес к
народным промыслам родного края
.
Формировать художественно-творческих способностей у детей.
Воспитание у детей чувства гордости за родной край.
Создание мини-музея в группе «Романовская игрушка»
Актуальность. Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль народного декоративно-прикладного искусства переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.
Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошкольников к традиционному искусству.
В сентябре в ходе проведенного мониторинга было выявлено, что большинство детей мало знают о промыслах родного края. И с октября по ноябрь я занималась изучением литературы и интернет ресурсов по данной теме:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской - народной культуры”.
2. И. А. Колобкова “Романовская глиняная игрушка” “ГРИ” 1995г.
3. А. Грумкин “Липецкая народная игрушка” ж. Д/в 1971 -2.
4. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» 5. Рыжова, Н. А. Мини-музей в детском саду [Текст]/Н. А. Рыжова. – М., 2008г. )
В декабре я посетила мастер-класс в «Областном центре романовской игрушки», где собрала много информации, приобрела опыт создания глиняной романовской игрушки и приобрела игрушки для последующего создания в группе мини-музея романовской игрушки.
В январе провела беседу с деть о народных промыслах Липецкого края, где основной упор сделала на знакомство с «Романовской игрушкой». Беседа сопровождалась показом презентацией на данную тему.
В феврале в совместной работе с родителями мы создали мини-музей романовской игрушки и оформили альбом «романовская игрушка». Дети с удовольствием рассматривают экспонаты музея и еще больше начали интересоваться промыслами родного края
В марте разработала и провела нод « В гости к романовской игрушке». Дети сформировали представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами пользуются мастера (глина, печь); познакомились с разнообразием романовских игрушек, и их характерными особенностями. В конце занятия ребята раскрашивали романовским узором игрушки-романушки.
В апреле было проведено нод по лепке на тему «Романовская свистулька-Жаворонок» На занятии ребята из соленого теста научились лепить птицу-свистульку «Жаворонок», в ход которого ребята познакомились со способом лепки романовской игрушки «пельмень». На другом занятии мы расписали эти игрушки.
В начале мая также разработала и повела занятие по лепке «Романовская собачка». В ходе этого занятия ребята продолжали знакомиться с разнообразием романовских игрушек- «Романец с Романушкой», которые символизируют крепкую семью. На сюжете этой композиции есть собака, которая символизирует «защитника». И ребятам было предложено слепить собаку новым способом лепки «катушка».
Так же что бы побольше приобщить детей к народной культуре на прогулке мы играем в народные игры, такие как «золотые ворота», «Бабка Ежка», « Скакалка» и др.
Также проводилась работа с родителями:
1. Сообщение для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на воспитание детей дошкольного возраста».
2. Предложила родителям посетить с детьми музей романовской игрушки в “Областном центре романовской игрушки”.
3. Привлекла родителей к оформлению альбома и мини-музея “Романовская игрушка”.
4. В дистанционной форме бы проведен мастер-класс по лепке романовской игрушки «Бычок» с мастерицей из областного центра романовской игрушки.
Вывод. Я считаю, что опыт работы имеет положительный результат. У детей расширился кругозор знаний о народных промыслах, также испытывают неподдельный интерес к народно-прикладному искусству родного края. Коммуникативные и социальные навыки сформированы на достаточном уровне, присутствует чувство взаимопомощи, более развиты и технические навыки лепки и росписи различных игрушек, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, что улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Подводя итог свой работе можно сделать вывод, что работа плодотворно сказалось на детях. Они стали более социально- коммуникабельны, речь развернута, память устойчива. Знания детей о промыслах и истории родного края стали более углубленные.
В дальнейшем планирую продолжать пополнять музей новыми игрушками, проводить беседы и образовательную деятельность по приобщению дошкольников к народной культуре и воспитывая в них патриотические чувства.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50 г. Липецка
Отчет по самообразованию на тему:
« Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре с использованием регионального компонента посредствам музейной педагогики»
Воспитатель подготовительной группы «Лимпопо»
Михеева О. С.
Липецк 2021г.