Приоритеты воспитания в системе образования в условиях реализации ФООП
Как и в предыдущие годы государственная система воспитания продолжает развиваться и совершенствоваться и это продиктовано, прежде всего, общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях.
Приоритетной задачей воспитания по-прежнему является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, воспитание и обучение служат единой цели: целостному развитию личности обучающегося.
Поэтому основная цель воспитательной работы школы КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)» является:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная):
- усвоение обучающимися знаний и норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО.
Направления воспитания.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО.
Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
Основные условия эффективности реализации воспитательного процесса являются:
- включение всех педагогических работников образовательной организации;
- идея целостности воспитательной среды;
- системный подход к проектированию и реализации;
- усиление воспитательного потенциала школьного урока;
- взаимосвязь, преемственность содержания воспитания в реализуемых программах урочной и внеурочной деятельности, а также оценки их результатов;
- обновление форм и методов педагогической деятельности;
- обеспечение вовлечения обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания;
- организация анализа результатов реализации рабочей программы воспитания, принятие управленческих решений по результатам анализа;
- организация работы педагогических, методических советов, подготовка оздоровительных, воспитательных и иных мероприятий, предусмотренных образовательной программой ФООП.
Большая проблема общества – снижение духовного уровня. Поэтому каждому из нас необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы базовые национальные ценности, определенные Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, развить в каждом обучающемся.
Мы выбрали для обсуждения два направления: гражданско- патриотическое и духовно-нравственное.
Основным содержанием указанных выше двух направлений являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Озвучим базовые национальные ценности, сформулированные в Концепции:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Нравственность – наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность – воспитать это в обучающихся, чтобы они поступали именно так.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.