* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Emphasis {font-style: italic;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .a-txt {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

«Работа в паре на уроке технологии»

Изменение содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективное взаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности. Одной и разновидностей форм обучения является работа в парах.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют работу, направленную на получение общего итога.

Виды парной учебной работы:

О

бъяснение

товарищу

«Я тебя понял так... Ты это имел в виду?»

О

твет

товарищу

«Я не согласен потому, что... и в связи с тем, что...»

Устная и письменная взаимопроверка

«У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?»

Выполнение задания вместе

«Я предлагаю сделать... Ты согласен с этим?»

Обсуждение решения

«Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?»

Составление задания для товарища

Пра

ктические и лабораторные работы

Рассмотрим возможную парную форму обучения в зависимости от типа урока технологии:

Тип урока технологии

Структура урока

Виды парной учебной работы

Теоретический урок

Чаще проводится в составе двухчасового занятия. На этих уроках учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, изучают различные технические устройства, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями санитарии и гигиены. Теоретические уроки проводятся тогда, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала.

Структура урока

Организационная часть

Сообщение темы и целей урока

Изложение материала

Закрепление изложенного материала

Работа по усвоению теоретического материала

в

виде упражнений и решения технических задач

Возможная парная учебная работа

В

заимопроверка

у

стная и письменная

Выполнение задания вместе

Практический урок

Ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков. Они занимают основное место в системе уроков по той или иной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой техникой. Практические уроки играют большую роль в развитии культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры учащихся.

Структура урока

Организационная часть

(

сложнее, чем у теоретического

урока, т. к.

надо подготовить рабочие места, оборудование и т.д.)

Сообщение темы и ц

елей урока включает обоснование -

для чего необходимо выполнение работы

:

чему научатся ученики, какие

ЗУН приобретут

, и

какая будет польза от того

изделия, которое они изготовят

Вводный инструктаж

Практическая работа

и текущий инструктаж

Итоговая часть

Возможная парная учебная работа

О

бъяснение

товарищу

Ответ

товарищу

Выполнение задания вместе

Взаимоконтроль выполненной работы

Комбинированный урок

Представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача – дать учащимся некоторый объем технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении технологии используется операционно-предметная система (изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов).

Структура урока

Организационная часть

С

ообщение темы и целей занятия

Опрос уча

щихся по изученному материалу

Изложение нового учебног

о материала и его закрепление

Вводный инструктаж

Пробное выполне

ние приемов практической работы

П

рактическ

ая работа и текущий инструктаж

Итоговая часть

Возможная парная учебная работа

Уст

ная и письменная взаимопроверка

О

бъяснение

товарищу

Ответ

товарищу

Выполнение задания вместе

Обсуждение решения

Урок -

лабораторная

работа

Эти уроки являются разновидностью практических. На них учащиеся занимаются работой, которая носит не трудовой, а исследовательский характер.

Структура урока

Организационная часть

С

ообщение темы и целей занятия

Изложение теоретическог

о материала и его закрепление

Выдача задания

Выполнение

задания

учащимися

Подведение итогов

лабораторной работы

и всего урока

Возможная парная учебная работа

Выполнение задания вместе

Обсуждение решения

Урок

,

по решению технических задач

Данный

урок занимает промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий из различных материалов, составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов и ра

зработке технологических карт

.

Структура урока

Организационная часть

С

ообщение темы и целей занятия

Изложение теоретического материала

,

на котором основано решение технических задач

и его закрепление

Решение технических задач

Итоговая часть

Возможная парная учебная работа

О

бъяснение

товарищу

Ответ

товарищу

Выполнение задания вместе

Обсуждение решения

Контрольно-проверочный урок

Целью этого урока является получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических ЗУН. Эти уроки обычно проводятся в конце четверти, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии. По сравнению с другими предметами данные уроки по технологии отличаются практическим характером проверки ЗУН. Учащимся выдается задание и по результатам его выполнения (качеству, затраченному времени и т.д.) судят о наличии и уровне соответствующих технических ЗУН.

Структура урока

Организационная часть

Со

общение темы и целей занятия

Выдача задания

Выполнение контрольной работы

Подведение

ее итогов и урока в целом

Возможная парная учебная работа

Устная и письменная взаимопроверка

Оценка качества работы по предложенным критериям

Литература:

Конаржевский

Ю.А. Анализ урока.

М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. –

336 с.

Лебединцев В. Б.

Виды учебной деятельности в парах

// Школьные технологии. 2005. № 4.

Панова Н.В. Формирование ценностей социальной адаптации подростков в контексте ФГОС в основной школе: методическое пособие. – СПБ.: ЛОИРО, 2015. – 256 с.