* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
.Strong {font-weight: bold;}
.Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
.Emphasis {font-style: italic;}
.Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
.Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
.a-txt {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}
«Работа в паре на уроке технологии»
Изменение содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективное взаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности. Одной и разновидностей форм обучения является работа в парах.
Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют работу, направленную на получение общего итога.
Виды парной учебной работы:
О
бъяснение
товарищу
«Я тебя понял так... Ты это имел в виду?»
О
твет
товарищу
«Я не согласен потому, что... и в связи с тем, что...»
Устная и письменная взаимопроверка
«У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?»
Выполнение задания вместе
«Я предлагаю сделать... Ты согласен с этим?»
Обсуждение решения
«Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?»
Составление задания для товарища
Пра
ктические и лабораторные работы
Рассмотрим возможную парную форму обучения в зависимости от типа урока технологии:
Тип урока технологии
Структура урока
Виды парной учебной работы
Теоретический урок
Чаще проводится в составе двухчасового занятия. На этих уроках учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, изучают различные технические устройства, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями санитарии и гигиены. Теоретические уроки проводятся тогда, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала.
Структура урока
Организационная часть
Сообщение темы и целей урока
Изложение материала
Закрепление изложенного материала
Работа по усвоению теоретического материала
в
виде упражнений и решения технических задач
Возможная парная учебная работа
В
заимопроверка
у
стная и письменная
Выполнение задания вместе
Практический урок
Ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков. Они занимают основное место в системе уроков по той или иной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой техникой. Практические уроки играют большую роль в развитии культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры учащихся.
Структура урока
Организационная часть
(
сложнее, чем у теоретического
урока, т. к.
надо подготовить рабочие места, оборудование и т.д.)
Сообщение темы и ц
елей урока включает обоснование -
для чего необходимо выполнение работы
:
чему научатся ученики, какие
ЗУН приобретут
, и
какая будет польза от того
изделия, которое они изготовят
Вводный инструктаж
Практическая работа
и текущий инструктаж
Итоговая часть
Возможная парная учебная работа
О
бъяснение
товарищу
Ответ
товарищу
Выполнение задания вместе
Взаимоконтроль выполненной работы
Комбинированный урок
Представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача – дать учащимся некоторый объем технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении технологии используется операционно-предметная система (изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов).
Структура урока
Организационная часть
С
ообщение темы и целей занятия
Опрос уча
щихся по изученному материалу
Изложение нового учебног
о материала и его закрепление
Вводный инструктаж
Пробное выполне
ние приемов практической работы
П
рактическ
ая работа и текущий инструктаж
Итоговая часть
Возможная парная учебная работа
Уст
ная и письменная взаимопроверка
О
бъяснение
товарищу
Ответ
товарищу
Выполнение задания вместе
Обсуждение решения
Урок -
лабораторная
работа
Эти уроки являются разновидностью практических. На них учащиеся занимаются работой, которая носит не трудовой, а исследовательский характер.
Структура урока
Организационная часть
С
ообщение темы и целей занятия
Изложение теоретическог
о материала и его закрепление
Выдача задания
Выполнение
задания
учащимися
Подведение итогов
лабораторной работы
и всего урока
Возможная парная учебная работа
Выполнение задания вместе
Обсуждение решения
Урок
,
по решению технических задач
Данный
урок занимает промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий из различных материалов, составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов и ра
зработке технологических карт
.
Структура урока
Организационная часть
С
ообщение темы и целей занятия
Изложение теоретического материала
,
на котором основано решение технических задач
и его закрепление
Решение технических задач
Итоговая часть
Возможная парная учебная работа
О
бъяснение
товарищу
Ответ
товарищу
Выполнение задания вместе
Обсуждение решения
Контрольно-проверочный урок
Целью этого урока является получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических ЗУН. Эти уроки обычно проводятся в конце четверти, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии. По сравнению с другими предметами данные уроки по технологии отличаются практическим характером проверки ЗУН. Учащимся выдается задание и по результатам его выполнения (качеству, затраченному времени и т.д.) судят о наличии и уровне соответствующих технических ЗУН.
Структура урока
Организационная часть
Со
общение темы и целей занятия
Выдача задания
Выполнение контрольной работы
Подведение
ее итогов и урока в целом
Возможная парная учебная работа
Устная и письменная взаимопроверка
Оценка качества работы по предложенным критериям
Литература:
Конаржевский
Ю.А. Анализ урока.
М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. –
336 с.
Лебединцев В. Б.
Виды учебной деятельности в парах
// Школьные технологии. 2005. № 4.
Панова Н.В. Формирование ценностей социальной адаптации подростков в контексте ФГОС в основной школе: методическое пособие. – СПБ.: ЛОИРО, 2015. – 256 с.