Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании
Петрова. Т.Н.
МБОУ «Новочурашевская СОШ» Ибресинского района Чувашской Республики
Аннотация: в статье раскрывается понятие психологической безопасности применительно к системе образования в целом и в рамках инклюзивного образования, описываются факторы, оказывающие влияние на безопасность образовательной среды, а также критерии, по которым можно судить о безопасности среды в образовательной организации.
В современной педагогической науке особое внимание уделяется изучению условий, в которых осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. Проблема обеспечения безопасности образовательной среды не теряет своей остроты и обостряется в ситуациях появления в СМИ информации о случаях физического и психологического насилия в школах.
Образовательная среда представляет собой подсистему социокультурной среды, а также совокупность социально-психологических, педагогических условий развития личности и пространственно-предметное окружение учреждения образования [1, с. 38].
Поскольку безопасность – необходимое условие стабильности и развития любой системы, то одной из ключевых характеристик образовательной среды выступает ее психологическая безопасность.
Психологическая безопасность характеризуется следующими положениями:
1) представляет собой состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников;
2) предполагает наличие определенного баланса между негативными воздействиями факторов окружающей среды на человека и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами;
3) создается на основе использования психолого-педагогических технологий, построенных на диалоге, обучении сотрудничеству, отказе от психологического насилия, направленных на развитие и формирование психологически здоровой личности [2, с. 95].
Психологическая безопасность образовательной среды связана с человеческим фактором.
Формирование психологически безопасной и комфортной образовательный среды связано с подготовкой педагогических и управленческих кадров системы образования к решению актуальных задач формирования психолого-педагогической компетентности по созданию психологически безопасных условий для развития детей.
Утвержденный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» требует от учителя компетенций, позволяющих эффективно выполнять учебно-воспитательную деятельность, создавая безопасную образовательную среду [3, с. 25].
Согласно требованиям профессионального стандарта, педагог обязан эффективно работать с классным коллективом – вовлекать обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивировать их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные и развивающие цели, способствующие личностному развитию, независимо от происхождения, способностей и характера ребенка. Педагог должен уметь формировать и развивать не только универсальные учебные действия, но и образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения, толерантность и др. [2, с. 96].
Кроме того, учителя должны проявлять безопасный тип поведения, иначе образовательная среда не может считаться комфортной. Личность безопасного типа поведения способна предвидеть, опасности и угрозы, анализировать риски, избегать опасности и опасные ситуации, и в случае необходимости предпринимать необходимые рациональные и ответственные действия.
Безопасный тип поведения проявляет личность, обладающая характеристиками:
1) темпераментально-характерологическими – уравновешенность, хорошая переключаемость, выносливость, внимательность, оптимизм, дружелюбие, уверенность, добросовестность и др.;
2) целями и ценностями развивающейся гуманистически направленной личности на безопасность по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности;
3) гибкостью (интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой), что дает возможность многовариантности действий в экстремальной ситуации, обеспечивает человеку успешность разрешения широкого спектра профессиональных и жизненных проблем в изменяющихся условиях среды;
4) способностью к самопознанию и рефлексии, формированию адекватной самооценки, саморегуляции [4, с. 227-228].
Безопасная личность может формироваться только в системе безопасных отношений в условиях безопасной образовательной среды, следовательно, если учителя проявляют безопасный тип поведения, то, при благоприятных условиях, у учеников также формируется безопасный тип поведения.
Психологическая безопасность в образовательной среде строиться на основе следующих составляющих:
- доброжелательное отношение к детям высококвалифицированных педагогов;
- неформальный творческий подход педагогов к образовательному процессу;
- здоровый конструктивный стиль взаимоотношений в педагогическом коллективе;
- дружные классы, состоящие из воспитанных развитых учащихся из «благополучных семей» и т.д. [5, с. 71].
Психологически комфортная и безопасная образовательная среда – одно из важных условий успешного обучения и личностного развития школьников. Благоприятный психологический климат характеризуется высокой интенсивностью общения, проявлением уважения друг к другу, доброжелательностью, вежливостью, создает комфортные условия для совместной деятельности [6, с. 107].
Фигура педагога в создании благоприятного психологического климата является центральной. Его задача – особая, требующая не только постоянного внимания к обучающимся, но и творческого подхода, энтузиазма, психолого-педагогической и методической подготовки [7, с. 56].
Оптимальный уровень психологической безопасности у ученика позволяет ему более свободно сотрудничать с педагогом, слышать его, ощущать его стремление к помощи, верить ему, чувствовать общее позитивное отношение к себе, адекватно проявлять свои чувства [8, с. 137].
Благоприятный психологический климат в классе создает ощущение психологической безопасности в школе, что позволяет детям развиваться, проявлять свои способности и активно взаимодействовать с учителем и одноклассниками.
Доброжелательная атмосфера, высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, единый способ оценивания учащихся, высокий уровень вовлеченности в процесс обучения, развитие социальных навыков повышают безопасность образовательной среды [9, с. 233].
Психологический комфорт способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе, создает предпосылки для активной и инициативной позиции, отсутствия тревожности и снижения утомляемости [10, с. 230].
Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды, гуманизация образования – это, прежде всего, создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей субъекта образовательного процесса, его самоопределения, учет его индивидуальных особенностей. Использование в образовательном процессе воздействий, имеющих в своей основе гуманистическую направленность позволяет достигать оптимального уровня психологической безопасности субъектов образовательного процесса.
Среди факторов, влияющих на оптимальный уровень психологического комфорта и психологической безопасности субъекта образовательного процесса, можно выделить следующие:
1.Самооценка субъектов образовательного процесса. Самооценка играет существенную роль в организации деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, обеспечивает реализацию активности личности специалиста, без которой невозможно совершенствование.
2. Система коммуникативных связей. Проблема взаимодействия субъектов образовательного процесса является одной из значимых в образовательной среде. Под социальным взаимодействием участников образовательного процесса понимают включенность субъектов в образовательную деятельность и общение в рамках единой образовательной среды. Факторами, определяющими особенности взаимоотношений, могут стать: возраст, пол, статус, роль, личностные качества (интеллект, опыт, знания), национальность, религия и др. При неприязненном отношении человек избегает общения, недооценивает возможности других, затрудняет установление сотрудничества с другими. Напротив, отношения симпатии способствуют эффективности совместной деятельности.
3. Профессиональный уровень педагогов. Уровень профессионального мастерства учителя определяется комплексом факторов: личностными свойствами, уровнем академической и методической подготовки, мотивацией, чувством профессиональной принадлежности, удовлетворенностью результатами своего труда. Имеет значение также внешний облик педагога, который является носителем определенной информации и выполняет роль сигналов. Стиль одежды, прическа, наличие или отсутствие макияжа являются значимыми элементами имиджа учителя.
4. Ценности, нормы, этика педагогического коллектива. В основе деятельности лежит определенная потребность. Ценностные ориентации являются следствием формирования сферы ее потребностей. Ценности могут быть духовными, социальными, материальными. Духовные ценности, в свою очередь, дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и другие.
5. Особенности образовательной деятельности. Каждая образовательная среда обладает характеристиками, которые оказывают влияние на деятельность принадлежащего к этой среде человека. Этими характеристиками являются: условия деятельности, наличие престижности учреждения, перегруженность учащихся, сложность деятельности.
6. Мотивация учебной деятельности. Основными факторами, мотивирующими деятельность субъектов образовательного процесса, являются: личное развитие и рост, чувство причастности, интерес.
7. Организационная сфера. Среди факторов организации образовательного процесса можно отметить: наличие плана самостоятельной работы учащихся, обеспечение образовательного процесса литературой, достаточное количество часов индивидуальных консультаций, формы и способы контроля знаний [8, с. 139-140].
Для обеспечения психологически безопасной образовательной среды школы следует создавать следующие условия:
- целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасной образовательной среды, на гуманизацию отношений самих участников образовательного процесса;
- адресная помощь обучающемуся в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях образовательного учреждения (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т. д.);
- активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня;
- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих обучающихся, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации [11, с. 96].
Выделяются следующие критерии создания психологической безопасности в образовательной среде:
1) защищенность от психологического насилия во взаимодействии всех участников образовательной среды;
2) референтная значимость образовательной среды ее участниками, признание ее ценностей и норм, таких, как:
- эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения;
- уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства;
- возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и достижений;
- внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения;
3) уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия [12, с. 51].
Инклюзивное образование подразумевает процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности.
Особую актуальность проблема психологической безопасности приобретает в условиях инклюзивного обучения, поскольку инклюзивная среда является потенциально более опасной, чем однородная, не включающая детей с особыми образовательными потребностями, кроме того дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают особые трудности в социальной адаптации.
Создание инклюзивной безопасной образовательной среды опирается на модернизацию образовательной системы. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка [13, с. 7].
Инклюзивная образовательная среда – это миниатюрная модель современного общества, позволяющая каждому ребенку получить собственный опыт взаимодействия с разными детьми. Создание психологически безопасной инклюзивной среды рассматривается как средство, позволяющее преодолеть социальную изоляцию детей с особыми потребностями [14, с. 39].
Реализация инклюзивной практики предполагает гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ. Однако вследствие «стихийной» инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательные школы существует проблема неготовности педагогов к работе с такими детьми, что подразумевает недостаточный уровень знаний в области специальной педагогики и специальной психологии (психологические особенности детей, технологии работы, методика обучения). Данная проблема усугубляется в тех случаях, когда в образовательной организации отсутствуют специалисты помогающих профессий (педагог-психолог, логопед, дефектолог, тьютор) [15, с. 312].
Существуют и другие трудности, с которыми сталкиваются школы, реализуя инклюзивный процесс:
- недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, ИКТ-средствами;
- психологические барьеры во взаимодействии ученик-учитель, ученик-ученик, связанные с нетерпимостью общественных мнений (у части опытных учителей сложились негативные стереотипы в отношении школьников с ОВЗ) [16, с.176].
Стоит отметить, что дети с особыми образовательными потребностями в условиях совместного обучения без организации психолого-педагогического сопровождения испытывают серьезный стресс, не имеют достаточных навыков совладания с эмоциональными переживаниями, испытывают затруднения в общении, склонны проявлять агрессивное поведение, совершать непредсказуемые поступки [17, с. 192].
Проектирование психологической безопасности инклюзивной образовательной среды должно исходить из следующих принципов: опора на развивающее обучение, психологическая защита личности, оказание помощи в социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
Индикаторами психологически безопасной среды являются:
- позитивное самочувствие ребенка в учебном процессе;
- отсутствие у школьников страха перед учителями;
- доверительные отношения ребенка и педагога;
- готовность детей задавать учителям вопросы и характер этих вопросов;
- критичность, креативность, автономность, самостоятельность учеников;
- готовность школьника отстаивать свое мнение, открыто выражать собственную позицию;
- высокая степень удовлетворенности детей условиями школьной среды;
- низкий уровень ситуативной тревожности [14, с. 42].
Показателями безопасности в образовательной среде школы выступают:
- низкий уровень психологического насилия или его отсутствие (минимальные повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования ребенка);
- высокий уровень удовлетворенности школьной средой (удовлетворение учащихся от деятельности в рамках школы);
- доброжелательная обстановка в классе (позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор, дружный коллектив);
- высокий уровень увлеченности образовательной деятельностью;
- участие родителей в процессе воспитания, способность пользоваться навыками социального взаимодействия (родители принимают непосредственное участие в воспитательном процессе, что создает благоприятные условия для преемственности обучения и воспитания) [18, с. 32].
Комфортная и безопасная образовательная среда позволяет сохранить психологическое здоровье учащихся, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации. При этом безопасность инклюзивной образовательной среды требует решения общих задач, свойственных любой образовательной среде, и в то же время предполагает обеспечение специфических условий, таких как повышение компетенции педагогов в области специальной педагогики и психологии, оснащение штата сотрудниками вспомогательных профессий, создания условий для социально-психологического сопровождения школьников с ОВЗ.
Список литературы:
Тарантей Л.М.
Развитие
готовности
педагогов
к
созданию
безопасной
образовательной
среды
учреждения
образования
(из
опыта
работы)
/
Л.М.
Тарантей
//
Психологически
безопасная
образовательная
среда:
проблемы
проектирования
и
перспективы
развития.
Материалы
международной
научно-практической
конференции.
Тульский
государственный
педагогический
университет
им.
Л.
Н.
Толстого.
2019.
–
Тула,
2019.
–
С.
36-39.
Колыхматов В.И.
Формирование
психологически
безопасной
образовательной
среды
в
муниципальном
районе
в
условиях
цифровизации
образования
/
В.И.
Колыхматов
//
Человек
и
образование.
–
2018.
–
№
3
(56).
–
С.
94-99.
Джегутанова Н.И.
Профессиональная
позиция
педагога
как
фактор
функционирования
безопасной
образовательной
среды
/
Н.И.
Джегутанова
//
Экономические
и
гуманитарные
исследования
регионов.
–
2020.
–
№
4.
–
С.
25-28.
Коджаспиров А.Ю.
Формирование
личности
безопасного
типа
поведения
у
школьников
как
одно
из
условий
комфортности
образовательной
среды
/
А.Ю.
Коджаспиров,
Г.М.
Коджаспирова,
М.А.
Ерофеева,
Л.В.
Полякова
//
Перспективы
науки
и
образования.
–
2019.
–
№
1
(37).
–
С.
223-235.
Данилькевич А.В.
Информационная
составляющая
проектирования
безопасной
образовательной
среды
школы
/
А.В.
Данилькевич,
О.Г.
Казанцев
//
Научное
и
образовательное
пространство:
перспективы
развития.
Сборник
материалов
III
Международной
научно-практической
конференции:
в
2-х
томах.
Том
1.
–
Чебоксары,
2016.
–
С.
69-72.
Иванникова С.В.
Создание
психологически
безопасной
образовательной
среды
на
уроках
литературы
/
С.В.
Иванникова
//
Психологически
безопасная
образовательная
среда:
проблемы
проектирования
и
перспективы
развития
(К
85-летию
ТГПУ
им.
Л.Н.
Толстого).
Сборник
материалов
V
Международной
научно-практической
конференции.
–
Чебоксары,
2023.
–
С.
107-109.
Сунгатуллин Н.И.
Основные
направления
создания
безопасной
образовательной
среды,
обеспечивающие
гигиенически
оптимальные
условия
воспитательного
процесса
/
Н.И.
Сунгатуллин,
И.И.
Гайфуллин,
Р.М.
Каримов
//
Сборники
конференций
НИЦ
Социосфера.
–
2019.
–
№
1
(36).
–
С.
55-58.
Сергеева А.В.
Психотерапевтическая
функция
педагога
как
фактор
создания
психологически
комфортной
и
безопасной
образовательной
среды
/
А.В.
Сергеева
//
Личностное
и
профессиональное
развитие
детей,
молодежи,
взрослых:
проблемы
и
решения.
Сборник
статей
XIII
Международной
научно-практической
конференции.
Под
редакцией
Л.М.
Митиной.
–
Москва,
2017.
–
С.
136-140.
Хохлова Е.В.
Формирование
безопасной
и
здоровой
образовательной
среды:
психолого-педагогический
аспект
/
Е.В.
Хохлова
//
Февральские
чтения.
Сборник
материалов
научно-практической
конференции
профессорско-преподавательского
состава
Сыктывкарского
лесного
института
по
итогам
научно-исследовательской
работы
в
2014
году.
–
Сыктывкар,
2015.
–
С.
232-235.
Кириллова М.И.
Организация
психологически
безопасной
образовательной
среды
в
условиях
начальной
школы
в
соответствии
с
ФГОС
/
М.И.
Кириллова,
В.И.
Кириллова
//
Личность
в
культуре
и
образовании:
психологическое
сопровождение,
развитие,
социализация:
материалы
всероссийской
научно-практической
конференции.
–
2015.
–
№
3.
–
С.
228-231.
Федотенко И.Л.
Проектирование
психологически
безопасной
образовательной
среды
как
педагогическая
проблема
/ И.Л. Федотенко, И.А. Югфельд
//
Гуманитарные
ведомости
ТГПУ
им.
Л.Н.
Толстого.
–
2015.
–
№
3.
–
С.
94-99.
Борисюк О.Л.
Создание
психологически
безопасной
образовательной
среды
как
основа
здоровья
обучающихся
/
О.Л.
Борисюк
//
Психологически
безопасная
образовательная
среда:
проблемы
проектирования
и
перспективы
развития.
Материалы
международной
научно-практической
конференции.
Тульский
государственный
педагогический
университет
им.
Л.
Н.
Толстого.
–
Тула,
2019.
–
С.
49-53.
Баранова Г.А.
Развитие
личности
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
средствами
безопасной
инклюзивной
образовательной
среды
/
Г.А.
Баранова
//
Вестник
ГОУ
ДПО
ТО
«
ИПК
И
ППРО
ТО
»
.
Тульское
образовательное
пространство.
–
2020.
–
№
1.
–
С.
7-9.
Федотенко И.Л.
Психологическая
безопасность
инклюзивной
образовательной
среды:
отечественный
и
зарубежный
опыт
/
И.Л.
Федотенко,
Т.
Захарук
//
Университет
XXI
века:
научное
измерение.
материалы
научной
конференции
научно-педагогических
работников,
аспирантов
и
магистрантовТГПУ
им.
Л.
Н.
Толстого.
–
Тула,
2017.
–
С.
39-45.
Бысюк А.С.
Стихийная
инклюзия
как
фактор
риска
психологической
безопасности
образовательной
среды
школы
/
А.С.
Бысюк
//
Традиции
и
новации
в
профессиональной
подготовке
и
деятельности
педагога.
Сборник
научных
трудов
Всероссийской
научно-практической
конференции.
Том
Выпуск
14.
–
Тверь,
2015.
–
С.
308-313.
Лушпаева И.И.
Проблемы
сопровождения
психологической
безопасности
инклюзивной
образовательной
среды
/
И.И.
Лушпаева
//
Инклюзия
в
образовании.
–
2016.
–
№
1
(1).
–
С.
174-182.
Юрченко Л.Г.
Обеспечение
психологической
безопасности
участников
инклюзивного
образовательного
процесса
/
Л.Г.
Юрченко,
Н.И.
Ковалева
//
Историческая
и
социально-образовательная
мысль.
–
2016.
–
№
5-3.
–
С.
189-194.
Егорова
Ю.С.
Психологически
безопасная
образовательная
среда
в
условиях
общеобразовательной
школы
/
Ю.С.
Егорова
//
Научный
потенциал.
–
2021.
–
№
11
(32).
–
С.
31-34.