* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .c91833e8a1e5ad2b6bb8394a977d10dp2_mr_css_attr {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .bigtext {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании

Петрова. Т.Н.

МБОУ «Новочурашевская СОШ» Ибресинского района Чувашской Республики

Аннотация: в статье раскрывается понятие психологической безопасности применительно к системе образования в целом и в рамках инклюзивного образования, описываются факторы, оказывающие влияние на безопасность образовательной среды, а также критерии, по которым можно судить о безопасности среды в образовательной организации.

В современной педагогической науке особое внимание уделяется изучению условий, в которых осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. Проблема обеспечения безопасности образовательной среды не теряет своей остроты и обостряется в ситуациях появления в СМИ информации о случаях физического и психологического насилия в школах.

Образовательная среда представляет собой подсистему социокультурной среды, а также совокупность социально-психологических, педагогических условий развития личности и пространственно-предметное окружение учреждения образования [1, с. 38].

Поскольку безопасность необходимое условие стабильности и развития любой системы, то одной из ключевых характеристик образовательной среды выступает ее психологическая безопасность.

Психологическая безопасность характеризуется следующими положениями:

1) представляет собой состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников;

2) предполагает наличие определенного баланса между негативными воздействиями факторов окружающей среды на человека и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами;

3) создается на основе использования психолого-педагогических технологий, построенных на диалоге, обучении сотрудничеству, отказе от психологического насилия, направленных на развитие и формирование психологически здоровой личности [2, с. 95].

Психологическая безопасность образовательной среды связана с человеческим фактором.

Формирование психологически безопасной и комфортной образовательный среды связано с подготовкой педагогических и управленческих кадров системы образования к решению актуальных задач формирования психолого-педагогической компетентности по созданию психологически безопасных условий для развития детей.

Утвержденный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» требует от учителя компетенций, позволяющих эффективно выполнять учебно-воспитательную деятельность, создавая безопасную образовательную среду [3, с. 25].

Согласно требованиям профессионального стандарта, педагог обязан эффективно работать с классным коллективом вовлекать обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивировать их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные и развивающие цели, способствующие личностному развитию, независимо от происхождения, способностей и характера ребенка. Педагог должен уметь формировать и развивать не только универсальные учебные действия, но и образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения, толерантность и др. [2, с. 96].

Кроме того, учителя должны проявлять безопасный тип поведения, иначе образовательная среда не может считаться комфортной. Личность безопасного типа поведения способна предвидеть, опасности и угрозы, анализировать риски, избегать опасности и опасные ситуации, и в случае необходимости предпринимать необходимые рациональные и ответственные действия.

Безопасный тип поведения проявляет личность, обладающая характеристиками:

1) темпераментально-характерологическими уравновешенность, хорошая переключаемость, выносливость, внимательность, оптимизм, дружелюбие, уверенность, добросовестность и др.;

2) целями и ценностями развивающейся гуманистически направленной личности на безопасность по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности;

3) гибкостью (интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой), что дает возможность многовариантности действий в экстремальной ситуации, обеспечивает человеку успешность разрешения широкого спектра профессиональных и жизненных проблем в изменяющихся условиях среды;

4) способностью к самопознанию и рефлексии, формированию адекватной самооценки, саморегуляции [4, с. 227-228].

Безопасная личность может формироваться только в системе безопасных отношений в условиях безопасной образовательной среды, следовательно, если учителя проявляют безопасный тип поведения, то, при благоприятных условиях, у учеников также формируется безопасный тип поведения.

Психологическая безопасность в образовательной среде строиться на основе следующих составляющих:

- доброжелательное отношение к детям высококвалифицированных педагогов;

- неформальный творческий подход педагогов к образовательному процессу;

- здоровый конструктивный стиль взаимоотношений в педагогическом коллективе;

- дружные классы, состоящие из воспитанных развитых учащихся из «благополучных семей» и т.д. [5, с. 71].

Психологически комфортная и безопасная образовательная среда одно из важных условий успешного обучения и личностного развития школьников. Благоприятный психологический климат характеризуется высокой интенсивностью общения, проявлением уважения друг к другу, доброжелательностью, вежливостью, создает комфортные условия для совместной деятельности [6, с. 107].

Фигура педагога в создании благоприятного психологического климата является центральной. Его задача особая, требующая не только постоянного внимания к обучающимся, но и творческого подхода, энтузиазма, психолого-педагогической и методической подготовки [7, с. 56].

Оптимальный уровень психологической безопасности у ученика позволяет ему более свободно сотрудничать с педагогом, слышать его, ощущать его стремление к помощи, верить ему, чувствовать общее позитивное отношение к себе, адекватно проявлять свои чувства [8, с. 137].

Благоприятный психологический климат в классе создает ощущение психологической безопасности в школе, что позволяет детям развиваться, проявлять свои способности и активно взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

Доброжелательная атмосфера, высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, единый способ оценивания учащихся, высокий уровень вовлеченности в процесс обучения, развитие социальных навыков повышают безопасность образовательной среды [9, с. 233].

Психологический комфорт способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе, создает предпосылки для активной и инициативной позиции, отсутствия тревожности и снижения утомляемости [10, с. 230].

Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды, гуманизация образования это, прежде всего, создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей субъекта образовательного процесса, его самоопределения, учет его индивидуальных особенностей. Использование в образовательном процессе воздействий, имеющих в своей основе гуманистическую направленность позволяет достигать оптимального уровня психологической безопасности субъектов образовательного процесса.

Среди факторов, влияющих на оптимальный уровень психологического комфорта и психологической безопасности субъекта образовательного процесса, можно выделить следующие:

1.Самооценка субъектов образовательного процесса. Самооценка играет существенную роль в организации деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, обеспечивает реализацию активности личности специалиста, без которой невозможно совершенствование.

2. Система коммуникативных связей. Проблема взаимодействия субъектов образовательного процесса является одной из значимых в образовательной среде. Под социальным взаимодействием участников образовательного процесса понимают включенность субъектов в образовательную деятельность и общение в рамках единой образовательной среды. Факторами, определяющими особенности взаимоотношений, могут стать: возраст, пол, статус, роль, личностные качества (интеллект, опыт, знания), национальность, религия и др. При неприязненном отношении человек избегает общения, недооценивает возможности других, затрудняет установление сотрудничества с другими. Напротив, отношения симпатии способствуют эффективности совместной деятельности.

3. Профессиональный уровень педагогов. Уровень профессионального мастерства учителя определяется комплексом факторов: личностными свойствами, уровнем академической и методической подготовки, мотивацией, чувством профессиональной принадлежности, удовлетворенностью результатами своего труда. Имеет значение также внешний облик педагога, который является носителем определенной информации и выполняет роль сигналов. Стиль одежды, прическа, наличие или отсутствие макияжа являются значимыми элементами имиджа учителя.

4. Ценности, нормы, этика педагогического коллектива. В основе деятельности лежит определенная потребность. Ценностные ориентации являются следствием формирования сферы ее потребностей. Ценности могут быть духовными, социальными, материальными. Духовные ценности, в свою очередь, дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и другие.

5. Особенности образовательной деятельности. Каждая образовательная среда обладает характеристиками, которые оказывают влияние на деятельность принадлежащего к этой среде человека. Этими характеристиками являются: условия деятельности, наличие престижности учреждения, перегруженность учащихся, сложность деятельности.

6. Мотивация учебной деятельности. Основными факторами, мотивирующими деятельность субъектов образовательного процесса, являются: личное развитие и рост, чувство причастности, интерес.

7. Организационная сфера. Среди факторов организации образовательного процесса можно отметить: наличие плана самостоятельной работы учащихся, обеспечение образовательного процесса литературой, достаточное количество часов индивидуальных консультаций, формы и способы контроля знаний [8, с. 139-140].

Для обеспечения психологически безопасной образовательной среды школы следует создавать следующие условия:

- целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасной образовательной среды, на гуманизацию отношений самих участников образовательного процесса;

- адресная помощь обучающемуся в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях образовательного учреждения (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т. д.);

- активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня;

- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих обучающихся, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации [11, с. 96].

Выделяются следующие критерии создания психологической безопасности в образовательной среде:

1) защищенность от психологического насилия во взаимодействии всех участников образовательной среды;

2) референтная значимость образовательной среды ее участниками, признание ее ценностей и норм, таких, как:

- эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения;

- уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства;

- возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и достижений;

- внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения;

3) уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия [12, с. 51].

Инклюзивное образование подразумевает процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности.

Особую актуальность проблема психологической безопасности приобретает в условиях инклюзивного обучения, поскольку инклюзивная среда является потенциально более опасной, чем однородная, не включающая детей с особыми образовательными потребностями, кроме того дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают особые трудности в социальной адаптации.

Создание инклюзивной безопасной образовательной среды опирается на модернизацию образовательной системы. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка [13, с. 7].

Инклюзивная образовательная среда это миниатюрная модель современного общества, позволяющая каждому ребенку получить собственный опыт взаимодействия с разными детьми. Создание психологически безопасной инклюзивной среды рассматривается как средство, позволяющее преодолеть социальную изоляцию детей с особыми потребностями [14, с. 39].

Реализация инклюзивной практики предполагает гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ. Однако вследствие «стихийной» инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательные школы существует проблема неготовности педагогов к работе с такими детьми, что подразумевает недостаточный уровень знаний в области специальной педагогики и специальной психологии (психологические особенности детей, технологии работы, методика обучения). Данная проблема усугубляется в тех случаях, когда в образовательной организации отсутствуют специалисты помогающих профессий (педагог-психолог, логопед, дефектолог, тьютор) [15, с. 312].

Существуют и другие трудности, с которыми сталкиваются школы, реализуя инклюзивный процесс:

- недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, ИКТ-средствами;

- психологические барьеры во взаимодействии ученик-учитель, ученик-ученик, связанные с нетерпимостью общественных мнений части опытных учителей сложились негативные стереотипы в отношении школьников с ОВЗ) [16, с.176].

Стоит отметить, что дети с особыми образовательными потребностями в условиях совместного обучения без организации психолого-педагогического сопровождения испытывают серьезный стресс, не имеют достаточных навыков совладания с эмоциональными переживаниями, испытывают затруднения в общении, склонны проявлять агрессивное поведение, совершать непредсказуемые поступки [17, с. 192].

Проектирование психологической безопасности инклюзивной образовательной среды должно исходить из следующих принципов: опора на развивающее обучение, психологическая защита личности, оказание помощи в социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Индикаторами психологически безопасной среды являются:

- позитивное самочувствие ребенка в учебном процессе;

- отсутствие у школьников страха перед учителями;

- доверительные отношения ребенка и педагога;

- готовность детей задавать учителям вопросы и характер этих вопросов;

- критичность, креативность, автономность, самостоятельность учеников;

- готовность школьника отстаивать свое мнение, открыто выражать собственную позицию;

- высокая степень удовлетворенности детей условиями школьной среды;

- низкий уровень ситуативной тревожности [14, с. 42].

Показателями безопасности в образовательной среде школы выступают:

- низкий уровень психологического насилия или его отсутствие (минимальные повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования ребенка);

- высокий уровень удовлетворенности школьной средой (удовлетворение учащихся от деятельности в рамках школы);

- доброжелательная обстановка в классе (позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор, дружный коллектив);

- высокий уровень увлеченности образовательной деятельностью;

- участие родителей в процессе воспитания, способность пользоваться навыками социального взаимодействия (родители принимают непосредственное участие в воспитательном процессе, что создает благоприятные условия для преемственности обучения и воспитания) [18, с. 32].

Комфортная и безопасная образовательная среда позволяет сохранить психологическое здоровье учащихся, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации. При этом безопасность инклюзивной образовательной среды требует решения общих задач, свойственных любой образовательной среде, и в то же время предполагает обеспечение специфических условий, таких как повышение компетенции педагогов в области специальной педагогики и психологии, оснащение штата сотрудниками вспомогательных профессий, создания условий для социально-психологического сопровождения школьников с ОВЗ.

Список литературы:

Тарантей Л.М.

Развитие

готовности

педагогов

к

созданию

безопасной

образовательной

среды

учреждения

образования

(из

опыта

работы)

/

Л.М.

Тарантей

//

Психологически

безопасная

образовательная

среда:

проблемы

проектирования

и

перспективы

развития.

Материалы

международной

научно-практической

конференции.

Тульский

государственный

педагогический

университет

им.

Л.

Н.

Толстого.

2019.

Тула,

2019.

С.

36-39.

Колыхматов В.И.

Формирование

психологически

безопасной

образовательной

среды

в

муниципальном

районе

в

условиях

цифровизации

образования

/

В.И.

Колыхматов

//

Человек

и

образование.

2018.

3

(56).

С.

94-99.

Джегутанова Н.И.

Профессиональная

позиция

педагога

как

фактор

функционирования

безопасной

образовательной

среды

/

Н.И.

Джегутанова

//

Экономические

и

гуманитарные

исследования

регионов.

2020.

4.

С.

25-28.

Коджаспиров А.Ю.

Формирование

личности

безопасного

типа

поведения

у

школьников

как

одно

из

условий

комфортности

образовательной

среды

/

А.Ю.

Коджаспиров,

Г.М.

Коджаспирова,

М.А.

Ерофеева,

Л.В.

Полякова

//

Перспективы

науки

и

образования.

2019.

1

(37).

С.

223-235.

Данилькевич А.В.

Информационная

составляющая

проектирования

безопасной

образовательной

среды

школы

/

А.В.

Данилькевич,

О.Г.

Казанцев

//

Научное

и

образовательное

пространство:

перспективы

развития.

Сборник

материалов

III

Международной

научно-практической

конференции:

в

2-х

томах.

Том

1.

Чебоксары,

2016.

С.

69-72.

Иванникова С.В.

Создание

психологически

безопасной

образовательной

среды

на

уроках

литературы

/

С.В.

Иванникова

//

Психологически

безопасная

образовательная

среда:

проблемы

проектирования

и

перспективы

развития

85-летию

ТГПУ

им.

Л.Н.

Толстого).

Сборник

материалов

V

Международной

научно-практической

конференции.

Чебоксары,

2023.

С.

107-109.

Сунгатуллин Н.И.

Основные

направления

создания

безопасной

образовательной

среды,

обеспечивающие

гигиенически

оптимальные

условия

воспитательного

процесса

/

Н.И.

Сунгатуллин,

И.И.

Гайфуллин,

Р.М.

Каримов

//

Сборники

конференций

НИЦ

Социосфера.

2019.

1

(36).

С.

55-58.

Сергеева А.В.

Психотерапевтическая

функция

педагога

как

фактор

создания

психологически

комфортной

и

безопасной

образовательной

среды

/

А.В.

Сергеева

//

Личностное

и

профессиональное

развитие

детей,

молодежи,

взрослых:

проблемы

и

решения.

Сборник

статей

XIII

Международной

научно-практической

конференции.

Под

редакцией

Л.М.

Митиной.

Москва,

2017.

С.

136-140.

Хохлова Е.В.

Формирование

безопасной

и

здоровой

образовательной

среды:

психолого-педагогический

аспект

/

Е.В.

Хохлова

//

Февральские

чтения.

Сборник

материалов

научно-практической

конференции

профессорско-преподавательского

состава

Сыктывкарского

лесного

института

по

итогам

научно-исследовательской

работы

в

2014

году.

Сыктывкар,

2015.

С.

232-235.

Кириллова М.И.

Организация

психологически

безопасной

образовательной

среды

в

условиях

начальной

школы

в

соответствии

с

ФГОС

/

М.И.

Кириллова,

В.И.

Кириллова

//

Личность

в

культуре

и

образовании:

психологическое

сопровождение,

развитие,

социализация:

материалы

всероссийской

научно-практической

конференции.

2015.

3.

С.

228-231.

Федотенко И.Л.

Проектирование

психологически

безопасной

образовательной

среды

как

педагогическая

проблема

/ И.Л. Федотенко, И.А. Югфельд

//

Гуманитарные

ведомости

ТГПУ

им.

Л.Н.

Толстого.

2015.

3.

С.

94-99.

Борисюк О.Л.

Создание

психологически

безопасной

образовательной

среды

как

основа

здоровья

обучающихся

/

О.Л.

Борисюк

//

Психологически

безопасная

образовательная

среда:

проблемы

проектирования

и

перспективы

развития.

Материалы

международной

научно-практической

конференции.

Тульский

государственный

педагогический

университет

им.

Л.

Н.

Толстого.

Тула,

2019.

С.

49-53.

Баранова Г.А.

Развитие

личности

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья

средствами

безопасной

инклюзивной

образовательной

среды

/

Г.А.

Баранова

//

Вестник

ГОУ

ДПО

ТО

«

ИПК

И

ППРО

ТО

»

.

Тульское

образовательное

пространство.

2020.

1.

С.

7-9.

Федотенко И.Л.

Психологическая

безопасность

инклюзивной

образовательной

среды:

отечественный

и

зарубежный

опыт

/

И.Л.

Федотенко,

Т.

Захарук

//

Университет

XXI

века:

научное

измерение.

материалы

научной

конференции

научно-педагогических

работников,

аспирантов

и

магистрантовТГПУ

им.

Л.

Н.

Толстого.

Тула,

2017.

С.

39-45.

Бысюк А.С.

Стихийная

инклюзия

как

фактор

риска

психологической

безопасности

образовательной

среды

школы

/

А.С.

Бысюк

//

Традиции

и

новации

в

профессиональной

подготовке

и

деятельности

педагога.

Сборник

научных

трудов

Всероссийской

научно-практической

конференции.

Том

Выпуск

14.

Тверь,

2015.

С.

308-313.

Лушпаева И.И.

Проблемы

сопровождения

психологической

безопасности

инклюзивной

образовательной

среды

/

И.И.

Лушпаева

//

Инклюзия

в

образовании.

2016.

1

(1).

С.

174-182.

Юрченко Л.Г.

Обеспечение

психологической

безопасности

участников

инклюзивного

образовательного

процесса

/

Л.Г.

Юрченко,

Н.И.

Ковалева

//

Историческая

и

социально-образовательная

мысль.

2016.

5-3.

С.

189-194.

Егорова

Ю.С.

Психологически

безопасная

образовательная

среда

в

условиях

общеобразовательной

школы

/

Ю.С.

Егорова

//

Научный

потенциал.

2021.

11

(32).

С.

31-34.