Проблема общения в контексте элементарного музицирования
Человек – существо социальное. Поэтому общение, составляющее контекст всей человеческой жизни и проникающее во все сферы её деятельности, определяет психическое развитие человека, его образование, стиль его жизни.
Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина). Это особый вид деятельности, направленный на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущих в жизни человека.
В нашу жизнь активно вошло общение с компьютерами, смартфонами, планшетами. Единственный ребенок в семье, отданный родителями на воспитание этой технике – очень распространенное в наши дни явление. Ребенку в этих условиях не хватает естественной ситуации общения – детских игр. Недостаток общения на эмоциональном уровне в семье тормозит психофизиологическое развития человека, являющееся основой развития интеллектуальных и умственных способностей (И.Э.Сафарова). Всё это приводит к отсутствию навыков общения у дошкольников, осложняет жизнь в подростковом возрасте: появляются проблемы саморегуляции, адаптации, различные социальные проблемы.
Опыт работы с дошкольниками на занятиях элементарного музицирования в МНАОУК «Гимназия «Арт-Этюд» (г. Екатеринбург) показал, что проблему общения можно отчасти решить именно на этом занятии, что детям вполне доступно элементарное научение общению. В играх, как и в коллективном музицировании, дети тренируют умение слушать и понимать других, умение формировать и высказывать свои идеи.
Музыка как самый эмоциональный вид искусства помогает компенсировать недостаток эмоционального общения. Все составляющие процесса общения имеют место на занятиях элементарного музицирования:
- социально-перцептивная (восприятие и понимание другого человека);
- интерактивная (межличностное взаимодействие);
- коммуникативная (передача информации).
Элементарное музицирование как предмет, основой которого являются принципы развивающей педагогики и педагогические принципы К.Орфа, представляет собой синтез музыки, движения, слова. Такая синкретичность даёт возможность использования как вербальных (речи), так и невербальных («язык тела») средств общения. Использующиеся невербально сопровождающие речь средства, такие как интонация, паузы, повышение и понижение тона, динамика речи, является основой особого типа речи – языка музыки. Таким образом, процесс формирования навыков общения идет параллельно с формированием умения общаться языком музыки. Сама же музыкально-исполнительская деятельность помогает преодолеть социально-психологический «недуг» изолированности и отчуждённости.
«Коллективное исполнение произведений даёт в руки прекрасную модель социальной жизни», - утверждает Дж.Смит. автор феноменологического подхода к музыке, в концепции которого сам звук связывается с целостным, индивидуальным человеком, а его проявления фиксируются в формах музыки, танца и речи.
Организуя работу в группах, мы ставим следующие задачи в форме общения:
Научить детей распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности. Распределению ролей на первых порах помогают речевые игры-считалки. Можно использовать общеизвестную игру «Фанты», когда каждому «фанту» даётся музыкальное задание.
Научить детей быть руководителями в групповой деятельности. Игра «Дирижёр», когда ведущий ребёнок руководит динамикой исполняемого произведения, используя условные сигналы.
Научить детей подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также хорошим исполнителем. Когда ребенок осознает, что он имеет право на своё действие, что ему дана возможность высказаться, «сделать» своё правило («Делай как я»), то он, терпеливо дожидаясь этого момента, приучается следовать идеям других детей.
Научить детей умело общаться друг с другом. Для этой цели используются различные музыкально-двигательные коммуникативные игры, включающие тактильное общение.
Научить детей создавать в группе эмоционально-благоприятные личные взаимоотношения. Этому способствует организация пространства, когда дети сидят или стоят по кругу, общаясь взглядом. Огромную роль играет фольклорный материал – пестушки, потешки, сопровождающие доброжелательным поглаживанием. Использующиеся на занятиях фольклорные игры, имея нравственно-этическую направленность, влияют на создание на занятии атмосферы непринужденности, радости взаимного общения, контакта.
Научить детей высказываться, слушать других. После выполнения какого-либо задания следует организовать так называемые feedback (обратную связь) – каждый имеет право высказывать своё мнение.
Ребенок овладевает навыками общения на занятиях элементарного музицирования в процессе творческого общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Принцип диалогизации, применяемый на занятиях, помогает наладить отношения между ребенком и педагогом, так как педагог здесь не столько наставник, сколько участник, вдохновитель детей.
Основная педагогическая цель на занятиях элементарного музицирования – формирование творческого мышления, музыкального мышления, - достигается в самом акте общения. Постигнув азы человеческого общения, научившись общаться языком музыки, ребенок научается аккумулировать в себе духовные силы, духовное богатство и делиться этим богатством с окружающими его людьми.