Проблемы формирования навыков
смыслового чтения.


Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной
работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания
формулировки задания. Проще говоря, «дети не вчитываются в задание».
Рекомендации: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые
имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения
вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие
понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или
инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или
инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены
учителем или детьми.
Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться
только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.
Рекомендации: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а
далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Многие УМК для обучающихся
имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе. Их активное использование
также способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность
самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре,
в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору
соответствующего вида и механизма чтения.

Например:
I. дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно;
II. выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом
текста (цитатой), используя цветные карандаши;
III. высказывание своей точки зрения и краткое её изложение;
IV. приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его
опровержения; объяснение различных ситуаций с помощью текста
и пр. При этом происходит речевое развитие ребёнка

Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов
обучения.
Рекомендации: Изучение и использование учителем инновационных педагогических
технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
(РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие-толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный
мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, двухчастный дневник и др.) как нельзя лучше работают
на формирование навыков смыслового чтения.
Проблема 4. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.
Рекомендации: Анкетирование родителей, тематические родительские
собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная
работа с родителями.

Проблема 5. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники
для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные
стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной
литературы, произведения русских классиков.
Рекомендации: Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей
с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от
художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам
читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Коллективное посещение библиотеки,
библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия также способствуют расширению
читательского кругозора, формированию читательской культуры.

Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового
чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при
самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике, слайда и т. д. Они с
большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети
испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении
причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной
мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.
Рекомендации: Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель
должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное
восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация.
Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима
совместная работа учителя, педагога-психолога, логопеда и своевременная
диагностика

Заключение
Государственный федеральный образовательный стандарт предполагает по завершении
каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой контрольной работы. Данную
работу, на мой взгляд, можно рассматривать как показатель сформированности умения
работать с текстом, т. е. проверить уровень сформированности навыков смыслового чтения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
также предполагает обеспечение преемственности всех ступеней общего образования.
Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна
прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения.
Учитель-предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию
и совершенствованию навыков смыслового чтения.