УДК 7     Проблемы музыкальных способностей и одаренности детей школьного возраста.

И.Н.Тараканова
учитель музыки
ГБОУ СОШ №5 О.Ц. ?Лидер? г.о. Кинель

Аннотация. В статье анализируются различные методы развития вокального мастерства, раскрываются достоинства эстрадного пения и утверждается актуальность этого вида искусства как способа выявления одаренных детей.
Ключевые слова: вокал,  технологии,  эстрадный вокал,  пение, дыхание,  классический  вокал, бытовой фольклор.
  
     Проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес во всем мире в связи с тем, что одаренные дети являются надежной опорой государства. Актуальность данного вопроса четко обозначена в ежегодном Послании к Федеральному собранию президента России Владимира Путина: ?В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте. В профессии и в жизни?
     Эта проблема заинтересовала и меня, результатом чего явился поиск новых подходов и механизмов работы выявления и поддержки талантливых обучающихся.
     В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур и различается многообразием форм и направлений. Разные способы звукоизвлечения     не позволяли долгое время сформироваться какой-либо эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.
     Необходимость и актуальность занятий эстрадным вокалом обусловлена тем, что не все дети по материальным особенностям могут заниматься в детских школах искусств, детских музыкальных школах и многих не удовлетворяет перечень дисциплин учебного плана этих школ. Занятие эстрадным вокалом позволит детям и подросткам реализовать желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения. Детям,  проживающим в удаленном от центра микрорайоне, лишенных возможности самореализации в городских учреждениях дополнительного образования необходимо реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственный музыкально-исполнительские замыслы в различных видах творческой деятельности и занятия эстрадным вокалом помогает решить эту проблему. Цель занятий эстрадным вокалом: способствует формированию устойчивого интереса к музыкально-творческой деятельности. Программа предполагает решение образовательных воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей: 
- Обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-  Формировать особенности сценической культуры;
-  Развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-  Развивать творческую активность детей;
-  Воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру;
-  Развивать образное мышление и желание импровизировать;
- Развивать артистическую смелость и непосредственность ребенка, его самостоятельность;
-  Развивать эмоциональную устойчивость к публичным   выступлениям; 
-  Развивать художественный и музыкальный вкус;
-  Приобщить обучающихся к музыкально- художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально- сценического искусства;
-  Воспитывать самостоятельную творческую личность.
     Эстрадное пение в настоящее время, благодаря многообразию жанров и стилей, является наиболее доступным и популярным видом искусства музыкальной индустрии. А так же одним из важных инструментов воспитания детей и молодежи. Тщательно организованная и продуманная работа учителей, отдающих предпочтение эстрадному вокалу, оказывает весьма влиятельное воздействие на подъем музыкальной культуры в целом, мировоззрения обучающихся и развитию музыкального вкуса.
     Залог успеха в работе с одаренными детьми неразрывно связанно с методами обучения, так как они ведут к достижению намеченных целей. На занятиях эстрадного вокала практикуются методы организации в учебно-познавательной деятельности.
     На начальном этапе обучения я внедряю в педагогическую практику обьяснительно-иллюстративный метод, при котором используется метод наглядости. При этом методе использую аудио и видеозаписи для зрительного восприятия музыкального материала помогающего увидеть обучающимся конечный результат.
     Активизирует работу гортани. Органов дыхания и помогает бороться с вялостью артикуляционного аппарата фонетический метод [4, с.51-62].
     Метод образного сравнения развивает умение отличать правильное звукообразование от неправильного и оценивать собственное исполнение, помогает детям в сравнении различных образов звучания голоса, формирует навык самоконтроля.
     На втором этапе обучения дети знакомятся с основами музыкальной грамоты, приобретают навык творческой импровизации. В процессе обучения внедряется проблемно-поисковый метод, когда перед детьми ставится проблемная ситуация. Обучающиеся путем самостоятельных размышлений могут неоднократно повторять отдельные ?трудные? места в произведении; упражнения в последовательном чередовании – исполнение песен вслух и ?про себя? и находить правильное решение. [2.с.20-35]
     Так же практикуется метод импровизации и сценического движения, который помогает развивать умение исполнять вокальное произведение, умение держаться и двигаться на сцене, быть раскрепощенным перед зрителями и слушателями.
     На третьем и четвертом этапах вводится метод ансамблевого пения, помогающий научить детей слушать и уважать не только себя, но и других, формируется навык двухголосного пения, совершенствуется вокальная культура исполнения, формируется социальный опыт в процессе деятельности обучающихся.
     Используется метод мысленного пения (И.М.Сеченов), который активизирует слуховое внимание. Направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания, учит внутренней сосредоточенности в разучиваемом произведении, предохраняет голос от переутомления [3, с.124-130].
     К методам, хорошо развивающим эмоциональную выразительность голоса, относится метод эмоционального тренинга (П.И.Сикур), взятый в эстрадный вокал из церковного пения. Обучающиеся поют музыкальные фразы с различным эмоциональным подтекстом (радости, горя. раздражительности и т.п.).
     В процессе реализации работы с одаренными детьми использую инновационный подход к обучению и воспитанию. Применяю нетрадиционные формы занятий: викторины, КВН ?Лучшие исполнители?, тестирование, дискуссии, беседы, просмотр видеоматериалов выступлений детских международных, всероссийских музыкальных конкурсов (?Евровидение?, ?Голос?), а так же просмотр видеоматериалов выступлений самих ребят, разбор, анализ их выступлений.
     При проведении таких занятий мною применяются инновационные технологии:  здоровьесберегающие, индивидуально-дифференцированное обучение, игровые, музыкальная рефлексия.
     Технология индивидуально-дифференцированного обучения помогает учитывать особенности каждого ребенка и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала.
     Применение в педагогическом опыте здоровьесберегающих технологий позволяет активизировать работу речевого аппарата, укрепить артикуляционный аппарат, певческое дыхание, снять эмоциональное напряжение, зажатость. Для этого проводятся различные виды упражнений: артикуляционная гимнастика В.Емельянова. дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой, Карла Орфа, игры-упражнения для лица, глаз, пальцев.
     Используя игровые технологии6 компьютерные музыкально-дидактические игры, вокальная импровизация, упражнения в игровой форме ?Твори, выдумывай, пробуй?, обыгрывание и проговаривание скороговорок, мимические этюды – упражнения на умение владеть своим телом и лицом, воспитание мышечной свободы – этюды коллективной пантомимы [2,с.125-135]. Исполнение упражнений сопровождается выразительностью, мимикой, жестами, которые помогут развить сценическое движение и сценическую речь, раскрыть в детях фантазию, творческое воображение.
     В результате использования технологий, методов в работе над сценическим образом, каждый обучающийся проявляет свою индивидуальность, раскрывается как творческая личность.
     Обучающимся становится понятным и явным тот факт, что вокальное искусство – это серьезный труд, а не только яркое и запоминающееся выступление.
     На всех этапах обучения, концертная деятельность является преимущественным видом контроля и стимулом к творчеству. Такой подход особенно влияет на усвоение детьми музыкального материала, развивает и воспитывает навыки самостоятельной творческой работы, а также пробуждает живой интерес к музыкальному искусству.
     В результате использования в работе с одаренными детьми новых подходов процесс обучения дает положительную динамику. Показателями результативности работы являются успешные выступления обучающихся в вокальных конкурсах, фестивалях различных уровней: Международные (?Радуга талантов?, ?Жар-птица?), Всероссийские (?Голоса России?, ?Роза ветров?), областные (?Берегиня?, ?Серебряный микрофон?), городские (?Кинельские звездочки?).


                              Список используемых источников

Кирюшин В.В. Эмоционально-образный анализ развивающих песен. Москва, 2010.С.65
Плужников К.И. Механика пения. Принципы постановки голоса. Санкт-Петербург, 2004.С.87
Суязова Г.А. Мир вокального искусства (программа, разработкизанятий, методические рекомендации). Волгоград, 2007.С.138
Трифонова И.А. Фонопедический метод развития голоса (методическая разработка). Санкт-Петербург, 2002г. С.65