ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ МУЗЫКЕ
(НА ПРИМЕРЕ СЛАБОВИДЯЩИХ)
На сегодняшний день тема творческого развития учащихся с ограниченными возможностями является актуальной. В ДМШ и ДШИ активно разрабатывают новые методы и формы обучения.
К сожалению, на данный момент в стране нет достаточного количества государственных музыкальных школ для учащихся с нарушением зрением. Поэтому основная часть учеников получает музыкальное образование в государственных музыкальных школах. Обязательным предметом в ДМШ и ДШИ является сольфеджио.
Целью всестороннего развития учеников с ограниченными возможностями является не только повышение уровня образования в стране, но и получением социального-трудового статуса.
На уроках ученики развивают музыкальный слух, память, ритм, расширяют музыкальный кругозор и развивают творческие способности ученика. Знания, полученные на уроке ученики помогают начинающим музыкантам не только по специальности, но и в изучении других учебных предметов в музыкальной школе.
Работа со слабовидящими учениками на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ требует от преподавателя квалифицированного и грамотного психолого-педагогического подхода. В первую очередь это связанно с тем, что нарушение зрения влияет на восприятие информации, формируя специфические особенности образов, понятий, ориентации в пространстве и т. д. Помимо этого, большая часть музыкальных школ не может организовать набор класса, состоящий только из незрячих или слабовидящих учеников. В следствии чего, ученикам имеющие физические особенности, связанные со зрением, приходится получать знания наряду со школьниками, не имеющих серьезных проблем со здоровьем.
Для преподавателя важно создать комфортную среду не только для детей с особенностями, но и для обычных учеников. Предотвратить любое проявление агрессии в сторону ученика имеющие ограниченные возможности.
Обязательным условием работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, является индивидуальный подход к каждому ученику с учетом диагноза, индивидуальных способностей обучающегося и уровня его подготовленности.
Одним из самых первых этапов музыкального обучения является изучение нотной грамоты. Ученики учатся играть и петь по нотам не только на индивидуальных уроках по специальности, но и на групповых занятиях пол сольфеджио. На уроках по специальности слабовидящим ученикам для комфортного обучения необходимо увеличить нотный лист несколько раз. К сожалению, подобная работа на групповом занятии по сольфеджио нежелательна, т.к. ученикам не только сложно зрительно воспринимать текст, но и это приводит к постоянному напряжению глаз.
В случае, когда ученик незрячий, работа над музыкальными произведениями осуществляется без знания музыкальной грамоты. Но музыкальное образование предполагает обязательное знание нотной грамоты, поэтому ученики обучаются по рельефно-точечной системе Л. Брайля. К сожалению, на данный момент в библиотеках ДМШ и ДШИ нет достаточного количества нотных экземпляров, написанных по системе Л. Брайля, что приводит к тому, что начинающий музыкант вынужден играть «на слух».
Невозможно представить урок сольфеджио без музыкальных диктантов. Ученики, имеющие нарушение зрения, при написании диктантов пользуются системой Брайля. Одним из главных недостатков этой системы является отсутствие возможности фиксировать отдельные музыкальные фразы и мотивы. Музыкальный материал приходится записывать по тактам в столбик. Главной задачей преподавателя является не только произвести детальный разбор диктанта, но и грамотно подбирать материал для диктантов с учетом особенностей учащихся.
Особенно большой интерес для слабовидящих и незрячих учеников вызывают игровые формы работы. Перед преподавателем по сольфеджио стоит не простая задача – нужно вызвать интерес учащихся, при этом, не вызывая у них негативных эмоций и комплексов. Например, для закрепления пройденного материала можно использовать карточки, кубики, лото, при этом для слабовидящих учеников дублировать подписи не только плоско-печатным шрифтом, но и шрифтом Брайля. Благодаря игровым формам работы у детей повышается интерес на уроке, и они с легкостью усваивают темы.
Студенты ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова организовывают концерты в Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых». Среди выдающихся выпускников и учеников консерватории хотелось бы упомянуть успешного пианиста Олега Аккуратова, скрипачку Екатерину Беспалову, флейтиста Григория Писакина, и композитора Евгения Кремнёва.
В заключение хочу сказать, что профессиональная деятельность музыкантов, имеющих инвалидность по зрению, в нашей стране пока ещё сопряжена с преодолением большого числа трудностей, и нерешённых проблем много. Но хочется отметить, что в последние годы Министерство культуры активно занимается решением данной проблемы. Государство выделяет средства на проведение фестивалей, концертов и конкурсов для людей с ограниченными возможностями, в ДМШ и ДШИ выделяются финансы на приобретение учебников и нотных сборников по системе Брайля.
Список используемой литературы
Смирнов Г.
А. Запись нот по системе Брайля. Крат. Руководство для зрячих музыкантов, работающих со слепыми. В 2 ч.ч.1.
–
М.: Просвещение, 1988. -
141 с.: нот.
Смирнов Г.
А. Запись нот по системе Брайля. Краткое руководство
для зрячих
музыкантов,
работающих со слепыми (в двух частях; часть вторая).
–
М.: ООО "ИПТК "Логос" ВОС".
–
2002. - 261 с