Проблемы современного детского любительского театрального коллектива. Функции студийного театрального коллектива.
В современном мире, в век глобализации и развития коммуникаций немаловажную роль играют детские театральные коллективы. Что же такое детский театральный коллектив? Как влияют занятия в театральном коллективе на ребенка? Нужны ли обществу детские театральные коллективы? Какие функции призван выполнять театральный коллектив? С какими проблемами сталкиваются в современном мире театральные коллективы?
Театр - самый доступный для детей вид искусства. Принимая во внимание психологические особенности детского возраста, можно с уверенностью сказать, что театральная деятельность – самая близкая и понятная для ребенка, ведь основной вид деятельности детей – игра. Играя, ребенок учится жить в обществе, знакомится с окружающим миром, получает навыки общения, учится строить взаимоотношения.
Каждый ребёнок имеет творческие задатки, которые можно и нужно совершенствовать. Занятия в театральном коллективе позволяют развивать речь, память, мышление, внимательность, воображение, совершенствовать физическую пластичность, навыки общения, развить коммуникабельность.
В результате продолжительных наблюдений за детьми, занимающимися в театральной студии, выяснилось, что студийцы отличаются от сверстников в своем развитии умением держать себя в обществе, способностью работать в коллективе, творческой активностью.
Часто во взаимоотношениях со сверстниками, студийцы занимают лидирующие позиции. Кроме того, дети, у которых до посещения театральной студии возникали проблемы в общении со сверстниками, становятся более коммуникабельными, у них появляются новые знакомства, общие интересы.
Более того, так называемые «трудные дети», по нашим наблюдениям, открывая в себе новые грани своей личности, лучше адаптируются в обществе, часто отказываются от пагубных привычек, становятся полноценными гражданами общества.
Занятия в театральных коллективах приобщают детей к мировому духовному наследию, способствуют развитию эмоциональной сферы жизни ребёнка, воспитывают патриотизм и толерантность
В театральном коллективе любой ребёнок имеет возможность реализовать свои потребности в художественной деятельности, не зависимо от того, насколько он образован и насколько развиты его способности.
В России накоплен огромный опыт в сфере театральной педагогики такими деятелями школы «театра переживания», как М.С. Щепкин, А.И. Южин, В.И. Немирович — Данченко, К.С. Станиславский, М.О. Кнебель, Н.И. Сац, П.М. Ершов, Г.А. Товстоногов, C.B. Гиппиус и другими, которые доказали эффективность занятий в театральном коллективе, дающих положительный результат не зависимо от возраста участника коллектива.
Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что детские театральные коллективы необходимы обществу, потому что в них формируются основные нравственные, идейные, эстетические качества личности человека. В театральном коллективе ребёнок духовно развивается, поскольку живет в игровом, сказочном мире. В мире собственных фантазий и творчества. Знакомится музыкальными, художественными, литературными мировыми шедеврами. В.А. Сухомлинский, выдающийся детский педагог, писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», без этого он «засушенный цветок» [4;c.551].
Рассмотрим основные функции детского театрального коллектива.
Познавательная функция. Занимаясь в театральном коллективе, ребёнок знакомится с миром, окружающей средой, собственным физическим аппаратом и своими возможностями, учится размышлять. Ребенок, примеряя на себя разные роли, перенимает социальный опыт многих поколений, учится нормам поведения, знакомится с мировой культурой.
Коммуникативная функция. Ни для кого не секрет, что театр – коллективное искусство. В театральном коллективе невозможно существовать в одиночку. Детям приходится учиться работать в коллективе, избегать конфликтов, уметь договариваться, учиться взаимопомощи и взаимовыручке, налаживать межличностные контакты. Занятия в театральном коллективе воспитывают чувство товарищества и дружбы, чувство сопричастности к общему делу, умение сотрудничать.
Развлекательная функция. Занятия в театральном коллективе не являются основным видом деятельности детей. Приходя на занятия, ребёнок имеет возможность уйти от бытовой рутины, насладиться живым общением, сменить обстановку. Если в коллективе царит благожелательная атмосфера, если ребёнок имеет возможность проявить себя, то занятия становятся ничем иным, как развлечением. Занятия в детском театральном коллективе проводятся в игровой форме. Игра как развлечение выполняет важную функцию снижения уровня психологической напряжённости.
Эстетическая функция. Образ спектакля создается с помощью различных выразительных средств. Спектакль невозможен без литературного материала, драматургической основы. Для большей зрелищности, режиссёры привносят в спектакль элементы хореографии. Для оформления спектакля, мы прибегаем к изобразительному искусству, а для усиления эмоционального восприятия необходим качественный музыкальный материал. Все виды искусств синтезирует в себе театр. Многие известные педагоги в результате своих трудов, делают выводы, что ребенок, занимаясь в театральной студии, становится полноценно развитой личностью, приобщаясь к материальным и духовным культурным ценностям. «Человекообразование происходит в ходе диалога индивида с ценностями материальной и духовной культуры. Тем самым люди осуществляют преемственность социального и духовного опыта» [5; с.319].Именно это и составляет эстетическую функцию театрального коллектива.
Социальная функция. На занятиях в театральном коллективе, в процессе совместной деятельности, формируются положительные взаимоотношения между участниками, воспитывается культура общения взрослых и детей, в соответствии с нормами и правилами поведения в обществе, развивается эмоциональный аспект. Благодаря этому, у ребенка пробуждаются социальные чувства, ребенок способен эмоционально правильно отнестись к событиям и поступкам, касающимся не только ребенка лично, но и общества.
Воспитательная функция. В театральной студии воспитательный процесс строится путем приобщения ребенка к коллективной работе. Через себя в игре дети обретают навыки эмпатии, учатся взаимопомощи и ответственности. Театральный «организм» устроен таким образом, что его работа зависит от работы каждого, что способствует развитию перечисленных выше качеств. Нравственное воспитание личности обобщает в себе уважительное отношение к окружающим, Родине, труду, самому себе, что с большим успехом реализуется в театральной студии. Если руководителем театрального коллектива создана доброжелательная, комфортная, доверительная атмосфера, то сами участники способны влиять друг на друга положительным образом.
Обучающая функция. Работа театрального коллектива предполагает знакомство его участников с литературой, музыкой, хореографией, произведениями живописи, нередко в работе с детскими коллективами, руководители используют шедевры мировой и отечественной кинематографии и мультипликации, что несомненно способствует умственному и эстетическому воспитанию детей и подростков.
Несмотря на все положительные аспекты театрального творчества, детские театральные коллективы, на современном этапе имеют существенные проблемы.
Первая из них - безразличие и эстетическая неграмотность взрослых. Бытует мнение, что к обучению и приобретению любой профессии необходим серьезный подход – будь то юрист или бухгалтер. Но это никоим образом не относится к профессии актёр. Потому что, если ты обладаешь привлекательной внешностью и красивым голосом, тебе легко удастся сыграть любую роль. Потому что театр – это развлечение, легкомысленное времяпровождение. Само слово «самодеятельность» в нашей стране зачастую обозначает дурной вкус, дилетантство. Хотя грамотные люди, разумеется, понимают, что формирование эстетического вкуса и чувства меры, так же важно, как усвоение теорем, правил и формул.
Мы часто сталкиваемся с неграмотными родителями, которые думают, что занятие театральной деятельностью сводится к выступлениям на сцене. Например, в нашей практике был такой случай. Примерно год в студии занималась девочка N. Эта девочка – достаточно способная, но закомплексованная, необщительная, обладает заниженной самооценкой. В студии девочка начала раскрываться, у нее появились друзья. На занятия N. приходила с удовольствием, но домой не очень торопилась. Мама N. запретила посещать студию, мотивируя запрет тем, что в школе у девочки снизилась успеваемость, якобы из-за занятий в театральном коллективе. (К слову, мама N. ни разу не приходила на открытые занятия и выступления дочери и не проявляла интереса к деятельности студии). Педагоги пытались объяснить матери, чем дети занимаются в студии и как эти занятия способствуют развитию ребёнка. Мать не удалось переубедить, и девочка прекратила посещать студию. Спустя год, по нашим наблюдениям, ситуация усугубилась, поведение девочки ухудшилось. В школе у N. еще больше снизилась успеваемость, девочка попала в нехорошую компанию, от нее отвернулись сверстники. Оказалось, что ситуация в семье непростая и в плане воспитания, и в плане нравственности.
Из этой истории мы можем сделать вывод, что отсутствие нравственности, моральных правил, эстетическая неразвитость родителей пагубно влияет на развитие ребенка. К сожалению, это не единственный неприятный эпизод, с которым мы сталкиваемся на нашей практике. Поэтому, руководитель студии должен вести активную работу с родителями. Хорошо организовывать совместные праздники детей и взрослых, проводить беседы и открытые уроки, во время которых раскрывается важность занятий в театральном коллективе, привлекается внимание родителей к деятельности студии.
Другая немаловажная проблема – что в наш век глобализации и гаджетов, у детей пропадает потребность в живом общении. Дети не умеют общаться. Компьютерные игры развращают и пагубно влияют на детскую психику. Дети становятся ленивыми и безынициативными. Дети не читают книг. Все их познания в кинематографии ограничиваются современными «ужастиками» и блокбастерами. Зачастую дети, даже в старших классах, не могут назвать ведущие театры, великолепные классические театральные постановки и фильмы, знаменитые драматургические произведения. Дети принимают за образцы высокохудожественных произведений низкопробные сериалы, заполонившие экраны. Все это негативно влияет на воспитание и развитие будущего человека.
«Парадоксальный эффект развития современных средств массовой коммуникации заключается в том, что расширяя круг общения человека, они усугубляют его одиночество» [14; с.19].
Еще одна проблема театральных коллективов – недостаточное финансирование и практически отсутствующая государственная политика в сфере театральной культуры. Точнее, политика как бы есть, но вся она сводится к так называемому «госзаказу». Руководители коллективов буквально «завалены» бумажной волокитой, что никак не сообразуется с творческим процессом. Предъявляются жесткие требования к составам студийных групп, количеству постановок, зарабатыванию финансов и т.п.
Так же является проблемой развитие аниматорской деятельности. Зачастую, финансово обеспеченные, так называемые «мастерские праздника» предлагают людям низкосортные развлечения ради развлечения. И получается, что за красивой картинкой предлагаемых зрителю «представлений», не заложено никаких ценностных, нравственных, эстетических идей. Деятельность таких «мастерских» составляет большую конкуренцию для театральных коллективов. Ведь чаще человек выберет именно развлекательное шоу, а не классический спектакль. Конечно, современные театральные режиссеры постоянно ищут новые трактовки и интерпретации, чтобы достойно конкурировать с такими «мастерскими».
Еще одна немаловажная проблема – недостаток учебников и методической литературы по детской театральной педагогике. Как правило, руководители студий вынуждены сами создавать программы обучения. Хотя, в этом есть и положительный аспект: каждый педагог может разработать такую программу, которая будет наиболее эффективно работать.