Проект «День матери» в группе «Лазорики»

Актуальность:

Из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Мама - это основа продления человеческого рода. Мама - это самое дорогое в нашей жизни. Мама играет важную роль в жизни каждого человека. Образ матери - символ родного дома, тепла, уюта, бескорыстной любви. А формирование отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка.

        Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с мамой, поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Воспитывать у детей любовь и уважение к матери и членам семьи, прививать детям чувство привязанности к маме, семье и дому – наша задача.

        К сожалению, часто любовь к маме дети связывают чаще с материальными ценностями, а не духовными. По результатам бесед, опросов выяснилось, что дети не в достаточной степени имеют представление о роли мамы в их жизни, о ее занятиях дома и обязанностях на работе. Для детей  праздник “День матери” служит напоминанием необходимости уважительного отношения не только в обществе, но и в семье. В связи с последними тенденциями в построении воспитательно-образовательного процесса в ДОУ возникло желание осуществить проектную деятельность в данном направлении.         Безусловно День матери — это один из самых трогательных праздников, потому что все мы с детства и до своих последних дней несем в своей душе единственный и неповторимый образ — образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет и будет беззаветно любить, несмотря ни на что. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.

Цель проекта:

Формирование у детей целостного образа  матери - хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.

Задачи проекта:

-   Познакомить детей с историей возникновения праздника.

-  Учить детей анализировать произведения о мамах, развивать грамотную речь, при составлении рассказа описательного характера о мамах.

-    Вызывать желание детей создавать подарки к празднику своими руками.

- Развивать творческие способности детей через пение, чтение стихотворений, художественную деятельность (создание поделок, рисунков и т. д.)

-   Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за маму.

- Воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое и внимательное отношение к маме..

 Предполагаемые итоги реализации проекта:

 В ходе проекта планируется дать возможность детям и мамам пообщаться друг с другом не в домашней обстановке, а в детском саду; проявить взаимные чувства друг к другу, заботу и уважение к маме; обогатить знания детей о роли мамы в их жизни; развивать творческие способности детей.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительная работа

Проблема: В современном обществе остро стоит вопрос связи поколений, поэтому в дошкольных учреждениях стало необходимо уделять внимание взаимопониманию родителей и детей. Старший возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным этапом в становлении личности дошкольника. Это возраст осознания детьми своих чувств, своего отношения к людям и, в первую очередь, к матери. Отношения между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. Но у современных детей преобладает, в основном, потребительское отношение к матери. Проект должен быть направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку - маме. В ходе проекта планируется дать возможность детям и мамам пообщаться друг с другом  в детском саду, проявить взаимные чувства друг к другу.

2. Мотивы участия детей

Провести беседу с детьми о праздниках в России и обратить внимание на праздник “День матери”. Беседа с детьми о мамах и о том, что Указом Президента РФ в 1998г. был установлен праздник “День Матери в Российской Федерации”, который отмечается в последнее воскресенье ноября. Для детей было интересным узнать о празднике “День матери”, у них возник вопрос “Чем отличается этот праздник от 8 марта?”. С детьми проводились ситуативные разговоры “Ласковые слова”, “Какой подарок для мамы лучше”. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта.

3. Идеи реализации проекта

Воспитатель предложил каждому ребенку рассказать о том, как можно поздравить мам в этот праздник. Если дети испытывают трудности, воспитатель предлагает свою идею. Провести беседы с детьми о маме, ее роли в жизни детей, о предстоящем празднике. Подбор информации для реализации проекта идет и через ИКТ: песни, стихи, картинки. Совместное с детьми размышление о проведении праздника для мам.

4. Зарисовка идеи

Предложить детям нарисовать свои идеи проекта, как можно поздравить мам. Затем дети высказывают свои мысли по поводу того, как их идеи можно реализовать, воплотить в жизнь.

5Выбор идеи проекта

Предложить детям рассказать о своих рисунках, какую идею они изобразили, ответить на вопросы воспитателя и сверстников своем проекте. Ребенок должен объяснить, почему он нарисовал именно эту идею. Воспитатель, с помощью голосования, предлагает выбрать проект, который детям больше всего понравился. Дети рассуждают о том, как воплотить эту идею, что для этого необходимо. Путем голосования дети решили: создать для мам поздравительные открытки, нарисовать портреты мам, создать короткий видеофильм «Послание маме», провести праздничное мероприятие с участием мам (праздник будут чередоваться с танцами, песней, стихами и частушками).

6. Работа с родителями

-  Анкетирование родителей.

-  Проведение индивидуальных консультаций.

-  Задание мамам: рассказать своему ребёнку о своей профессии.

7. Работа по реализации проекта

-  Подбор материала по теме “История возникновения праздника”.

-  Подбор и чтение детско-художественной литературы о маме :

Е. Благинина “Посидим в тишине”, М. Родина “Мамины руки”, Л. Квитко “Бабушкины руки”, Дж. Родари “Чем пахнут ремесла?”, В. Сухомлинский Моя мама пахнет хлебом”, Б. Емельянов “Мамины руки”, “Мама все понимает”,  “Мамино горе”, Э. Успенский  “Если был бы я девчонкой”, Э. Мошковская “Я маму обидел”.

-  Разучивание песни, стихов

-  Толкование пословиц, загадывание загадок по теме.

-  Беседы с детьми: о маме как личности, её увлечениях, “Мои близкие”,

“Как беречь здоровье мамы”, “Как мама меня бережёт”, “Я поступаю

хорошо”.

-  Решение проблемных ситуаций: “Мама заболела”, “Чем порадовать

маму”, “Уставшая мама пришла с работы…”

-  Составление  описательных  рассказов  с детьми  на тему  “Моя мама

лучше всех”, “Подбери словечко”, “Мамочка, какая?” (ласковая,  добрая,

милая, нежная и т. д.), “Скажи ласково”.

-  Изготовление поздравительной открытки, рисование “Портрет

-  Создание короткого видеофильма «Послание маме».

8. Продумывание представления проекта

-  Подготовка подарков для мам, рисунков

-  Составление и разработка сценария праздника

9. Презентация продукта проекта

Выставка детских работ «Портрет мамы»

Проведение праздника

Вручение мамам подарков (поздравительные открытки, видеофильм)

                     

Реализация проекта через разные виды деятельности

Физическое развитие:

Дидактические игры

-  «Как избежать неприятности дома», «Опасно –неопасно»;

-  Речь с движением «Мамины помощницы»;

-  Беседы с детьми «Как беречь здоровье мамы», «Как мама меня бережёт»;

-  Решение проблемных ситуаций: «Мама заболела»;

-  Игровая ситуация «Мы помогаем»;

-  Подвижные игры «Мамины бусы», «Угадай, кто я?»

-  Спортивное мероприятие с участием мам

     Социально – коммуникативное развитие:

        Сюжетно-ролевые игры:  «Дочки матери», «Семья», «Мамины помощ-ники», «Салон красоты», «Мама на работе» (мама-парикмахер, мама-продавец, мама-врач, мама-медсестра, и т. д.)

           Решение проблемных ситуаций: «Чем порадовать маму», «Уставшая мама пришла с работы…»

        Дидактические игры: «Дружная семья», «Что мама делает?», «Помоги

мамочке».

        Реализация проекта через разные виды деятельности

Познавательное развитие:

-  Познавательные беседы «Расскажи про мамочку», «Мамины, бабушкины

руки», «Как я помогаю дома»

-  Словесные игры «Как зовут твою маму», «Профессия мамы»

-  Беседы на тему "Мамы разные нужны, мамы разные важны"

Художественно-эстетическое развитие

-  Рисование «Портрет мамы", "Как я помогаю маме", лепка из песка во время прогулки «Пирог для мамы"

     

-  Чтение детской художественной литературы о маме (Е. Благинина  «Посидим в тишине», М. Родина «Мамины руки»,», М. Л. Квитко  «Бабушкины руки», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Сухомлинский "Моя мама пахнет хлебом", Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Э. Мошковская «Я маму обидел», Б. Емельянов "Мамины руки", "Мама все понимает", "Мамино горе"

-  Разучивание стихов, песен, частушек; загадывание пословиц по теме.

Речевое развитие

-  Составление описательных рассказов с детьми на тему «Моя мама лучше

всех», «Мамочка, какая?» (ласковая, добрая, милая, нежная и т. д.,  «Скажи

ласково»

-  Создание видеофильма «Послание маме»

-  Выставка детских работ

-  Оформление книжного уголка ко Дню Матери

-  Разучивание стихов о маме

    Физическое развитие

-  Проведение спортивного мероприятия

-  Подвижные игры «Мамины бусы», «Угадай, кто я?»

    Художественно-эстетическое развитие

-  Разучивание песни, частушек для праздника

Итоги проекта:

        Результатом проекта является уникальное видение мира ребенком, стимулирование его познавательной активности, повышение индивидуальности, оригинальности, яркости в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Также ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

        Праздник «День Матери» подвёл итог работы над проектом, где и дети, и родители прониклись атмосферой доброжелательности, радости, тепла, эмоционального комфорта и благополучия.

        Итогами проекта также стало обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в музыке, художественной литературе; осознание детьми доброго, заботливого отношения к маме; развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкально-художественной деятельности. Главный результат – дети встали на путь понимания огромного значения матери в жизни каждого человека. И это самое главное!

Приложение №1

Анкета для родителей

Хотели бы Вы, чтобы с Вашим ребенком проводилась специальная работа по воспитанию любви к матери?

Считаете ли Вы, что в детском саду должна проводиться такая работа?

Готовы ли Вы сотрудничать по этому вопросу с педагогами детского сада?

Приложение №2

Итоговая анкета для родителей.

Как отразились занятия и беседы о маме, проводимые в детском саду, дома?

(в играх, в отношении к близким людям, в выполнении обязанностей по дому, в рассказах; пели ли дети песни, разученные в детском саду и др.)

___

Что, по вашему мнению, было самым нужным в проведенной работе?___

Что, по вашему мнению, было самым интересным в проведенной работе?

___

Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?

___

Ваши пожелания и предложения ___

Приложение №3

Конспект организованно–тематической деятельности «Поговорим о маме»

Программное содержание:

Уточнять и обобщать знания детей о семье, раскрыть детям многогранный образ матери, воспитывать любовь и заботливое отношение к ней. Воспитывать нравственные и эстетические чувства.

ХОД.

В. «Как вы думаете, что такое семья?

(семья-это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, говорят друг с другом ласково. Семья – это мама, папа, дети, бабушки, дедушки)

ИГРА С МЯЧОМ

«Кто я?» («Я мама, а ты мне кто?», «Кому ты сын?», «Кому ты внучка?») и т. д.

Ребята, вы принесли фотографии своих мам. Сегодня мы поговорим о ваших мамах, самых дорогих и любимых.

Воспитатель читает стихотворение.

Кто вас, детки, крепко любит?

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

Мама дорогая!

Давайте скажем о маме все хорошие слова, каждый назовет по одному слову, не повторяя уже сказанные. Какая мама?

(ДЕТИ - добрая, ласковая, нежная, любимая)

А у вашей мамы тоже есть мама. Кто же она? (ответ детей)

Да, это ваша бабушка.

Воспитатель читает стихотворение о бабушке.

Бабушка наша очень добра

Бабушка наша стала стара

Много морщинок у бабушки нашей

С ними она еще лучше и краше.

Бабушка теплые варежки вяжет,

Бабушка вечером сказку расскажет.

Слушать ее мы готовы часами,

Что позабудет, подскажем ей сами.

Ребята, а как вы заботитесь о маме и бабушке? Что вы делаете по дому? Как им помогаете?

ДЕТИ отвечают.

В. Мама не только дома заботится о семье, она еще и работает. Расскажите об этом.

Кем работает твоя мама, что она делает? Что ей нужно для работы.

Дети по очереди рассказывают про своих мам.

В. Вот видите, ребята, как необходима людям мамина работа: она лечит людей, учит детей, продает лекарства…

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Махалкова «А что у вас?»

Воспитатель проводит физкультминутку «Мама спит»

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу (дети идут на цыпочках)

Я на пяточках хожу,

Маму я не разбужу (дети идут на пятках)

В. О маме много сложено пословиц:

«При солнышке тепло, при матери добро»

«Лучше мамы друга не сыщешь»

«Нет лучше дружка, чем родная матушка»

(дети повторяют и учат пословицы)

В. Ребята, я послушала ваши рассказы о маме, бабушке и почувствовала, что вы их очень любите, стараетесь помогать им и любите свою семью.

Скоро у нас состоится праздник «День матери», давайте споем песню о маме, которую мы учим к празднику. Это тоже подарок мамам.

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ О МАМЕ.

Приложение №4

Вопросник для детей № 1

1. Назови полное имя и отчество твоей мамы?

2. Где работает твоя мама?

3. Кем она работает?

4. Чем занимается мама дома?

5. Назови, пожалуйста, любимое мамино занятие.

6. Как ты думаешь: трудно быть мамой?

7. А ты хочешь быть мамой, когда вырастишь? (вопрос только для девочек).

Вопросник для детей № 2

1. Ты любишь свою маму?

2. За что ты любишь свою маму?

3. Как ты проявляешь свою любовь?

4. Как ты поступаешь, если:

Мама устала;

Маме нездоровится;

Пришли гости, а в доме беспорядок?

5. Что будешь делать, если ты играешь в очень интересную игру, а мама просит ей помочь?

6. Можешь ли ты понять, какое настроение у мамы?

7. Как ты это определяешь?

8. Хочешь ли ты быть похожей на маму? (вопрос для девочек)

9. Составление устного портрета мамы.

10.«Представьте себе, что я никогда не видела твоей мамы. Расскажи, какая она, чтобы я смогла её сразу узнать.