Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова – на - Дону «Детский сад № 251»

344038, Ростовская область, город Ростов – на – Дону, проспект Ленина, 107/3

«ЦВЕТНЫЕ МЕЧТЫ ДЕТСТВА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 6 – 7 лет

Разработчики:

Пежнова С.А,

музыкальный руководитель

г. Ростов – на - Дону

spezhnova@mail.ru

+79094339301

2023 г.

Содержание

2 стр

Введение

3 стр.

1.Актуальность проекта

4 стр.

2.Цели и задачи проекта

5 стр.

2.1 Цель проекта

5 стр.

2.2 Задачи проекта

5 стр.

2.3 Целевая группа проекта

5 стр.

3. Проектное решение

5 стр.

4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

6 стр.

5. Программа проектных мероприятий

7 стр.

6.Ожидаемые результаты реализации проекта

11 стр.

Заключение

12 стр.

Список использованных источников информации

13 стр.

Приложение 1

14 стр.

Приложение 2

20стр.

 

Введение

Великий русский прозаикпоэт и  драматургАлексей Николаевич Толстой, однажды сказал: «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». И несомненно он прав. Через сказку передаётся опыт поколений, представления о добре и зле, о прекрасном и ужасном. В сказке заложена мудрость народов.

А ведь если задуматься, сказка – самый любимый детьми жанр фольклора.

Проект «Цветные мечты детства» погрузит каждого ребенка в мир сказочной музыки и волшебства, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества.  Ведь в каждом ребенке есть что – то волшебное. И в каждом взрослом прячется ребенок.

Путешествуя вместе с маленькой девочкой Катюшей, в далекое прошлое, сквозь время, юные слушатели перенесутся в мир оперы и балета, познакомятся с произведениями русских и зарубежных композиторов, а также откроют дверь в храм искусства, называемый театром.

 

Актуальность проекта

Формирование у дошкольников духовности и нравственности, приобщение к мировой художественной культуре – актуальная задача сегодняшнего дня.

Работа над данным проектом расширит знания детей в области музыки и литературы. Как увлечь дошкольника таким образом, чтобы не нарушить субъективное видение картины мира самого ребенка?

Сказка — это доступный и понятный метод воздействия, который ребенку знаком с первых дней жизни. Сказку любят все: взрослые и дети. Интересно, в чем же кроется главный секрет этой всеобщей любви к сказке? Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе каждого из нас, формирует нравственные ценности ребенка и любовь к литературе, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Музыка «вдыхает жизнь в сказочные образы». Вводит ребенка в мир добра. Определенный настрой, установка на восприятие, заставляет слушателя сопереживать, чувствовать музыку. Ожившая музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно – нравственное содержание.

 

2.Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта

Создание условий для формирования у дошкольников духовности и нравственности, приобщение к мировой художественной культуре.

2.2 Задачи проекта:

Знакомство с произведениями великих композиторов

Формирование интереса к слушанию музыки

Накопление ребенком опыта восприятия искусства через образы сказок.

Обогащение музыкального опыта детей, музыкального словаря за счет слов, обозначающих оттенки эмоциональных состояний.

Целевая группа проекта:

дети подготовительного дошкольного возраста; музыкальный руководитель; родители воспитанников; старший воспитатель; воспитатели подготовительных групп.

Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к классической музыке русской и зарубежной.

Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности на основе восприятия классической музыки через синтез искусств.


4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта: с 01.09.2022 г. по 31.05.2023 г.

4.2 Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (с 01.09.2022г. по 14.09.2022г.)

2.Основной (с 15.09.2022г. по 14.05.2023 г.)

3.Заключительный (с 15.05.2023 г. по 31.05.2023г.)

 

5. Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

1.

Изучение мировой литературы:

Методический кабинет

01.09.2022 г.

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

2.

Анализ интернет - ресурсов по данной теме

Методический кабинет

03.09.2022 г.

Музыкальный руководитель, воспитатель

3.

Подбор музыкальных произведений, создание фонотеки и видеотеки:

И.В Морозов

-

опера «Золотой ключик» Часть 1

И.В Морозов

-

опера «Золотой ключик» Часть 2

Д. Шостакович

-

«Сказка о глупом мышонке» мини – опера

Н.И. Сац - балет «Синяя птица» (М. Метерлинк)

М.

Красев

- опера «Морозко»

В.

Лебедев

- опера

«Дорога в Изумрудный город»

Ю. Литвинов - опера «Мойдодыр»

И. Морозов

-

балет

«Доктор Айболит» (К. Чуковский)

И. Стравинский - балет «Жар-птица» (рус. нар. сказки)

Библиотека, музыкальный зал

04.09.2022 г.

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель.

4.

Организация консультации для родителей ДОУ на тему: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях средствами мировой классической музыки» (Приложение № 2)

Онлайн

06.09.2022 г.

Музыкальный руководитель

5.

Разработка конспектов по организации образовательной деятельности.

Музыкальный зал

с 07.09.2022 г. по 14.09.2022 г.

Музыкальный руководитель

Этап 2

1.

Организация образовательной деятельности:

И.В Морозов - опера «Золотой ключик» Часть 1

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)

Музыкальный зал

21.09.2022 г.

Музыкальный руководитель, воспитатель

2.

Организация образовательной деятельности: И.В Морозов - опера «Золотой ключик» Часть 2

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)

Музыкальный зал

19.10.2022 г.

Музыкальный руководитель, воспитатель

3.

Организация образовательной деятельности: Д. Шостакович «Сказка о глупом мышонке» мини – опера Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)

Музыкальный зал

21.11.2022 г

Музыкальный руководитель, воспитатель

4.

Организация образовательной деятельности: Н.И. Сац - балет «Синяя птица» (М. Метерлинк)

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)

Музыкальный зал

21.12.2022 г

Музыкальный руководитель, воспитатель

5.

Организация образовательной деятельности: М. Красев - опера «Морозко»

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)

Музыкальный зал

25.01.2023 г

Музыкальный руководитель, воспитатель

6.

Организация образовательной деятельности: В. Лебедев - опера «Дорога в Изумрудный город»

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)

Музыкальный зал

22.02.2023 г

Музыкальный руководитель, воспитатель

7

Организация образовательной деятельности: Ю. Литвинов - опера «Мойдодыр»

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)

Музыкальный зал

22.03.2023 г

Музыкальный руководитель, воспитатель

8

Организация образовательной деятельности: И. Морозов - балет «Доктор Айболит» (К. Чуковский)

Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)

Музыкальный зал

19.04.2023 г

Музыкальный руководитель, воспитатель

9

Организация образовательной деятельности: И. Стравинский - балет «Жар-птица» (рус. нар. сказки) Опрос детей по пройденной теме (Приложение № 1)

Музыкальный зал

10.05.2023 г

Музыкальный руководитель, воспитатель

Этап 3

1.

Рефлексия, просмотр презентации, краткая беседа по всем пройденным темам

Музыкальный зал

17.05.2023 г.

Музыкальный руководитель, воспитатель

2.

Создание «мини – галереи» - «Музыкальные герои»

Картинная галерея

18.05.2023 г- 24.05.2023 г

Воспитатель, старший воспитатель

3.

Анализ усвоения материала по данным опроса

Музыкальный зал

25.05.2023 г

Музыкальный руководитель

4

Презентация проекта «Цветные мечты детства» на педагогическом совете ДОУ. Трансляция опыта в педагогических сообществах.

Музыкальный зал

31.05.2023 г

Музыкальный руководитель

 

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

Знание музыкальных произведений мировых классиков для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка.

Знание глоссария музыкальных терминов

(Приложение № 2)

Определение

на слух

музыкальных фрагментов

из балетов и опер

Способность

выражать настроение сказочных героев через разные виды искусства (театрализация, танец

, изобразительная деятельность)

 

Заключение

Проект «Цветные мечты детства» показал, что познавательный интерес к искусству у детей подготовительного дошкольного возраста довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования у дошкольников духовности и нравственности через приобщение к классической музыке русской и зарубежной. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством не только эстетического воспитания, но и духовно – нравственного воспитания детей подготовительного дошкольного возраста.

 

Список использованных источников информации

Б. Евсеев: Русские композиторы

,

Издательство: 

Белый город

, 2008 г.

Зарубежные композиторы. 12 демонстрационных картинок с текстом на обороте, Издательство: 

Сфера

, 2018 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013г. (ред. от 21.01.2019)

Интернет-ресурсы:

Сайт:

«Золотой ключик» — детская опера советского композитора 

Игоря Морозова

.

https://www.childrensalbum.ru/zolotoj-klyuchik-opera-skazka-dlya-detej/

Сайт:

«Сказка о глупом мышонке» мини – опера Д. Шостакович

https://audio-dragon.ru/?mp3=Шостакович+–+Сказка+о+глупом+мышонке

Сайт: «Синяя птица» - балет Н.И. Сац - М. Метерлинк

http://staroeradio.ru/audio/32554

Сайт: «Морозко» - опера М.

Красев

https://ok.ru/music/album/122921569444790

Сайт:

«Дорога в Изумрудный город»

- опера В.

Лебедев

https://audio-dragon.ru/?mp3=В.+Лебедев+%28опера-сказка%29+–+%283%29+Дорога+в+Изумрудный+город

Сайт: «Мойдодыр»

- опера

Ю. Литвинов

https://audio-dragon.ru/?mp3=К.Чуковский+–+Мойдодыр+%28Опера+Ю.Левитина%29

Сайт:

«Доктор Айболит»

- балет И. Морозов

- К. Чуковский

https://audio-dragon.ru/?mp3=Игорь+Морозов+балет+Доктор+айболит

Сайт:

«Жар-птица» - балет И. Стравинский (рус. нар. сказки)

https://audio-dragon.ru/?mp3=СТРАВИНСКИЙ+-+балет+Жар-птица+%281945%29

 

Приложение № 1

После каждого занятия проводится опрос воспитанников, задается 5 вопросов. За каждый правильный ответ ребенок получает 1 смайлик. Итогом опроса будет фиксация результата у каждого ребенка и отражение итогов в карте индивидуальных достижений воспитанников. По завершении всего цикла выводится средний показатель усвоенного материала.

Опросник по теме занятия:

И.В Морозов - опера «Золотой ключик»

Определите жанр музыкального произведения?

(

Опера –

жанр музыкального искусства, в котором герои не говорят, а поют

)

Назовите положительных персонажей из музыкального произведения

«Золотой ключик»

?

Папа Карло

.

Буратино

.

Мальвина

.

Пьеро

.

Черепаха Тортила

.

Назовите отрицательных персонажей из музыкального произведения

«Золотой ключик»

?

Карабас-Барабас

.

Лиса Алиса

.

Кот Базилио

.

Крыса Шушара

.

Как называют человека, который сочиняет музыку?

(Композитор)

Назовите

композитора, написавшего

оперу

«Золотой ключик»

? (Игорь Морозов)

 

Опросник по теме занятия:

«Сказка о глупом мышонке» мини – опера Д. Шостакович

1. Определите жанр музыкального произведения? (Опера – жанр музыкального искусства, в котором герои не говорят, а поют)

2. По сказке какого поэта была написана опера? (Самуила Маршака)

3.Чему учит эта сказка? (не стоит сильно капризничать, а также доверять чужим, поддаваться их сладким речам)

4. Кто спасает мышонка от кошки? (Пес Полкан)

5. Назовите композитора, который написал мини оперу? (Д. Шостакович).

Опросник по теме занятия:

«Синяя птица» - балет Н.И. Сац (М. Метерлинк)

1. Определите жанр музыкального произведения? (Бале́т - жанр, в котором герои не поют, а танцуют.)

2.Какова сюжетная линия балета «Синяя птица»? (дети и все сказочные существа отправляются на поиски Синей птицы. Пережив множество приключений, они обретают счастье в добре и помощи, любви и дружбе)

3.Назовите главных героев? (Дети бедного дровосека — мальчик Тильтиль и девочка Митиль)

4. О чем мечтаю дети? (Мечтают о ёлке.)

5. Назовите композитора, который написал балет? (Илья Сац)

 

Опросник по теме занятия:

«Морозко» - опера М. Красев

1. Определите жанр музыкального произведения? (Опера – жанр музыкального искусства, в котором герои не говорят, а поют)

2.Какова сюжетная линия оперы «Морозко»? (Морозко награждает добрую и работящую Дуню и наказывает злую мачеху и ее ленивую дочку Фроську)

3.Назовите, каких лесных персонажей вы встретили в этой опере - сказке? (веселые игруны зайцы и грациозная белочка, добродушные медвежата и жадный волк, снегирей и одинокого ворона, услышали завывание верных слуг Морозки —вьюг и метелей)

4. Перечислите главных героев оперы. (Дуня, Дед, Баба, Фроська, Морозко)

5. Назовите композитора, который написал эту оперу? (Михаил Иванович Красев)

Опросник по теме занятия:

«Дорога в Изумрудный город» - опера В. Лебедев

1. Определите жанр музыкального произведения? (Опера – жанр музыкального искусства, в котором герои не говорят, а поют)

2.Какова сюжетная линия оперы «Дорога в Изумрудный город»? (По сюжету девочка Элли со своими друзьями вступает в бой со злом и вместе с Урфиком и друзьями побеждает его)

3. Перечислите персонажей оперы. (Элли, Дровосек Страшила, Лев, Ворона, Чавкун, Добрая фея, Заяц. Аптекарь, Мажордом, Вожак обезьян)

4. Назовите композитора, который написал эту оперу? (Виктор Лебедев)

Опросник по теме занятия:

«Мойдодыр» - опера Ю. Литвинов

1. Определите жанр музыкального произведения? (Опера – жанр музыкального искусства, в котором герои не говорят, а поют)

2.По сказке какого писателя была написана опера «Мойдодыр»? (К. Чуковский)

3.О чем рассказывает нам опера - сказка? (Эта «опера» про грязнулю и умывальника Мойдодыра)

4. Перечислите главных героев оперы. (Мальчик, Умывальник, Крокодил)

5. Назовите композитора, который написал эту оперу? (Ю. Литвинов)

Опросник по теме занятия:

«Доктор Айболит» - балет - И. Морозов (К. Чуковский)

1. Определите жанр музыкального произведения? (Бале́т - жанр, в котором герои не поют, а танцуют.)

2.Какова сюжетная линия балета «Доктор Айболит»? (Доктор Айболит вместе со своими друзьями Танечкой и Ванечкой, собакой Аввой и обезьянкой Чичи противостоят злым персонажам: дрессировщику Капитони и Бармалею. Вернувшись в свой домик Айболит освобождает зверюшек из клеток, куда их засадила злая сестра Варвара)

3.Сколько музыкальных тем у Доктора Айболита? (две музыкальные темы: одна — широкая напевная мелодия, светлая и спокойная, говорит о доброте и заботе доктора о больных и слабых, другая - короткая и простая, рисует его ласковую улыбку)

4. Сколько актов в балете? (3 акта)

5. Назовите композитора, который написал балет? (И. Морозов)

Опросник по теме занятия:

«Жар-птица» - балет - И. Стравинский (рус. нар. сказки)

1. Определите жанр музыкального произведения? (Бале́т - жанр, в котором герои не поют, а танцуют.)

2.Какова сюжетная линия балета «Жар-птица»? сюжете балета Стравинского были использованы русские народные сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кощее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе)

3.Сколько действующих лиц в сюжете? (Иван-царевич - сказочный герой, Жар-птица- волшебная птица, Царевна Краса Ненаглядная - невеста Ивана-царевича, Кощей Бессмертный - повелитель царства поганого)

4. Назовите композитора, который написал балет? (И. Стравинский)

 

Приложение № 2

А

Акт (лат. actus — действие) — относительно завершенная часть театрального представления (оперы, балета и т. д.), отделяемая от другой такой же части перерывом — антрактом. Иногда А. делится на картины.

Антра́кт (фр. entr’acte — букв, междудействие) — 1. Перерыв между актами театрального представления или отделениями концерта. 2. Оркестровое вступление к одному из актов, кроме первого (см. увертюра)

Б

Бале́т (фр. balletот, ит. ballo— танец, пляска) — крупный музыкально-хореографический (см.) жанр, в котором герои не поют, а танцуют.

Бас (ит. basso— низкий, греч. basis— основа) — 1. Самый низкий мужской голос. 2. Общее название низких по регистру оркестровых инструментов (виолончель, контрабас, фагот и т. д.).

Барито́н (греч. barytonoтяжелозвучный) — мужской голос среднего между басом и тенором регистра; другое название — высокий бас.

В

Вступле́ние— начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо вокальную или инструментальную пьесу, картину или акт музыкально-театрального представления.

Ж

Жанр в музыке (фр. genre — тип, манера) — многозначное понятие, характеризует исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением, с особенностями содержания и формы. Делиться на простые (песня, танец, марш) и сложные (опера, балет, симфония, концерт).

К

Карти́на — В музыкально-театральном произведении часть акта, отделяемая не антрактом, а кратковременной паузой, во время которой занавес ненадолго опускается

Компози́тор (лат. compositor — сочинитель, составитель, создатель) — автор музыкального произведения.

Конце́рт (от лат. concertare — состязаться, ит. concerto — согласие) — 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 

Л

Либре́тто (ит. libretto — тетрадка, книжечка) — полный литературный текст оперы, оперетты; словесное изложение содержания балета. Автор Л. — либреттист.

М

Марш (фр. marche — ходьба, шествие) — жанр, связанный с ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. М. бывает походный, торжественный, траурный.

О

О́пера (ит. opera— действие, произведение, от лат. opus— труд, творение) крупный жанр музыкального искусства, в котором герои не говорят, а поют.

Орке́стр (от греч. orchestra — в древнегреческом театре место перед сценой, на котором размещался хор) — многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений.

С

Со́ло (ит. solo — один, единственный) — самостоятельное выступление одного исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде, если пьеса написана для ансамбля или оркестра. Исполнитель С. — солист.

У

Увертю́ра (фр. ouverture — открытие, начало) — 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке.

Ф

Фина́л (ит. finale — окончательный) — заключительная часть многочастного произведения, оперы или балета.

Х

Хор (от греч. choros) — 1. Крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою партию.

Дорогие ребята! Я предлагаю вам окунуться в мир волшебства, перевоплощений, красочных костюмов и шумного закулисья. А о чем идет речь, вы поймете, начав смотреть и слушать сказку про девочку Катюшу и ее волшебный радужный клубочек.

(Просмотр мультфильма созданного на основе сказки «Катюша и радужный клубочек»)

Давным-давно, когда принцы еще были совсем маленькие, а Красные Шапочки носили пирожки с повидлом своим бабушкам и не боялись Серого Волка, жила-была девочка и звали ее Катюша, и была она семи лет от роду. Должна Вам сказать, что Катюша когда-то жила в нашем с вами любимом городе, Ростове – на – Дону. Больше всего на свете Катюша любила по выходным ходить с мамой в театр, ее манил и завораживал мир чудесных превращений.

Тихим осенним вечером Катюша сидела у окна и немного грустила.   Ее последнее волшебное приключение произошло зимой, и с тех самых пор ничего сказочного и необычного с девочкой не случалось. «Наверное, приключения закончились, потому что я выросла», - печально подумала Катюша. «Что же будет, когда я стану совсем взрослой! Неужели я больше никогда не попаду в сказочный мир!

«Катюша, дорогая, возьми брата и сходите в магазин за пряжей на соседней улице» - сказала мама. Мамин голос заставил Катюшу отвлечься от своих грустных размышлений.

К Катиному восторгу, сразу, перейдя на соседнюю улицу, они увидели магазинчик «Дом пряжи», за дверью начиналась лесенка, уходившая вниз, под землю. Над крошечной лестничной площадкой горел затейливый стеклянный фонарь, а снизу доносилась тихая музыка. Катюше даже показалось, что где-то чуть слышно звенят колокольчики, похожие на те, что предвещали начало нового приключения, но, конечно же, никакого волшебства в «Доме пряжи» быть ну никак не могло. Перед ними открылся небольшой зал, полный пряжи, ниток, вышивки.

Катюше сразу же  очень понравился этот магазин.
- Добро пожаловать! – из-за занавески, скрывавшей, очевидно, вторую маленькую комнатку, к гостям вышла симпатичная девушка в берете, лихо надвинутом на правую бровь. – Проходите, осматривайтесь! Чтобы вы хотели купить? - девушка приветливо улыбнулась Катюше.

Вот эту пряжу для вязания, пожалуйста, - ответил старший брат, выбирая товар на прилавке магазина. Тем временем Катюша тоже решила осмотреться. Проходя между яркими рядами магазина, она вдруг заметила клубочек ниток, что отличался от всех остальных. Он почему - то совсем не имел никакого цвета. «Странно все это», - подумала Катюша и взяла клубочек в руки. Каково было ее удивление, когда он засветился у нее в руках всеми цветами радуги. Все это было настолько неожиданно, что клубочек выпал у нее из рук. И вдруг все преобразилось. Побежала Катюша за клубочком и очутилась в далеком прошлом, на подмостках театра…