МАДОУ Детский сад № 118 ?Чижик? Проект ?Эхо войны в моей семье? для детей подготовительной группы Подготовили: воспитатели Мацаенко Ю. А. Березина Л.Г. г. Череповец, 2023 г. ?От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины?.? В.А.Сухомлинский Тема проекта:??Эхо войны в моей семье?. Актуальность проекта Как расДавно…давно закончилась война, но каждый год мы отмечаем День Победы. В каждой семье есть свои герои. Те, кто ушел на фронт, те, кто копал окопы, те, кто стоял у станка в тяжёлые военные годы. Это они прошагали до Берлина, это они и в холод, и в зной приближали Победу. Это они не доедали, не досыпали, защищая нас. Как рассказать детям об этом? Как объяснить, что важно помнить защитников Родины? Как научить гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Все больше и больше времени проходит со времен Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше остается живых участников тех событий. Очень важно, именно сейчас, не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа. Важно сделать так, чтобы память о павших и живых, о тех, кто сделал невозможное, жила вечно. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши деды и прадеды. Необходимо осветить для детей подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной Войны через? историю своей семьи.? Проблема. Многие внуки и внучки мало знают о подвигах своих дедов и бабушек, а, значит, и своим детям (нашим воспитанникам) они могут передать совсем немного знаний. Родители не задумываются над тем, какой след оставила война в их семьях. Идея?проекта в том, чтобы??заставить??детей и их родителей интересоваться историей своей?семьи в военные годы, понять и прочувствовать, что вынесли их родные, гордиться ими и относиться с ещё большим почётом и уважением. Мы хотим вспомнить тех, кто не вернулся с полей?войны, низко поклониться нашим фронтовикам, выразить нашу признательность и благодарность. Вид проекта: исследовательский, познавательный, творческий. Тип: краткосрочный (3 недели). Участники проекта: Дети, воспитатели, родители гр. № 7 ?Звёздочка?. Цель проекта: Воспитание чувства гордости за доблесть, мужество, подвиг нашего народа и своих родных в годы Великой Отечественной войны, чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: - Обогатить представление детей о мужестве, героизме, отваге, о значении Победы нашего народа в ВОВ. - Активизировать речевую деятельность, расширять словарный запас детей. - Предупредить возможность искажения знаний детей об истории Великой отечественной?войны?под влиянием негативной информации из ложных источников. Развивающие: - Продолжать развивать познавательный интерес к истории нашей страны, к истории своей семьи. - Развивать интерес к художественной литературе, расширение круга читательских интересов дошкольников. Воспитательные: - Воспитывать патриотические чувства. - Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину, работающим в тылу. Предполагаемые результаты: Дети: Реализация проекта положительно повлияет на развитие познавательной активности у детей. Дети узнают о героическом прошлом своих предков, о том, какой вклад они внести в Победу над фашизмом. Родители: осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов, родных и близких в годы Великой Отечественной войны. Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников. Педагоги: продолжают осваивать метод проектирования, который помогает эффективно развивать познавательный интерес, мышление и творческие способности дошкольников. Подготовят детей и родителей к мероприятию, посвященному Дню Победы, к акции ?Бессмертный полк?. Продукт проекта: стена памяти ?Мы помним, мы гордимся!? Этапы реализации проекта I этап. Поисково-информационный Задачи этапа: - Выявить первоначальные сведения детей и их родителей о родственниках – участниках боевых действий и тружениках тыла. - Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. - Создать необходимые условия для реализации данного проекта.? Мероприятия с детьми: - Опрос детей ?Что ты знаешь о прадедушке, прабабушке и других родственниках??, ?Кто из них воевал??, ?Кто из них работал в тылу во время войны?? Мероприятия с родителями: -Знакомство родителей с проектом (цели, задачи, этапы). - Поиск информации по теме: в каких родах войск и на каком фронте служили прадедушки, прабабушки. Какими орденами и медалями награждены. В каком звании ? На каком предприятии и какую работу выполняли работники тыла. - Совместно с педагогами оформление выставки книг о войне, выставки военной техники. Педагоги: -Определение решаемых проблем. -Определение цели и задач проекта. -Изучение необходимой литературы, поиск необходимых сведений в интернет-ресурсах. -Разработка перспективного плана деятельности по теме данного проекта. -Подготовка материала необходимого для проведения проекта. II этап. Основной Задача: провести работу по реализации цели и задач проекта. - НОД на тему ?Защитники Родины в каждой семье?. Цель: формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну у детей дошкольного возраста. - Презентация ?Рода войск?. Цель: формирование чувства патриотизма. - Презентация ?Медали и ордена. Кого и за что награждали??. Цель: расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с событиями и наградами Великой Отечественной войны. - Посещение галереи в саду ?Мы помним, мы гордимся!?. Цель: Развитие связной речи детей, познавательного интереса. - Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников, обелисков. Цель: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ. - Беседа ?Наши земляки-защитники Родины?. Цель: воспитание чувства гордости за свой народ-победитель через знакомство детей с защитниками Родины во время Великой Отечественной войны, уроженцами Вологодской области.? - Беседа ?Воинские звания?. Цель: развитие познавательного интереса через ознакомление детей с воинскими званиями, военной формой одежды и знаками различия военнослужащих - С. Алексеев??Последние метры?,??Плечом к плечу?,??Последний штурм?,??Подвиг неизвестного сапёра?,??Я не хочу?войны?,??Непобедимая и легендарная?.?Цель: воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся на примере героев произведений?детской?литературы?о Великой Отечественной войне. -Чтение стихов: Н.Майданик ?День Победы?, Е.Раннева ?На параде?, Т.Петухова ?Прабабушка?. Цель: воспитание интереса к книге у детей дошкольного возраста ребѐнка через стихи на тему ВОВ. -Заучивание стихотворения??С. Пивоваров ?Старый снимок?, А.Шамарин ?Никто не забыт?. Цель: формирование умения эмоционально воспринимать образное содержание?стихотворения. - Сюжетно - ролевые игры ?Наши защитники?, ?Мы-военные?, ?Моряки?, ?Пограничники?. Цель: формирование умения развивать сюжет игры. - Дидактические игры ?Кто служит в армии??, ?Посылка на фронт?, ?Каким должен быть воин?? Цель: закрепление знаний детей о военных профессиях. – НОД ?По замыслу? Рисование для оформления музыкального зала к мероприятию, посвященному Дню Победы. - Работа с раскрасками по теме?проекта. Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний военной атрибутики. - Слушание музыкальных произведений: Н.Богословский ?Тёмная ночь?, К.Листов ?В землянке?. Цель: развитие умения детей вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно музыкальный?образ, и эмоционально на них реагировать. - Разучивание песни В.Шаинский ?Идёт солдат по городу?. Цель: развитие музыкального слуха, певческих навыков и творческих способностей. - Дыхательная гимнастика ?Дышим тихо, спокойно и плавно?. Цель: укрепление дыхательного аппарата, снятие напряжения. - Гимнастика для глаз ?Рисование носом?. Цель: предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата. - Подвижная игра ?Сапёры?, ?Передай снаряд?. Цель: развитие умения соблюдать установленные правила игры. -Эстафета ?Кто быстрее восстановит связь?. Цель: развитие умения действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом. Взаимодействие с родителями: - Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре. Цель: создание условий для пополнения развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта. - Просмотр мультфильмов по рекомендации воспитателей и обсуждение их с детьми. Цель: формирование гармоничных детско-родительских отношений. - Рекомендации родителям по чтению с детьми литературных произведений по теме ВОВ. - Заучивание с детьми стихотворений и песен для мероприятия, посвященному Дню Победы. Цель: формирование умения эмоционально воспринимать образное содержание?произведений. - Изготовление совместно с воспитателями ?Стены памяти?. Цель: развитие любознательности, расширение кругозора детей об истории жизни своих родных и близких. III этап. Заключительный. Задача: подведение итогов работы по проекту. Мероприятия: - Оформление выставки детских рисунков в группе и музыкальном зале. - Праздник, посвященный Дню Победы. - Акция ?Бессмертный полк?. - Оценка результатов реализации проекта. Итоги проекта. Дети. С помощью нашего проекта дети узнали еще больше фактов о ВОВ. Узнали о том, как проходила фронтовая жизнь их прадедов. Узнали о героическом труде в тылу. Теперь эти знания они могут передавать следующим поколениям. У детей сформировались четкие представления о празднике 9 мая. Теперь они не перепутают его ни с каким другим. Родители, узнавая факты о своих предках, прониклись ещё большей гордостью за своих родных и более глубоким пониманием, что им пришлось пережить. Сейчас, когда идёт СВО, особенно важно дать понять детям, что такое фашизм и как, и чем страшно разобщение единого народа. Осознали важность патриотического воспитания. Педагоги: Отобрали и систематизировали дидактические материалы, которые позволяют более эффективно работать с детьми по теме ВОВ. Собран иллюстративный материал, подобраны видео материалы по теме проекта. Пополнили атрибутами сюжетно-ролевые игры на военную тематику. Разработали рекомендации для родителей по теме проекта. Создано наглядное пособие ?Стена памяти?. В ходе проекта оформлялись выставки: - Детских работ на военную тематику (рисование). - Детских книг о войне. - Военной техники. Итоговое мероприятие: праздник, посвященный Дню Победы. Акция ?Бессмертный полк?. Заключение. Считаем, что запланированные проектом задачи выполнены. Дети узнали достоверные факты об истории своей семьи. Испытывают чувство гордости за своих прадедушек и прабабушек, что способствует развитию формирования нравственных качеств детей. Педагоги в ходе проекта разработали и систематизировали имеющиеся дидактические материалы, которые позволят в дальнейшем скорректировать нашу работу с детьми и родителями по теме ВОВ, и сделать её более эффективной. Литература Веракса Н.Е., Проектная деятельность дошкольников: пособие для работников дошкольных учреждений. Москва. Изд.Мозаика-синтез, 2008 Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Москва. Школьная пресса,2010 Колобанова А.И. Проект ?Герои воинской славы?. Старший дошкольный возраст. Волгоград. Учитель. 2013 Казакова А.П., Шорыгина Т.А. ?Детям о Великой Победе?. Москва, 2010 Шорыгина Т.А. ?День Победы?. Москва, 2010 Интернетресурсы 6
Эхо войны в моей семье