* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Педагогический проект «Город маленьких

пешеходов»


Актуальность:

Часто дети становятся виновниками автотранспортных происшествий. Сегодня, как никогда, актуален вопрос воспитания грамотных пешеходов. Информация о дорожных знаках и правилах дорожного движения, усвоенная в дошкольном детстве, остаётся в памяти человека навсегда и помогает стать уверенным пешеходом и водителем. Актуален вопрос воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации на дороге и умения избегать их.

Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения дошкольников правилам дорожного движения. Важно воспитать предусмотрительного пешехода и водителя, который соблюдает меры предосторожности, имеет навыки безопасного. Важной проблемой в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Правила дорожного движения обязан знать каждый пешеход и водитель.

Почему кейс-технология? Данная технология в дошкольной педагогике используется недостаточно широко и тем самым вызвала интерес. Достоинством кейс- технологии является то, что работа с кейсами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал.

Маленькие дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить воспитатель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «самостоятельно добытые» воспитанниками знания усвоятся надёжнее и прочнее.

Очень важно, что цель кейс-технологии направлена именно на достижении практического результата, т.е. кейсы используются с целью, позволяющей что-то узнать, выполнить, открыть что-то новое.

Вид проекта: познавательный, игровой.

Длительность проекта – один месяц.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге в процессе применения  кейс - технологии.

Задачи:

Формировать представления

о правилах 

дорожного движения

, прав

и

лах 

передвижения пешеходов

.

Подводить

детей к осознанию необходимости соблюдать прав

и

ла 

дорожного движения

.

Учить находить выход из проблемных дорожных ситуаций.

Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах.

Развивать логическое мышление детей, умение анализировать, форм

у

лировать высказывание.

Формировать умение взаимодействовать в команде, получать необх

о

димую информацию в общении со сверстником,

со

взрослым; соотн

о

сить свои устремления с интересами других; доказывать свою точку зрения.

Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов и будущих водителей.

Повышать компетентность родителей по особенностям обучения д

о

школьников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, правилам дорожного движения.

Предполагаемый результат:

Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведен

ия в дорожно-транспортной среде.

Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге.

Этапы реализации проекта:

 I этап

Подбор материала для детей и родителей.

Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.

II этап

Проведение мероприятий по реализации задач проекта.

III этап

Подготовка к итоговому мероприятию, проведение  викторины «Маленький пешеход».

Взаимодействие участников проектной деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Деятельность

родителей

I этап

Пробор материала, привлечение родителей к процессу

Активное участие, посильная помощь воспитателю и родителям

Активное участие в сборе информации, помощь в оформлении

II этап

Организация и проведения мероприятий

Творческое участие в мероприятиях

Проведение совместных мероприятий дома, совместная творческая деятельность с детьми

III этап

Организация и проведение мероприятий

Творческое участие в мероприятиях

Помощь в организации и активное участие в мероприятиях

Мероприятия по реализации проекта

Этап

Тема мероприятия

Цель мероприятия

I этап - организационный

Анкетирование для родителей.

Игра для детей с применением кейс-технологии «Ролевое проектирование»- «Наш автобус голубой по дороге мчится».

Выявление уровня понимания родителями дошкольников важности знания правил поведения на проезжей части.

Выявление знаний  дошкольников о движении городского транспорта, о правилах дорожного движения.

II этап - основной

Тема мероприятия

Цель мероприятия

Совместная

деятельность с родителями

Целевая прогулка к светофору.

Использование кейс-иллюстраций с различными проблемными ситуациями по ПДД (с выработкой дошкольниками своего взгляда на её решение).

Использование:

Кейс «Анализ конкретных ситуаций»с применением сюжетных картинок с изображением различных ситуаций, связанных с безопасным поведением на дороге,  дорожных знаков.

«Кейс с заданиями».

Обучение по принципу «от типичных примеров, ситуаций к правилу, а не наоборот» (каждой подгруппе).

«Кейс – драматизация». 

«Кейс  на основе мультфильмов или литературных произведений».

Кейс - вариации и догадки.

Кейс-игры «Светофор», «Машина», «Едет, плавает, летает».

Закрепление знаний детей о светофоре.

Закрепление знаний детей о дорожных знаках,  о безопасном поведении на дороге.

Продуктивная«Друг светофор».

Творческая, продуктивная деятельность, изготовление макетов.

III этап заключительный

Викторина с применением фото-кейса «Маленький пешеход».

Закрепление знаний о безопасном поведении на дороге

Закрепление знаний о безопасном поведении на дороге. Изготовление наглядного материала (плакаты, газеты).


ПРИЛОЖЕНИЯ


Кейсы по ПДД

«Кейс с заданиями»-методический прием обучения по принципу «от типичных примеров, ситуаций-к правилу, а не наоборот» (каждой подгруппе).

Работа с первой подгруппой. Вчера я услышала, как папа ругал свою дочь. Послушайте: «Света, ты меня сегодня очень расстроила! Ты поставила под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до пешеходного перехода, посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».

Теперь вопросы:

- Какие неправильные действия совершила Света?

- К чему приводит такое поведение на дороге?

- Как нужно было перейти дорогу?

- Придумайте правило, чтобы избежать опасной ситуации при переходе дороги (Придумываем правило: «Переходи дорогу по пешеходному переходу или по светофору за руку со взрослыми).\

Работа со второй подгруппой. Мама ругала Сашу на улице: « Ты умный мальчик, но сегодня проявил себя не с лучшей стороны! Ты мог бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»

Итак, вопросы вам.

- Какие неправильные действия совершил Саша?

- К чему приводят игры рядом с дорогой?

- Как нужно было поступить Саше?

-  Придумайте правило, которое напоминало бы о том, что рядом с дорогой играть опасно (правилоРядом с дорогой играть опасно!»).

«Кейс – драматизация». Каждой подгруппе предлагается набор: светофор, дорожные знаки, жезлы инспектора ГИБДД, миниатюрные машинки и т.д. Предлагаю каждой подгруппе обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения. 

Подгруппы по очереди обыгрывают ситуации.

 

«Кейс  на основе мультфильмов или литературных произведений».

- Предлагаю посмотреть мультфильм. При возникновении опасной ситуации задаются вопросы:

 – Какая опасная ситуация может произойти с мальчиком, который отстегнул свой ремень безопасности? (варианты ответов). Давайте посмотрим продолжение и сравним ваши варианты развития события с продолжением в мультфильме (просмотр мультфильма).

– Варианты были правильные, молодцы! А какое правило можно сформулировать, чтобы избежать такой травмоопасной ситуации? (варианты ответов, показ вывода в мультфильме).

«Фото-кейс».

Работать мы будем по подгруппам: (на столе таблички с номером подгруппы). Я буду выступать в роли автоинспектора, а вы – воспитанников. Итак, преступим.

 Предлагаю рассмотреть «Фото-кейс»  с 1-ой подгруппой.

- Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делают девочки? Правильно ли они поступают? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?

- А теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. (Ответы, формулировка правила: «Нужно переходить дорогу в положенном месте, по пешеходному переходу или по светофору)

- Молодцы! Верно!

Вторая подгруппа рассматривает «Кейс с иллюстрациями». 

- Что изображено на картинках? (дорога, велосипед, мальчик с раной на ноге).

- Как вы думаете, что произошло? (ответы детей)

- А почему такая ситуация произошла с мальчиком? (ответы)

- Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов)

- Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик: «Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу».

Словесное поощрение за правильные ответы.

Кейсы - вариации и догадки.

Кейсы – вариации и догадки научат ребенка распознавать возможную проблему и работать с вариантами развития событий (участникам предлагается кейс с серией опорных картинок).

В этом кейсе – серия опорных картинок, с помощью которых ребенок сможет осознать связи между предметами и построить варианты развития событий.

Откройте кейс и расскажите, что изображено на опорных картинках.

Изображение светофора с красным сигналом, самоката, лежащего на дороге, фото девочки со сломанной рукой.

Как вы считаете, что могло случиться?

Например, девочка упала с самоката на проезжей части, сломала руку.

Почему так произошло?

Она не соблюдала правила дорожного движения, на красный сигнал светофора хотела на самокате проехать на другую сторону дороги.

Как должна была поступить девочка?

Позвать на помощь взрослого.

Как бы вы поступили в такой ситуации?

Дождаться зеленый сигнал светофора, при переходе проезжей части вести самокат рядом.

А как можно было избежать этой ситуации?

Соблюдать правила дорожного движения!

Переходить дорого только на зеленый сигнал светофора, самокат вести рядом.

Молодцы! (участники получают смайлики за правильный ответ).

Кейс – игр.

Для детей можно придумать кейс – игру.

Пожалуйста, встаньте в круг (участники встают в круг, ведущий раздает им кейсы – игры «Светофор», «Едет, летает, плавает»).

Кейс – игра «Светофор»

Откройте, пожалуйста, первый кейс - «Светофор». В нем вы видите красный, желтый и зеленый круги, а также фото с вариантами движений. Дети могут посмотреть на фото, совместить с цветами светофора и самостоятельно организовать игровую деятельность. Например, зеленый – ходьба по кругу, желтый – похлопать в ладоши, красный – стой.

Ведущий показывает поочередно круги светофора, а участники выполняют соответствующие движения)

Кейс – игра «Едет, летает, плавает».

Предлагаю открыть второй кейс – игру. В нем вы видите изображения машины, самолета, корабля, поезда. Ваша задача (задача детей) – исполнить имитационные движения и звуки по картинке.

«Машина» - руки на «руле», имитационное движение езды на машине со звуком «ррр»; «самолет» - руки в стороны со звуком «ууу», «корабль» - волнообразные движения руками с прерывистым звуком «у-уу», «поезд» - круговые движения руками со звуком «чухчух» (Участники играют).


Примеры кейсов по ПДД

«Дорожные знаки»

Содержание:

-30 карточек «загадки и отгадки»;

-книжки-малышки: «Дорожные знаки», «Переходи дорогу правильно»;

-настольно-печатные игры «Город», «Расставь дорожные знаки»;

-3 карточки «Лабиринт»; аскраска «Дорожный знак»;

-карточка «Разложи по величине»;

-3 карточки «Собери картину».

«Проблемные ситуации»

-фотоиллюстрации дорожных ситуаций (положительных и отрицательных);

-ребусы в картинках;

-кроссворды;

-настольно-печатные игры «Участники дорожного движения», «Как вести себя в автомобиле»;

-карточки «Правила дорожного движения пешеходов».

«Конструирование улиц родного города»

-конструктор;

-схемы домов;

-схемы машин;

-схемы улиц родного города.

«Транспорт»

-игрушечные автомобили (среднего и мелкого размера);

-магнитная дорога;

-магнитные дорожные знаки;

-3 карточки «Обведи по образцу»;

-3 карточки «Подбери колеса».

 


НОД по ПДД «Чемоданчик безопасности дорожного движения» (кейс-технология)

Цель: формирование знаний о правилах дорожного движения, правилах передвижения пешеходов, подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Используемые технологии: фото – Кейскейс проблемная ситуация, ИКТ

Задачи:

Образовательные задачи:

- формировать умение анализировать ситуацию, вычленять проблему и выбирать оптимальные пути решения проблемы;

- активизировать речемыслительную деятельность;

- расширять социальный и коммуникативный опыт дошкольников;

- совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение и закрепление знаний о знаках дорожного движения;

- закрепить умение детей применять полученные знания о Правилах дорожного движения в свободной деятельности.

Развивающие задачи:

- повторить правила поведения на улице. Правила дорожного движения;

- развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания;

- развивать логическое мышление;

- развивать речь – доказательство;

- упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять действия по сигналу;

- закрепить знания об основных цветах.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им;

- воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.

Оборудование: фотографии, картинки для обсуждения проблемных ситуаций; оборудование и музыка для подвижной игрыдорожные знакичемодан.

Методы и приемы: проблемная беседа; художественное слово, создание проблемной ситуации, показ фотографии, картинки, обсуждение.

.

Предварительная работа: беседы с детьми о правилах дорожного движения, чтение художественной литературы «Дорожная азбука»В. Крутецкая, рассматривание и рисование дорожных знаков, ситуаций, подвижные и сюжетно - ролевые игры, изучение знаков, просмотр подборки видеоматериалов по ПДД.

Ход занятия:

(Дети играют в группе, раздается звук сигнала скайпа.)

В: Ребята, слышите, что за звук?

Д: Нам пришло видеосообщение, давайте его посмотрим.

Воспитатель включает телевизор с видеообращением. На экране инспектор ГИБДД обращается к детям).

И: Здравствуйте, ребята! Меня зовут инспектор Светофоров. К нам в отделение приходит много разных фотографий и картинок с нарушителями правил дорожного движения. Ребята, помогите мне разобраться в том, какие правила были нарушены и как правильно поступить, чтобы предотвратить беду. Вв помощь я отправил вам волшебный чемоданчик с заданиями, которые помогут вам разрешить сложные ситуации и вы сможете вспомнить и применить правила дорожного движения.

В: Что ребята, будем делать?

Д: мы поможем инспектору Светофорову и расскажем о правилах дорожного движения.

В: Ребята, подойдем и откроем чемоданчик.

Дети подходят к чемоданчику, открывают его (в чемодане лежат картинки дорожных знаков - запрещающих, предупреждающих, разрешающих и коробка с дорожными знаками – пешеходный переход, главная дорога, уступи дорогу и т. д.)

КЕЙС №1 «Кейс-иллюстрация»

СЛАЙД №1

В: Дети, посмотрите и назовите, что лежит в чемодане?

Ддорожные знаки (называют их).

В: Как вы думаете, что можно сделать с этими картинками?

Д: нужно разложить картинки по кармашкам. В красный кармашек положить запрещающие знаки, в желтый - предупреждающие, в зеленый – разрешающие.

В: Что находится в коробке?

Ддорожные знаки.

Вдорожные знаки нужно расставить на макете перекрестка и объяснить, почему именно там они должны стоять.

В: все верно, можете выполнять задание (часть детей будет работать с панно (воспитатель достает из кейса панно, вешает его на доску, дети раскладывают знаки по кармашкам, а другая часть на макете перекрестка.

В: Педагог обращается к детям Катя, назови, пожалуйста, какие знаки ты положила в красный карман?

Катя: запрещающие (называет их).

В: Назови, их (ребенок называет знаки). Аналогично идет дальнейшее обсуждение.

СЛАЙД №2

В: Ребята, а как выдумаете, что может произойти на улицах города, если исчезнут дорожные знаки?

Д: водители не будут знать, с какой скоростью нужно ехать, пешеходы не смогут перейти дорогу, водители не узнают, где можно заправить и помыть машину и др.

КЕЙС №2 «Фото-кейс»

СЛАЙД №3

В: Инспектор Светофоров прислал нам фотографии посмотрите на экран и скажите, что не правильно делает девочка?

Д: девочка хочет перейти дорогу.

В: почему вы решили, что это неправильно?

Д: она хочет перейти дорогу не по пешеходному переходу, это может привести к аварии, травме.

В: что необходимо сделать, чтобы не произошло беды?

Д: не играть на дороге, переходить дорогу положенном месте.

В: Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим детям быть аккуратнее в такой ситуации.

Д: Никогда не переходить дорогу в неположенном месте!

В: Ребята, а как бы вы поступили на месте правонарушителей?

Д: перешли дорогу по пешеходному переходу.

(на экране появляется фотография, где правила дорожного движения не нарушено)

СЛАЙД №4

В: Молодцы, вы очень хорошо разобрались в ситуации, и я знаю, как вы поступите, когда будете находиться на улице.

В: А теперь я предлагаю вам заглянуть в чемодан и найти задание №3 (дети находят в чемодане конверт с третьим заданием, открывают его конверте лежат картинки машины, самолета и поезда).

СЛАЙД №5

КЕЙС №3 КЕЙС-ИГРА «Едет, летает, плавает»

В: Ребята назовите, что изображено на картинках. Как можно сказать одним словом, что это?

Д: это транспорт.

В: сейчас инспектор Светофоров предлагает нам поиграть в игру «Едет, летает, плавает». Вам нужно исполнить имитационные движения и звуки по картинке «машина» - руки на руле, имитационные движения езды на машине со звуком «р-р-р»«самолет» - руки в стороны со звуком «у-у-у»«поезд» - круговые движения руками со звуком «чух-чух»«корабль» – волнообразные движения с прерывистым звуком «у-у-у».

В: молодцы, хорошо поиграли, а теперь я предлагаю вам посмотреть в чемоданчик и найти следующее задание.

СЛАЙД №6

КЕЙС №4 решение проблемной ситуации

Перфокарты «Мы идем через дорогу"

В: в этом задании вам нужно помочь детям добраться до дома. Вам нужно раскрасить зеленым цветом кружок напротив картинки, которая покажет безопасный путь. И объяснить, почему ты выбрал именно эту картинку?

В(воспитатель обращается к ребенку). Почему ты раскрасил кружок напротив этой картинки? Почему ты считаешь, что этот путь наиболее безопасный?

Д: Потому что здесь есть пешеходный переход, светофор, тротуар, и т. д.

В: Как правильно поступить в этой ситуации? Что можно сделать по- другому?

В: Подумайте и скажите правило, которое нужно соблюдать, когда идешь в детский сад или домой?

Д: Нужно всегда идти по тротуару, переходить дорогу по пешеходному переходу, и на зеленый сигнал светофора.

СЛАЙД №7

КЕЙС №5

В: Дети у нас осталось 5 задание. Давайте откроем конверт и посмотрим что там.

Д: Это письмо.

В: Верно, письмо от инспектора Светофорова, прочитаем его (открывает конверт и читает его детям.)

Дорогие ребята, вы очень помогли мне, вы большие молодцы! У меня есть еще одно последнее задание для вас, выполнив которое вы получите от меня сюрприз (сертификат «Юный инспектор дорожного движения»).

добраться до сюрприза вам поможет план - схема. С начала вы должны дойти до медпункта, повернуть налево идти прямо до перекрестка, где находится столовая. Затем повернуть направо и идти до тех пор, пока не увидите знак «Остановка запрещена». Потом еще раз повернуть на право, и дойти до поста дорожно – патрульной службы, где будет вас ждать сюрприз.

В: Ребята, все понятно? Отправляемся в путь (дети в соответствии с планом – схемой проходят все пункты, добираются до поста ДПС и находят шкатулку с сертификатами. Воспитатель вручает каждому сертификат.

СЛАЙД №8

В: - Как вы считаете, смогли ли мы выполнить важную задачу — помочь инспектору Светофорову разрешить ситуации по безопасному поведению на дороге?

- Ребята, кто скажет какие правила, мы с вами сегодня определили (придумали?

- А теперь пройдем в группу и продолжим игру на макете перекрестка.