Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад "Харада"с. Ульяновское,РК
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Русские народные праздники»
Выполнила: муз. руководитель ВКК
Трофименко Н.В.
2024 г.
Актуальность проекта
Одной из задач дошкольного образования в настоящее время является патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.
Вспомним слова академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Цель проекта
Приобщение дошкольников к русской народной культуре путём знакомства с русскими народными праздниками.
Задачи проекта
Познакомить детей с русскими народными праздниками, в соответствии с календарем;
Формировать представления детей об особенностях жизни и быта русского народа;
Познакомить с декоративно – прикладным искусством, с особенностями русского костюма, песнями, хороводами, играми, устным народным творчеством.
Развивать познавательные, творческие, музыкальные способности дошкольников;
Воспитывать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа;
Привлечь родителей к совместному творческому процессу.
Тип проекта: творческий, практико - ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – август)
Участники проекта: дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель.
Предполагаемый результат:
Дети знают русские народные праздники, имеют представление о быте, укладе жизни русского народа.
Воспитанники умеют играть в русские народные игры, знают песни, потешки, сказки.
Дети проявляют заинтересованность в дальнейшем изучении истории и культуры русского народа. Они испытывают гордость за свой народ, культуру и историю.
Повысилась заинтересованность родителей воспитанников в учебно - воспитательном процессе.
Этапы работы над проектом.
Предварительный
(
подготовительный
)
этап
.
Сбор информации по теме, подготовка презентаций о русских народных праздниках, «Русские народные праздники в картинах художников», подборка консультаций для родителей, создание картотеки народных игр, подбор стихов и песен.
Основной.
Название праздника
Деятельность детей
Слушание музыки
Игры
Работа с родителями
1."Осенины"
(сентябрь)
Знакомство детей с русским народным костюмом, танцами на примере ансамбля “Березка” (просмотр видео). Знакомство с жизнью людей на Руси.
Просмотр презентации “Осенины”, рассматривание картин Бориса Михайловича
Кустодиева “Осенний праздник”,
“Деревенский
праздник”.
Хороводная
“Вейся, вейся капуста”.
Слушание русских народных песен «Во кузнице»,
«Лен зеленой», «Прялица» ,
А. Вивальди «Времена
года»,
Осенины
Чайковский Октябрь,
Русская народная музыка «Травушка - муравушка»; «Кадриль».
Капуста”, игра под музыку А. Филиппенк о “Урожай собирай», «Золотые ворота», “Гусилебеди»,
знакомство с народным праздником “Осенины”.
2. "Новый год"
(декабрь)
Знакомство с историей и традициями праздника, просмотр презентации.
Украшаем группу к празднику.
“Бабка
Ёжка”,
“Арина”,
“Жмурки”, “Горелки”.
Консультация для родителей “Расскажите детям про Новый год”.
3. "Рождество"
(январь)
Знакомство с историей и традициями праздника, просмотр презентации. Рассматривание картин русских художников:
Бачкури А.А.
“Рождественский
базар”, Досекин С.
В. “Подготовка к Рождеству”,
М.М Гермашев «Со звездой» 1916 год.
Подготовка и проведение развлечения “Рождественские колядки”.
Слушание колядок
“Два
Мороза”, “Давай, коза,
попрыгаем»
знакомство с народным праздником "Рождество"
4. "Масленица"
5. "Пасха"
Беседа о традициях праздника
«Масленица»
(презентация).
Просмотр мультфильма «Смешарики: масленица».
Знакомство с творчеством русских художников на тему” Масленица”:
П. Грузинский “Масленица”,
Борис Кустодиев
"Масленица"
(1919), Семен
Кожин
"Масленица.
Проводы" 17 век,
В. И. Суриков “Взятие снежного городка”.
Вербное воскресенье – рассказать о праздновании этого дня, о вербе.
Пасха – рассказать о приметах, обычаях, когда высшие силы на радостях готовы исполнить все желания.
Просмотр презентации.
Беседы с детьми: «Пасхальные обряды» - (крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей).
Знакомство с картинами русских художников на тему Пасхи:
К. Коровин “Пасхальная служба в деревне”,
Н.А. Кошелев “Дети, катающие пасхальные яйца”(1855г.),
Ю. Жуковский “Пасхальный натюрморт”,
С.Д. Милорадович “Приготовление к Пасхе”.
Слушание русских народных песен
«Жаворонушки!», «Едет Масленица»
Слушание колокольного звона на Пасху.
«Кто быстрее на метле»,
«Блины»,
“Горелки”.
«Вербавербочка», «Солнышко
-
ведрышко», игры с яйцами:
“Чье яйцо дольше прокрутитс
я”,
“Катание яиц с горки”, “Битва яйцами”.
Консультация для родителей “Широкая масленица”.
Консультация для родителей
“Детские игры на Пасху”.
6. Троица
Знакомство с традициями праздника.
Рассматривание картин Б.М.
Кустодиева
“Троицын день”, М. Абакумова “На Троицу”.
Слушание и разучивание хороводной песни “Во поле березонька стояла”.
“Кресты”, “Ворон”.
Консультация для родителей
“О празднике Троицы детям”.
7 День Ивана Купала
(7 июля)
Беседа об истории, обычаях праздника.
Просмотр мультфильма “Цветок папоротника”,
Рассматривание картин
И.И. Левитан
“Разрыв-трава (ночь на Ивана
Купала)” 1882г.,
И.И.Соколов “Ночь
на Ивана
Купала”1856г.,
Г.И. Семирадский “Ночь на Ивана Купала” 1856г.
«Ой, Купало!» - музыка
Ворошик
Наталии, слова неизвестного автора.
“На Ивана на Купала красна девица гадала...”
“Водяной”,
“Ручеек”, “Золотые ворота”,
“Хвосты”.
Консультация для родителей “Праздник
Ивана Купала”
8. День святых Петра и
Февронии
(8 июля)
9. "Спасы "
14 августа – медовый,
19 августа
- яблочный, 29 августа - хлебный или ореховый.
Знакомство с праздником, его историей, символами, обычаями. Просмотр презентации.
Просмотр презентации, знакомство с традициями празднования этих праздников, история праздника.
Знакомство с картинами художников:
В.Ю. Жданов
“Медовый спас”,
М. А. Калинин “Яблочный спас”.
«Дружная семья»". Автор:
Григорий и Елена Стадник.
Песня для детей «Семья».
Исполняет:
МультиВарик ТВ
«Мы одна семья». Слова: Е. Олейник. Музыка: А. Иевлева
«Счастливая семья». Автор:
Обухова Елена. Исполняет:
Алина Киямова
«Бабушка с дедушкой»". Слова, музыка и аранжировка:
Обухова Елена. Моя семья».
Слова и музыка Александра Ермолова.
Слушание песен:
“Медовый спас” (гр. Медовый спас),
русская народная хороводная игра "Мы посадим яблоньку на горе", “Яблонька - дочь земли и солнышка”,
“Как под горкой под горой”, “Золотые ворота”, “Собери ромашку”.
“Медведи и пчёлы”, ”Катись, яблочко, по кругу...”.
“Собери орехи”.
Консультация для родителей
“Семья в жизни ребенка», «Роль отца в жизни ребенка».
Создание
книги рецептов блюд с медом, орехами и яблоками.
3 этап. Заключительный.
Подведение итогов по проекту.
Продукт проекта:
«Книга рецептов» (блюда из яблок, мёда и орехов)
Сборник «Русские народные праздники
Презентация «Русские народные праздники в картинах художников»
Картотека «Русские народные игры»
Список литературы.
Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006 Чернышева А.С. «Обычаи, традиции, праздники», 2017.
Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет – Волгоград: Учитель, 2014 -
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – СПб: 2010.
Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Просвещение
1981
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».СФЕРА 2007
Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа Москва 2000
Интернет ресурсы.