Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Харада"с. Ульяновское,РК

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Русские народные праздники»

Выполнила: муз. руководитель ВКК

Трофименко Н.В.

 

 

2024 г.

Актуальность проекта

Одной из задач дошкольного образования в настоящее время является патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.

Вспомним слова академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Цель проекта

Приобщение дошкольников к русской народной культуре путём знакомства с русскими народными праздниками.

Задачи проекта

Познакомить детей с русскими народными праздниками, в соответствии с календарем;

Формировать представления детей об особенностях жизни и быта русского народа;

Познакомить с декоративно – прикладным искусством, с особенностями русского костюма, песнями, хороводами, играми, устным народным творчеством.

Развивать познавательные, творческие, музыкальные способности дошкольников;

Воспитывать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа;

Привлечь родителей к совместному творческому процессу.

Тип проекта: творческий, практико - ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – август)

Участники проекта: дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель.

Предполагаемый результат:

Дети знают русские народные праздники, имеют представление о быте, укладе жизни русского народа.

Воспитанники умеют играть в русские народные игры, знают песни, потешки, сказки.

Дети проявляют заинтересованность в дальнейшем изучении истории и культуры русского народа. Они испытывают гордость за свой народ, культуру и историю.

Повысилась заинтересованность родителей воспитанников в учебно - воспитательном процессе.

Этапы работы над проектом.

Предварительный

(

подготовительный

)

этап

.

Сбор информации по теме, подготовка презентаций о русских народных праздниках, «Русские народные праздники в картинах художников», подборка консультаций для родителей, создание картотеки народных игр, подбор стихов и песен.

Основной.

Название праздника

Деятельность детей

Слушание музыки

Игры

Работа с родителями

1."Осенины"

(сентябрь)

Знакомство детей с русским народным костюмом, танцами на примере ансамбля “Березка” (просмотр видео). Знакомство с жизнью людей на Руси.

Просмотр презентации “Осенины”, рассматривание картин Бориса Михайловича

Кустодиева “Осенний праздник”,

“Деревенский

праздник”.

Хороводная

“Вейся, вейся капуста”.

Слушание русских народных песен «Во кузнице»,

«Лен зеленой», «Прялица» ,

А. Вивальди «Времена

года»,

Осенины

Чайковский Октябрь,

Русская народная музыка «Травушка - муравушка»; «Кадриль».

Капуста”, игра под музыку А. Филиппенк о “Урожай собирай», «Золотые ворота», “Гусилебеди»,

знакомство с народным праздником “Осенины.

2. "Новый год"

(декабрь)

Знакомство с историей и традициями праздника, просмотр презентации.

Украшаем группу к празднику.

“Бабка

Ёжка”,

“Арина”,

“Жмурки”, “Горелки”.

Консультация для родителей “Расскажите детям про Новый год”.

3. "Рождество"

(январь)

Знакомство с историей и традициями праздника, просмотр презентации. Рассматривание картин русских художников:

Бачкури А.А.

“Рождественский

базар”, Досекин С.

В. “Подготовка к Рождеству”,

М.М Гермашев «Со звездой» 1916 год.

Подготовка и проведение развлечения “Рождественские колядки”.

Слушание колядок

“Два

Мороза”, “Давай, коза,

попрыгаем»

знакомство с народным праздником "Рождество"

4. "Масленица"

5. "Пасха"

Беседа о традициях праздника

«Масленица»

(презентация).

Просмотр мультфильма «Смешарики: масленица».

Знакомство с творчеством русских художников на тему” Масленица”:

П. Грузинский “Масленица”,

Борис Кустодиев

"Масленица"

(1919), Семен

Кожин

"Масленица.

Проводы" 17 век,

В. И. Суриков “Взятие снежного городка”.

Вербное воскресенье – рассказать о праздновании этого дня, о вербе.

 

Пасха – рассказать о приметах, обычаях, когда высшие силы на радостях готовы исполнить все желания.

Просмотр презентации.

Беседы с детьми: «Пасхальные обряды» - (крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей).

Знакомство с картинами русских художников на тему Пасхи:

К. Коровин “Пасхальная служба в деревне”,

Н.А. Кошелев “Дети, катающие пасхальные яйца”(1855г.),

Ю. Жуковский “Пасхальный натюрморт”,

С.Д. Милорадович “Приготовление к Пасхе”.

Слушание русских народных песен

«Жаворонушки!», «Едет Масленица»

Слушание колокольного звона на Пасху.

«Кто быстрее на метле»,

«Блины»,

“Горелки”.

«Вербавербочка», «Солнышко

-

ведрышко», игры с яйцами:

“Чье яйцо дольше прокрутитс

я”,

“Катание яиц с горки”, “Битва яйцами”.

Консультация для родителей “Широкая масленица”.

Консультация для родителей

“Детские игры на Пасху”.

6. Троица

Знакомство с традициями праздника.

Рассматривание картин Б.М.

Кустодиева

“Троицын день”, М. Абакумова “На Троицу”.

Слушание и разучивание хороводной песни “Во поле березонька стояла”.

“Кресты”, “Ворон”.

Консультация для родителей

“О празднике Троицы детям”.

7 День Ивана Купала

(7 июля)

Беседа об истории, обычаях праздника.

Просмотр мультфильма “Цветок папоротника”,

Рассматривание картин

И.И. Левитан

“Разрыв-трава (ночь на Ивана

Купала)” 1882г.,

И.И.Соколов “Ночь

на Ивана

Купала”1856г.,

Г.И. Семирадский “Ночь на Ивана Купала” 1856г.

«Ой, Купало!» - музыка

Ворошик

Наталии, слова неизвестного автора.

“На Ивана на Купала красна девица гадала...”

“Водяной”,

“Ручеек”, “Золотые ворота”,

“Хвосты”.

Консультация для родителей “Праздник

Ивана Купала”

8. День святых Петра и

Февронии

(8 июля)

9. "Спасы "

14 августа – медовый,

19 августа

- яблочный, 29 августа - хлебный или ореховый.

Знакомство с праздником, его историей, символами, обычаями. Просмотр презентации.

Просмотр презентации, знакомство с традициями празднования этих праздников, история праздника.

Знакомство с картинами художников:

В.Ю. Жданов

“Медовый спас”,

М. А. Калинин “Яблочный спас”.

«Дружная семья»". Автор:

Григорий и Елена Стадник.

Песня для детей «Семья».

Исполняет:

МультиВарик ТВ

«Мы одна семья». Слова: Е. Олейник. Музыка: А. Иевлева

«Счастливая семья». Автор:

Обухова Елена. Исполняет:

Алина Киямова

«Бабушка с дедушкой»". Слова, музыка и аранжировка:

Обухова Елена. Моя семья».

Слова и музыка Александра Ермолова.

Слушание песен:

“Медовый спас” (гр. Медовый спас),

русская народная хороводная игра "Мы посадим яблоньку на горе", “Яблонька - дочь земли и солнышка”,

“Как под горкой под горой”, “Золотые ворота”, “Собери ромашку”.

“Медведи и пчёлы”, ”Катись, яблочко, по кругу...”.

“Собери орехи”.

Консультация для родителей

“Семья в жизни ребенка», «Роль отца в жизни ребенка».

Создание

книги рецептов блюд с медом, орехами и яблоками.

3 этап. Заключительный.

Подведение итогов по проекту.

Продукт проекта:

«Книга рецептов» (блюда из яблок, мёда и орехов)

Сборник «Русские народные праздники

Презентация «Русские народные праздники в картинах художников»

Картотека «Русские народные игры»

Список литературы.

Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006 Чернышева А.С. «Обычаи, традиции, праздники», 2017.

Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет – Волгоград: Учитель, 2014 -

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – СПб: 2010.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Просвещение

1981

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».СФЕРА 2007

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа Москва 2000

Интернет ресурсы.