Тема: Мы за чистую планету».
Введение .
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Люди должны иметь представления о состояние окружающей среды вокруг нас. Мусор-проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и дети нашей группы не исключенье.
Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Бесконечные вопросы «Почему у нас так много мусора?», «Откуда он берётся?», «Как он влияет на здоровье человека и всего живого?» привели к идее создании проекта «Вторая жизнь мусора», Ведь одной из важных проблем в наше время это утилизация отходов, мусора(ТБО) Вот по этому наш проект направлен на ознакомление родителей и детей с проблемами утилизации и как влияет мусор на состояние природы и на здоровье всего человечество.
Объект проекта: Наблюдение в природе.
Предмет проекта: Использованные пластиковые предметы(бутылки)
Цель: Расширить и углубить знания детей и родителей в борьбе с отходами.
Задачи:
-Формировать представления об утилизации мусора о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
-Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
-Пропагандировать о сборе мусора в отдельности и сдавать в места сбора.
-Учить создавать из отходов (ТБО) поделки, игрушки, пособия.
-Воспитывать бережное отношение к чистоте группы, участка квартиры, улиц.
-Организовать выставку рисунков родителей и детей «Планета Земля глазами детей».
-Ознакомить детей с художественной литературой по тематике: экология.
-Организовать выставку поделок «Вторая жизнь ТБО»
Метод проекта: наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.
Тип проекта: групповые
Сроки реализации: с октября месяца по декабрь (среднесрочный)
Вид проекта: исследовательский.
Необходимые материалы: Картинки, книги, фотографии, пластиковые предметы.
Ожидаемый результат:
-Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
-Осознание того что бытовой мусор можно использовать вторично для изготовления полезных вещей.
-Выставка совместных работ родителей и детей: рисунков , поделок и пособий из вторсырья.
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
-Поисковая работа по набору иллюстраций о разных видах отходов
-Подбор методической и художественно-экологической детской литературы, иллюстрационного материала.
-Беседы с детьми об отходах.
-Подготовка презентации, конспектов НОД;
-Подбор дидактических и сюжетно- ролевых игр;
-Подбор материала для опытов.
-Подбор видеороликов о вреде мусора в природе.
- Создание условий для реализации проекта. (Организации сбора макулатуры и использованных батареек в группе).
-Подготовка консультаций «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
Основной этап:
-«Экологическая разведка». Наблюдение. Изучение и анализ экологического состояния объектов ближайшего окружения. (Участок, территория д/с, группа, улицы, подъезды домов, где проживают дети). Каждый раз организуя прогулки в разные времена года, мы планируем наблюдения за каким -нибудь объектом, погодой, деревьями, небом ,птицами. и.т.д. На территории нашего детского сада есть небольшой лесочек, где дети знакомятся с разными видами лиственных и хвойных деревьев, таких как береза, осина, клен, сосна, можжевельник, лиственница. Например, на лесном участке мы рассказываем, что лиственница как и другие лиственные деревья сбрасывает свои иголки и этим она отличается от других хвойных деревьев. На экологическом участке мы вместе с детьми собираем шишки для приготовления поделок вовремя изо деятельности, и вне его. Ищем грибы, но не трогаем их, следим за муравейником, который каждый год увеличивается. При помощи деревьев учимся определять южное и северное направления. Дети уже и сами могут определять, они знают, что если покрыта мхом кора деревьев с одной стороны значит там север, и это сторона более тенистая. Конечно же обращаем внимание на экологическое состояние территории. Мы наблюдаем как дворники подметают дорожки, выносят мусор в урны, а зимой убирают снег. Мы так же с детьми поддерживаем порядок на своем игровом участке. Часто приходиться наблюдать совсем другую картину за забором детского сада. Дети очень наблюдательны, сразу же замечают оставленные взрослыми пустые бутылки, упаковки от семечек, пакеты, стаканчики и др мусор. Сравниваем свой участок и делаем выводы как многое зависит от людей. Проводим с детьми большую объяснительную работу по поводу того, чтобы они не мусорили у себя дома и на улице, выкидывали мусор в специальные урны. Если даже зимой выброшенный мусор скроется под снегом, то с приходом весны все это не растает как снег а останется на поверхности земли загрязняя окружающую среду.
- Просмотр (видеороликов) картин. «Это сделали люди».
Цель: Показать детям что неправильное поведение людей к окружающей среде приводит загрязнению наших улиц, подъездов, парков, водоемов.
-Беседа с детьми. Изучение уровня экологической культуры детей. Работа с детьми показала, что 80% детей понимают, что мусор загрязняет окружающую
среду, приводит к уничтожению природы. 20% детей затруднялись отвечать на некоторые вопросы, поэтому мы со своей стороны наметили продолжать работу по экологическому воспитанию расширяя и углубляя знания детей.
- Непосредственная образовательная деятельность.
-Познавательное развитие:
«Что такое отходы и откуда они появляются?» (Приложение №1)
Цель:
Беседа «Земля - наш общий дом и мы его спасём» (Приложение№2)
Цель: Воспитание у детей гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Сюжетно-ролевая игра: «Экскурсия в лесную полянку».
Цель: Формировать экологического сознания. Задача. Воспитывать бережное отношение к природе; Развивать смекалку сообразительность.
.Дид. игра: «Найди свой домик», «Из чего это сделано?»
Цель: Научить детей сортировать картинки по материалу.
Дид.игра: «Нужные вещи из ненужного мусора»
Цель: Дать детям понятие, что для изготовления различных вещей, предметов необходимо сырье. Научить детей определить из какого материала какие предметы можно сделать.
Опытно -исследовательская деятельность: «Что возвращается в природу быстрее всего бумага или пластмасса. В этом разделе мы проводили с детьми опыты с целью показать детям, почему мусор нельзя кидать куда попало, что можно положить в урны, а что лучше всего сдавать в места сбора данного материала.
-Опыт №1 «Прячем мусор в землю»
Различные образцы мусора закапываем в землю и через некоторые время смотрим что с ними стало. Таким образом выясняем, какой мусор легко и быстро возвращается в землю не навредив почву, обогащает землю и удобряет ее.
-Опыт№2 «Что случилось с мусором?».
Через некоторое время мы видим что бумага меняет свой внешний вид и начинается разлагаться, а кусочек пластика остался без изменений. Выясняем, что пластику для того, чтобы разложиться нужно ждать очень много времени.
-Речевое развитие:
Беседы с детьми «Почему нельзя мусорить». «Надо ли сортировать отходы?»
Обогащение словаря: за счет новых слов. (сортировка, утилизация итд)
Учить пословицы об экологии, отгадывание загадок.
Рассматривание иллюстраций на тему: «Спасите планету от мусора»
Чтение художественной литературы с целью: Воспитывать людей, желающих жить на чистой земле. Пить чистую воду, дышать чистым воздухом. Обсуждение прочитанного произведения.
1. «Сказка о том, как разозлился дождь». М.Пантюхина
2. «Водяное царство». М.Гребенева.
3. «Жил на свете один человечек». Э. Мошковской .
4. «Глаза распахните». А. Николаенко »
Физическое развитие:
-Прокатывание мяча между пластиковыми бутылочкам.
-Игра эстафета: «Передаем бутылочку».
-Пальчиковая гимнастика: «Найди правильную крышку
Художественное творчество:
Организация творческой работы «Наши умелые ручки» Изготовление игр и игрушек с детьми используя пластиковые бутылочки и крышечки.
игрушки «Ловишка», «Крестики нолики»
Цель: Показать детям что эти отходы можно использовать и вторично. Что и отходы могут превратиться во что-то полезное.
Организация сбора макулатуры в группе (Сбор использованных листочков для рисования, старых книг, ) для сдачи в места сбора .
Цель: Наша задача объяснить детям что для изготовления бумаги надо спилить много деревьев так как бумага делается из дерево. А деревья поглощая плохой воздух выделяют чистый кислород. Поэтому наша задача сохранять как можно больше деревьев. Из макулатуры можно сделать вторично (туалетную и офисную бумагу, тетради, пазлы. и.д.р.)
Организации сбора использованных батареек. Так же мы собираем использованные батарейки а потом сдаем их в места специального сбора. Ведь мы знаем то если эти батарейки попадут в землю то большой участок земли окажется отравленным. Сбор использованных батареек организовали с целью: Показать детям какой вред приносит для человечество и всей планеты эти батарейки. Учить детей и родителей относиться бережно к своим близким, задуматься, что иногда мусор стоит сортировать, и такие опасные отходы сдавать в места сбора. Ведь одна использованная и выброшенная батарейка отравляет 20 квадратов метра земли.
В этом месте погибают деревья, эти места покидают ежики насекомые и.др Например папа Глеба рассказывал нам если батарейки бросать в воду то от выделявшихся вредных веществ от них могу погибнуть даже рыбки в воде. Если крупная рыба проглотит ее то через пол часа она погибнет. Если маленькие дети случайно проглотят батарейку то исход будет очень печальны. Давайте будем внимательнее к окружающему.
Работа с родителями
-Анкетирование родителей на тему: «Что такое экология для вас?" (Приложение№3)
Проводя анкетирование, мы хотели выявить компетентность родителей об экологии. Таким образом 100% родителей показали заинтересованность и желание участвовать в работе и в борьбе с мусором.
-Выпуск стенгазеты «Природа-источник жизни»
-Подготовка консультаций «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
-Беседа с родителями «Как можно использовать ТБО».
Цель: Изучение проблемы Т.Б.О .на основе разных источников информации. Показать что отходы можно использовать вторично или утилизировать без особого вреда для окружающих. Что можно изготовить из ненужных вещей.
- Нами была проведена работа «Планета земля глазами детей» Где дети приносили рисунки и поделки которые сделали вместе с родителями. В группе мы организовали выставку с этими работами Некоторые детские работы отправляли на конкурсы и получили награждении, дипломы со 2ым место.
- Игра викторина с родителями: «А знаете ли вы?» Знакомили родителей сколько времени потребуется чтоб мусор которые они выбрасывают на землю разлагался и превратился в полезное удобрения и вообще все ли отходы превращаются в удобрения. Вручение родителям памятки.
Заключительный этап:
-Беседы с детьми «Что нового мы узнали?», «Как беречь нашу планету»,
«Что такое ТБО?».
-Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Вторая жизнь ТБО».
-Создать презентацию «Мы за чистую планету».
Выбор за нами.
Если каждый человек будет стараться сделать чище свой двор. подъезд, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду и любоваться красотой окружающей природы. Они будут здоровыми и жизнерадостными.
Это мечта всей планеты, а это мечта осушествится если мы возмемся за руки и вместе будем бороться с отходами. Так и хочется сказать
"Чисто не там где убирают, а там где не мусорят."
Мы сможем, вместе мы сила,
Здоровье, красота.
Я люблю тебя моя земля.