Проект по использованию пластилинографии в художественном творчестве детей «Пластилиновая радость» для детей 4 – 5 лет

Подготовительный этап

Цель: создать условия для работы проектно – творческой деятельности дошкольников 4 – 5 лет.

Задачи:

1. Способствовать умению детей передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

2.Способствовать развитию у детей основным приёмам  пластилинографии (скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

3. Закреплять умение детей работать на заданном пространстве.

4. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; интерес к процессу и результатом работы.

5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Проблема: развитие художественных способностей детей, мелкой моторики рук, воспитания самостоятельности, настойчивости.

Результат: дети умеют использовать в работе различные приёмы пластилинографии, передавать образы предметов; развилась мелкая моторика рук, глазомер; дети стали аккуратные, самостоятельные, доводят работу до конца.

Материальное значение: приобрести методическую литературу, пластилин, цветной картон, наборы стеков.

Критерии эффективности: изучить методическую литературу по данной теме.

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Любой ребёнок - универсальная личность. Он стремиться всё попробовать, исследовать, оценить прекрасное и, конечно же, готов создать собственные произведения искусства.

Задача взрослого - приобщать ребёнка к художественному творчеству, развить эстетическое восприятия мира, создать ему безопасные условия для развития творческих исследований.

Самый доступный способ развить у ребёнка творческое начало- заинтересовать лепить из пластилина. Но оказывается пластилином можно не только лепить, но и рисовать.

Пластилинографию относят к нетрадиционным художественным техникам. Она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания.

Лепка всегда является интересной для маленьких детей. А пластилинография обладает для детей и ещё большей привлекательностью. Ведь пока взрослый не покажет ему эту новую нетрадиционную технику, ребёнок и не подозревает, что пластилином можно рисовать!

Работа с пластилином, процесс лепки помогают ребёнку выразить эмоции, своё видение окружающего мира и своё отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Ребёнок постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребёнка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью данной техники, ребёнок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно сказать, что пластилинография готовит руку ребёнка к школьному письму.

Пластлинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.

Поэтому проект поможет развивать художественные способности детей дошкольного возраста, а также ребёнок разовьёт координацию, мелкую моторику пальцев, эстетический вкус, будет самостоятельно планировать и доводить работу до конца.

Список литературы

1. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». М., Издательство «Скрипторий», 2003г.

2. «Пластилиновая страна Лепилка» Селивон В. А. Минск«Попури», 2010г.

3. «Пластилинография: анималистическая живопись» Давыдова Г. Н., изд – во: Скрипторий 2003г. Год выпуска 2008

4. Лыкова И. А. «Я будущий скульптор» – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г

5. http://www.ruskid.ru/lepka/

6. http://detskiysad.ru/izo/lepka.html

Консультация для родителей «Пластинография – что это такое?»

Пластинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе всё больше и больше внимания. Почему? Что такое пластинография? Какими развивающими возможностями обладает данная техника? И как работать с пластилином и бумагой, чтобы получился рисунок?

Понятие «пластинография» имеет два смысловых корня«графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал – пластилин, а «инструментом» в пластинографии является рука.

Лепка всегда привлекает малышей. Пластилин – один из любимых инструментов ребёнка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можно создавать удивительные картины, ведь ребёнок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Занятия пластинографией помогает развивать творческие способности детей, мелкую моторик рук, внимание, память, мышление, воспитывает самостоятельность, настойчивость.

Что нужно для работы по пластинографии:

• Основной рабочий материал – это разноцветный пластилин. Желательно выбирать восковой.

• Горизонтальное основание (картон, плотная бумага, раскраски, или контур, нарисованный собственноручно).

• Доска для раскатывания пластилина лепки деталей.

• Набор стеков разной формы.

• Влажные салфетки, ёмкость с водой для смачивания рук

• Бусины, бисер, ракушки, крупы, которыми можно украсить готовое изделие.

Начинайте с простых работ (небольшая по объёму работа с 2-3 цветами пластилина). Следите за настроением ребёнка во время работы! Если он устал или не в настроении – лучше отложить работу. Ведь любое занятие, хобби должно приносить радость, желание создавать что-то прекрасное своими руками. Помогайте ребёнку в его работе или даже лучше выполняйте её вместе, ведь совместный труд сближает, доставляет радость общения. Обязательно завершите работу! Ведь ребёнок должен видеть результат своей работы. Завершённую работу оформите в рамку, которую можно украсить пластилином, бусинами, бисером, ракушками, крупами. Не забудьте похвалить ребёнка за его труд и результат этого труда. Добрые слова и восхищение, высказанные вами, воодушевят вашего ребёнка на создание очередного шедевра.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Сентябрь

 Тема «Ёжик»

Цель: Закреплять умение передавать в работе характерные особенности внешнего строения ёжика посредством пластилинографии; уточнить приёмы размазывание, оттягивание, раскатывание, скатывание, сплющивание, надавливание; развивать мелкую моторику, интерес к работе.

Оборудование: иллюстрации ёжика, фруктов, грибов, картонная заготовка, пластилин, доска, салфетки.

2неделя

Тема «Рябинка лакомство для птиц»

Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования пластилином; закрепить приёмы раскатывание, отщипывание, скатывание шарика между пальчиками, надавливание; развивать мелкую моторику, творческие способности.

Оборудование: иллюстрации рябины, картон, пластилин, доска, салфетки, вата, клей, бумажные птицы.

Октябрь

«Груша»

1.Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

2Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4.Развивать эстетическое и образное восприятие.

 

 «Созрели яблочки в саду»

1.Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

2.Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

 

«Смородина»

1.Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.

2.Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Развивать мелкую моторику.

 

«Чудо-грибочки»

1.Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.

2.Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.

3.Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.

4.Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.

 

 

 

 

«Бусы для Люси»

1.Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.

2.Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

3.Закреплять знания о цвете.

4.Развивать чувство ритма.

 

Ноябрь

«Осеннее дерево»

1.Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.

2.Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.

3.Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

4.Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.

Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.

 

«Ветка рябины»

1.Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

2.Закреплять умение расплющивать шарики, произвольно располагать их по поверхности.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Развивать мелкую моторику.

 

«Гусеница»

1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

2.Формировать умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей.

3.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

4.Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

 

«Ёжик»

1.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

2.Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

3.Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.

4.Развивать мелкую моторику.

5.Воспитывать аккуратность в работе.

 

«Клубочки для котёнка»

1Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.

2.Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

3.Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.

 

Декабрь

«Снежинка»

1.Обобщать знания и впечатления детей о зиме.

2.Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.

3.Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок

 

«Снеговик»

1.Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

2.Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

3.Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

 

«Снеговик»

(продолжение)

1.Продолжать формировать умение детей передаче несложного сюжета – изображению места действия и персонажа (снеговик стоит у ёлки, скамейки, горки, забора и т.д.)

2.Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу.

3.Закреплятьть приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.

4.Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.

5.Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание.

 

«Ёлочка, ёлка колкая иголка»

 

1.Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.

2.Упражнять в раскатывании комочков пластилина      между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении   веток ёлочки.

3.Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.

4.Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

 

«Украсим ёлочку новогодними игрушками».

1.Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

2.Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.

3.Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

4.Развивать интерес к работе.

 

Январь

«Чашка для куклы Кати»

1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

4.Закреплять знания о  цветах.

 

«Рыбки в аквариуме»

1.Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.

2.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

3.Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.

4.Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

 

«Рыбки в аквариуме» (продолжение)

1.Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.

2.Упражнять в расскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камешков, дна аквариума.

3.Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.

4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

 

Февраль

«Праздничный торт»

1.Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.

2.Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,

3.Вызывать радость от проделанной работы.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук

5.Воспитывать аккуратность.

 

«Мы делили апельсин»

1.Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов.

2.Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.

3.Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

4.Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

5.Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.

 

«Самолёт летит»

1.Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

2.Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.

3.Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.

4.Закрепить знания о голубом и синем цветах

 

Март

«Праздничное платье куклы Кати» (украсим платье)

1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3.Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином.

4.Закрепить знания о  цветах.

 

 

«Веточка мимозы в подарок маме»

1.Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.

2.Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

3.Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

4.Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

 

«Волшебная туфелька» (украсим туфельку)

1Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3.Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.

4.Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

 

«Мышка и золотое яичко»

1.Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.

2.Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.

3.Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

4.Развивать сюжетно-игровой замысел.

 

«Медвежонок»

1.Формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать его по поверхности.

2.Развивать чувство формы и композиции.

 

Апрель

«Утка с утятами»

1.Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.

2.Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.

3.Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост утёнка).

4.Развивать чувство формы и композиции.

 

«Разноцветный светофорчик».

1.Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.

2.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

3.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

 Май

«Улитка, улитка выпусти рога».

1.Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.

2.Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

3.Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).

4.Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

5.Создавать у детей интерес к работе с пластилином.

 

«Черепаха»

1.Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.

2.Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.

3.Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

4.Воспитывать бережное отношение к живым существам.

 

 

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл

Середа Кирилл