Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Осельковская средняя общеобразовательная школа»

(Дошкольное отделение.)

Краткосрочный проект по ПДД в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста детей 5-6 лет

Тема: «Правила безопасности на дорогах.»

Подготовила воспитатель: Шутько О.В.,

2024год.

Проект по ПДД в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста детей 5-6 лет

Тема: «Правила безопасности на дорогах.»

Подготовила: Шутько О.В. - воспитатель высшей квалификационной категории. Тип проекта:

По содержанию: творческо - информационный.

По числу участников: групповой (дети старшей группы, воспитатели, родители)

По времени проведения: краткосрочный (2 недели)

По характеру: в рамках ДОУ

Актуальность: Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице

множество быстродвижущихся, ярких разнообразных машин. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник и где может как-то себя проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребятам все интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.

Обеспечение безопасности движения – это важная государственная задача, требующая самого пристального внимания. Особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД является составной частью общей воспитательной работы детских садов и школ. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПДД, опираясь на систематическое изучение правил, использование новых, практика ориентированных форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД. Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Цель проекта:

формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи проекта:

Образовательные

Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее

;

Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах

;

Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде

;

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды

;

Расширять словарный запас детей по дорожной лексике

;

Формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства

ответственности;

Воспитательные

Воспитание нравственных качеств личности, необходимых для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;

Воспитывать привычку соблюдать правила

дорожного движения

;

Активизировать работу

по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;

Развивающие

Развивать умение ориентироваться в дорожно- транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;

Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля;

Развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.

Социальная значимость: Полученные знания и навыки способствуют более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

Ожидаемые результаты:

формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений;

привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;

осознание родителями важности работы по изучению правил дорожного движения.

Предварительная работа:

Подбор материала по Правилам дорожного движения (новинки методической и детской литературы, современная познавательно - развивающая информация о ПДД для дошкольников и родителей)

Подбор раскрасок по ПДД для дошкольников, необходимого материала, пособий, оборудования,

Разработка конспектов мероприятий, презентаций;

Создание развивающей среды для изучения ПДД – центр ПДД;

Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях;

Просмотр видеоматериалов;

Изготовление дидактических игр по ПДД: «Разрезные картинки», «Подбери знак», «Виды транспорта», «Четвертый лишний»;

Проведение с детьми бесед по теме ПДД;

Сотрудничество с семьей:

Проведение с родителями анкетирования;

Памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода.

Консультация для родителей на тему «Соблюдайте правила безопасности пешехода!».

Изготовление родителями макетов дорог, накидок ДПС, Скорая помощь,

МЧС на

стульчики для сюжетно – ролевых игр.

Проведение игры с родителями «Правильный водитель».

Виды детской деятельности: 

Игровая деятельность

 (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры).

Коммуникативная деятельность

 (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Познавательно-исследовательская деятельность

 (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).

Конструирование

 из разного материала.

Изобразительная деятельность

 (рисование, лепка, аппликации).

Двигательная активность

 (овладение основными движениями).

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Педагогические технологии:

Проблемно – игровая ситуация

Информационно – коммуникационные технологии

Здоровье сберегающие технологии (физкультминутка)

Игровые технологии

Познавательно - исследовательские технологии

Продукт проектной деятельности:

Разработка картотек дидактических и подвижных игр;

Разработка консультаций для родителей;

Разработка конспектов занятий;

Подбор тематических плакатов, фотографий и иллюстраций;

Разработка бесед по теме ПДД;

Подборка произведений художественной литературы, загадок;

Создание коллективной аппликации «Мой город».»

;

Рисование «Знаки дорожного движения»

;

Занятие по лепке «

Дорожные знаки

»

;

Подбор пальчиковой гимнастики

;

Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы (с родителями);

Итоговый продукт:

Проведение сюжетно – ролевой игры «

Вежливый пешеход и водитель

» в спортивном зале ДО

;

Этапы реализации проекта

1 этап (постановка проблемы)

Создание проблемы перед детьми «Всем ли знать положено правила дорожные?»

2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)

Составление перспективного плана работы;

Изучение методической литературы:

И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Дорожная азбука»

И.А. Лыкова, В.А. Шипунова -Дидактический материал «Безопасность на дороге»

;

Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»;

Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»;

Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»;

К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»;

Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л., «Безопасность»;

В.А.Добряков «Три сигнала светофора»;

В.Э.Рубляк «Правила дорожного движения»;

Е.С.Смушкевич, А.Я.Якупов «Мы по улице идем»;

3 этап (работа над проектом)  

Организовать работу по решению задач проекта через:

Проведение занятия: «ПДД Правила Дружелюбной Дороги»,

«Кто учувствует в движении?»

И.А.Лыкова

,

Игра - викторина «Лучший пешеход».

Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций, разбор по ним дорожно-транспортных ситуаций.

Проведение бесед: «Мой друг-светофор», «Знаки дорожного движения», «Наша улица», «Путешествие на метро», «Правила пешехода», «Как у наших у ворот очень важный знак живёт»;

Составление рассказов по сюжетным картинкам;

Инструктажи о безопасных маршрутах движения в садик и обратно, по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

Знакомство с произведениями художественной литературы, отгадывание загадок.

К

оллективн

ая

аппликаци

я

«Мой город».»;

Рисование «Знаки дорожного движения»;

Занятие по лепке «

Дорожные знаки

»;

Чтение художественной литературы: Е.Житков «Светофор», С.Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу» В.Сиротов «Твой товарищ светофор», И.Серяков «Законы улиц и дорог», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Азбука дорожной безопасности Анатолия Линёва «Если Емеля едет на печке…»;

Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Найди нужный знак», «Дорожная азбука», «Говорящие дорожные знаки».

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Добеги до знака», «Светофор», «Цветные автомобили», «Стоп – Идите»;

Сюжетно - ролевые игры»:

«Путешествие на автобусе»

, «Вежливый пешеход и водитель»;

Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», «Если бы все знаки перепутались?», «Истории в транспорте»;

4 этап – заключительный. 

Подведение результатов: обобщение материалов проекта.

Проведение сюжетно – ролевой игры «Вежливый пешеход и водитель» в спортивном зале ДО.

Вывод:

 Подводя итоги работы можно сказать: развитие у дошкольников навыков безопасного поведения - процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, а знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге.

Используемая литература:

«Образовательная программа дошкольного образования Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Осельковская средняя общеобразовательная школа» (дошкольное отделение) (далее Программа) - разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, и федеральной образовательной программой дошкольного образования, утв. приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028».

Методическая литература:

И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Дорожная азбука»

И.А. Лыкова, В.А. Шипунова -Дидактический материал «Безопасность на дороге»;

Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»;

Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»;

Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»;

К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»;

Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л., «Безопасность»;

В.А.Добряков «Три сигнала светофора»;

В.Э.Рубляк «Правила дорожного движения»;

Е.С.Смушкевич, А.Я.Якупов «Мы по улице идем»;

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Конспект занятия

по аппликации из бумаги для детей

старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

«Мой город».

Цель занятия. Закрепление знаний детей о правилах поведения на улицах города.

Задачи.

-развивать представления детей о родном городе;

-уточнять представления о величине окружающих предметов;

-упражнять в приёмах вырезания по прямой и по косой;

-закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой и клеем: - -воспитывать навыки коллективной работы и радости от совместного творчества.

Тип занятия - тематическое.

Форма занятия - фронтальное.

Продолжительность 25 минут.

Участники - воспитанники старшей группы.

Возраст обучающихся -5 лет.

Оборудование и материалы: лист ватмана формат А3, прямоугольные листы разной величины для домов, полоски голубого и желтого цвета для окон, и трафареты машин для вырезания, ножницы, кисти для клея, клей, салфетки для каждого ребенка.

Предварительная подготовка. Просмотр слайдов с видами нашего города.

Методы и приемы работы с детьми: показ, сюрпризный момент, игровая ситуация, объяснение, вопросы к детям.

      Ход занятия:

Ребята, вчера мы с вами смотрели слайды о нашем городе.

Что вам понравилось? Красивый наш город?

Какие вы видели дома?

-Высокие, большие, красивые.

Давайте все вместе сделаем большой плакат, где разместим: дома, деревья,

машины, сделаем светофор…

Воспитатель вешает на доску плакат с размеченной дорогой.

Посмотрите ребята, чего здесь не хватает? Правильно, здесь только дорога и

поля вокруг, не хватает домов, деревьев, светофора. А кто строит города?

Я предлагаю вам сейчас превратиться в строителей и построить свой город.

А строить мы его будем из бумаги. И дома, и машины, и деревья, мы наклеим на наш макет и наш город наполнится жизнью…

2. Пальчиковая гимнастика.

Сегодня мы будем работать с ножницами. Надо работать аккуратно (обращаю внимания на схему «Правила работы с ножницами»).

Давайте разомнём наши пальчики.

«Дорожных правил очень много»

Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать (хлопки руками)

И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)

Уточнение приёмов работы.

Предложить каждому ребёнку выбрать прямоугольник для стены дома.

Уточнить, как они его расположат на листе бумаги.

Выбрать полоски для окон и дверей.

Уточнить как вырезать окна, чтобы они были одинаковые.

Самостоятельная работа детей.

Наблюдение воспитателя за аккуратной работой детей.

Вырезание каждым ребёнком окон и дверей и наклеивание на

прямоугольник дома, вырезать машины.

Создание общей композиции.

Вместе с детьми найти место каждого дома в общей композиции. Наклеить

Дома, машины на ватман. Кто справился, предложить вырезать дерево, сделать светофор на перекрёстке.

6.Физкультминутка.

Упражнения для снятия общего или локального утомления 

А часы идут, идут.

Тик-так, тик-так, 
В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) 
А в часах сидит кукушка, 
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) 
Прокукует птичка время, 
Снова спрячется за дверью, (Приседания.) 
Стрелки движутся по кругу. 
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) 
Повернёмся мы с тобой 
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) 
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) 
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) 
А бывает, что спешат, 
Словно убежать хотят! (Бег на месте.) 
Если их не заведут, 
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Итог занятия.

Вы сегодня молодцы. Посмотрите, как становится красиво, когда вы вместе

трудитесь. И пустой лист превращается в город. Молодцы.

Литература:

Методические пособия

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: Карапуз-дидактика, 2009. – 147 с.

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».

Конспект занятия

по рисованию для детей

старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

«Знаки дорожного движения»

Задачи:

- закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках;

- совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств;

- развивать умение карандашного наброска рисунка перед использованием цвета;

- развивать логическое мышление;

- воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания и отработанные ранее изобразительные навыки.

Материал:

- сюжетные картины, с изображениями улиц, различных городских изображений;

- комплект дорожных знаков или их изображений;

- листы бумага в форме дорожных знаков;

- цветные и простые карандаши, фломастеры.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Мы с вами живем в большом, красивом городе с широкими улицами. По проезжей части улицы, шоссе движется много легковых и грузовых автомобилей, едут трамваи и автобусы. И никто никому не мешает. Как вы думаете, что помогает поддерживать на улице порядок? (Правила дорожного движения.) Да, это правила дорожного движения. А для кого эти правила? (Для водителей и пешеходов.)

Вы, конечно, видели вывески и таблички вдоль дорог, на улицах, возле тротуара. Это дорожные знаки. Они рассказывают водителям, где можно ездить, а где нельзя, куда разрешается повернуть, а куда не разрешается, можно ли тут останавливаться и не надо ли ехать медленнее.

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Вот она, азбука, – над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Разные дорожные знаки висят вдоль улиц. Некоторые вы знаете. Например, что обозначают эти знаки?

Посмотрите, почему-то все знаки разные по форме и по цвету. Есть круглые, треугольные, квадратные, на синем и на белом фонах. Вы знаете, почему они такие разные. (Ответы детей.)

 Вот эти знаки в красных кругах – запрещающие.

       Знак "Въезд запрещен"

Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича!

      Знак "Движение пешеходов запрещено"

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено!»

      Знак "Поворот запрещен"

Эти знаки на пути

Ни за что не пропусти.

Есть у них одна забота –

Запрещать нам повороты.

Это самые строгие знаки.

 А вот эти знаки - в красных треугольниках – предупреждающие. Они предупреждают водителя о какой-то опасности.

        Знак "Пересечение с трамвайной линией"

Эй, водитель, не зевай!

Ходит впереди трамвай.

Ты притормози немножко,

Уступи ему дорожку.

        Знак "Скользкая дорога"

Говорит знак этот строго:

"Очень скользкая дорога.

Ты с дорогой не шути,

Руль напрасно не крути!"

       Знак "Опасный поворот»

Этот знак тревогу бьет –

Вот опасный поворот!      

Ехать здесь, конечно, можно,

Только очень осторожно –

Никого не обгонять,

Пассажиров не менять.

 А вот эти знаки на синих кругах – предписывающие. То, что на них нарисовано, водитель обязательно должен выполнять.

        Знак "Ограничение минимальной скорости"

Говорит знак: "В самом деле,

Что плетешься еле-еле?

Будь ты хоть трехглавый змей,

Ехать медленней не смей!"

       Знаки на квадратных синих табличках – информационные или указательные.

Знак "Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси"

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

       Знак "Телефон"

Если нужно дозвониться

Хоть домой, хоть заграницу,

Знак поможет, скажет он,

Где искать вам телефон!

        Знак "Пункт первой медицинской помощи"

Если кто сломает ногу,

Здесь врачи всегда помогут.

Помощь первую окажут,

Где лечиться дальше, скажут.

(После показа все знаки убираются.)

 Перед началом работы, нужно настроится. Готовы?

«Мы по улице шагаем»

Мы по улице шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело, мы идем вперед,

Где пешеходный переход!

Когда дорогу перешли

Можно прыгать – раз, два, три!

 

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам подумать и нарисовать дорожный знак. Предлагаю вам вначале сделать карандашный набросок и только потом приступать к работе с цветом. Все необходимое, находиться на ваших столах.

Заключение. Работы помещаются на выставку. Воспитатель приглашает авторов нескольких наиболее интересных работ. Она предлагает детям рассказать, что понравилось или не понравилось в работе.

 

Конспект занятия

по пластилинографии для детей

старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

«Дорожные знаки»

Цель: формирование навыков элементарных основ безопасного поведения на проезжей части. 

Задачи: учить детей изготовлять дорожные знаки используя нетрадиционную технику рисования – пластилинография; закреплять умение различать дорожные знаки, знать их назначения;

развивать творческие способности, умение передавать в рисунке знакомый дорожный знак, воспитывать аккуратность в работе.

Формы проведения: интегрированное занятие.

Методы: словесные, наглядные.

Интеграции образовательных областей:

Художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.

Ход занятия:

- Ребята, вы пока еще дошкольники и вас в детский сад приводят родители. Когда вы пойдете в первый класс, и в школу будете ходить самостоятельно. Скажите, пожалуйста, когда вы идете рядом с проезжей частью, какие правила вам необходимо знать?

Ответы детей: ППД.

Воспитатель: Молодцы. Сегодня мы с вами поговорим о вашей безопасности и к нам пришел хорошо знакомый вам гостьУгадайте кто это:

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти. (Светофор)

Слайд1. На экране появляется Светофор Светофорыч и сообщает: «Здравствуйте ребята! Я рад снова видеть вас. Но сегодня у меня грустное настроение, так как я получил видео послание от своих друзей из города, где живут веселые пешеходики. Но сейчас они совсем не веселые, потому что сильный ураган налетел на их городок и вот, что произошло…  »

Слайд 2. Показ изображения проезжей части с поваленными, сломанными знаками, светофорами, ДТП.  

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на улицы этого городка, скажите, по-вашему, надо исправить, чтобы веселые пешеходики могли безопасно переходить дорогу?

Ответы детей: нарисовать зебру, расположить сигналы светофора в правильном порядке, расставить и отремонтировать знаки дорожного движения.

Слайд 3. Игры «Собери сигналы светофора»,

Слайд 4. «Нарисуй зебру», «Расставь знаки подземный, надземный, автобусная, троллейбусная остановка, пешеходная зона, велосипедная дорожка, движение пешеходов запрещено.»

Физкультминутка. «Пешеходы».

Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте)

Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз) 

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой) 

Пешеход, ты погоди (Руки в стороны)

 Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка) 

Приглашает нас идти (Шагаем на месте)

 Вы, машины, не спешите (Хлопки руками) 

Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)

Практическая часть:

Воспитатель: Молодцы ребята, помогли веселым человечкам. А давайте себе тоже сделаем дорожные знаки, которые я вам раздам, чтобы всегда помнить, как они выглядят. Я предлагаю вам в своих работах использовать   технику пластилинография. Какие приемы будем использовать далее?

Ответы детей: Раскатывание, налепливание, придавливание.

Воспитатель: при работе соблюдайте пропорции, правильно распределяйте количество пластилина, выполняйте работу аккуратно.

Воспитатель: Давайте сделаем выставку ваших дорожных знаков. Скажите, пожалуйста, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии? В каких местах надо правильно переходить улицу? Какие знаки мы сегодня с вами сделали? Вам понравилось занятие? Спасибо!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Конспект сюжетно-ролевой игры

по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие на автобусе»

Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи: закрепить знания детей о правилах дорожного движения; научить соблюдать эти правила, продолжить формирование умения действовать в команде; развивать память, внимание, творческое мышление.

Методы и приёмы:

- Словесный – рассказ, пояснения, одобрения, указания.

- Игровой – использованы сюжет, игра.

- Практический – показ, выполнение.

Предварительная работа: дидактические игры «Угадай, какой это знак», «Запрещается - разрешается»; придумывание рассказов и сказок по правилам дорожного движения; рассматривание дорожных знаков; загадывание загадок о транспорте;

Атрибуты к игре:

Письмо, билеты, сумка кондуктора, «деньги», руль, накидка на стулья «Автобус», стулья для автобуса. 

Ход сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе».

Воспитатель: Ребята, кто это к нам стучится. Сейчас я пойду и посмотрю.

Воспитатель возвращается с конвертом.

Воспитатель: Это нам письмо прислал Дядя Степа. Вот что он пишет:

«Дорогие ребята, здравствуйте! Я вчера проезжал мимо вашего детского сада и видел, как вы играли на площадке. Очень надеюсь, что вы хорошо знаете правила дорожного движения, и поэтому приглашаю вас к себе в гости, чтобы еще раз рассказать вам о них. С нетерпением вас жду. Ваш дядя Степа».

Воспитатель: Ну что, ребята, поедем в гости к Дяде Степе? Дети: Да!

Воспитатель: А на чем же мы с вами к нему поедем? Отгадайте загадку:

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. Ответы детей.

Воспитатель: Да, это автобус. И поедем мы на нем в Дяде Степе. Давайте построим автобус из стульев.

Дети строят автобус.

Воспитатель даёт индивидуальные задания для детей по конструированию автобуса (одни строят из стульев, а два ребёнка рисуют схемы автобуса).

Воспитатель: Давайте выберем водителя и кондуктора (дети выбирают водителя и кондуктора)

А что еще нужно, чтобы поехать на автобусе?

Правильно, нужны деньги, чтобы купить билеты. Дядя Степа об этом позаботился и выслал нам вместе с письмом деньги на билет. Билет стоит десять рублей, берите, сколько вам нужно на билет.

Дети берут «монетки» на билет.

Воспитатель: Автобус готов, деньги на билет у нас есть, тогда поехали, занимайте места в автобусе.

Дети садятся в автобус, водитель занимает свое место за рулем.

Кондуктор: Приготовьте, пожалуйста, деньги за проезд.

Кондуктор выдаёт билеты пассажирам.

Воспитатель: А чтобы нам было весело ехать, давайте споем песенку.

Песня «Вот мы в автобусе сидим»

Автобус останавливается.

Кондуктор: Остановка «Цветочный город».

Входит Незнайка, садится на место (индивидуальное задание для ребёнка, способного к импровизации).

Кондуктор: Незнайка, нужно взять билет.

Незнайка: Какой билет? Ах, билет, сейчас возьму.

Вытаскивает из карманов рогатку, болтики, гайки, бумажки, наконец

находит деньги и начинает считать. «Монеток» не хватает.

Незнайка: У меня не хватает на билет. А мне очень надо к дяде Степе, он научит меня правилам езды на велосипеде.

Кондуктор: Ну что ж, ответь на наши вопросы и можешь ехать.

Воспитатель: (задает вопросы Незнайке о правилах поведения в транспорте)

-Как правильно себя вести в автобусе или маршрутке?

-Кому нужно уступать место в транспорте?

-Можно ли разговаривать с водителем во время движения?

-Как нужно выходить из транспорта?

Незнайка отвечает не всегда правильно, дети ему помогают.

Водитель: У меня случилась беда, Я проколол колесо гвоздем, теперь нужно поменять его. Кто мне поможет?

(Задание усложняется: дети должны помочь продумать варианты, способы замены колеса, выслушиваем их предложения).

Дети помогают водителю поменять колесо с помощью игры.

Игра «Собери колесо»

(дети в командах составляют колесо из частей, выбирая подходящие по структуре).

Водитель: ну вот и все, можно ехать дальше.

Автобус останавливается.

Входит полицейский дорожно-патрульной службы (индивидуальное задание для ребёнка).

Обращается к водителю и пассажирам.

Полицейский: Сегодня на дорогах нашего города проходит акция «Знаете ли вы правила дорожного движения?» И вы будете ее участниками. Согласны?

Дети: Да!

Полицейский: Тогда начнем.

Полицейский задает детям задания по правилам дорожного движения.

1. Что регулирует движение транспорта и пешеходов? (светофор)

Давайте выйдем из автобуса и поиграем в подвижную игру «Светофор»

(На красный свет дети стоят, на желтый – поднимают указательный палец правой руки вверх, на зеленый – быстро двигаются.)

2. А если для машин горит зеленый свет, что это значит для них и пешеходов?

3. Как называют людей, которые ходят пешком, водят автомобили, наводят порядок на дороге?

Полицейский: Ну вот, молодцы вы, ребята! Быстро справились с моими заданиями. Теперь не смею вас больше задерживать, в добрый путь!

Наконец дети прибывают на свою остановку, их встречает дядя Стёпа (роль исполняет ребёнок). Он очень рад гостям и хочет с ними повеселиться.

Воспитатель предлагает потанцевать, поиграть. Девочки исполняют танец с зонтиками.

Воспитатель читает стихотворение:

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик – светофор, как дирижёр в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже –

На перекрёстках всех дорог наш светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зелёный ожидаю!

Конспект сюжетно-ролевой игры

по правилам дорожного движения для детей

старшего дошкольного возраста

«Вежливый пешеход и водитель»

Цель: Расширить знания о правилах дорожного движения.

Атрибуты

Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; костюмы;

рули;

Описание работы:

-Дети давайте вспомним кто такие пешеходы? (Пешеходы — это идущие люди пешком по улице, переходящие дорогу). А как пешеходы переходят проезжую часть? (по пешеходной дорожке, по надземному переходу, по подземному переходу,). Какие обязанности у пешеходов (соблюдать правила дорожного движение)

Дети делятся на две команды: водители и пешеходы. Выбираются водители, регулировщик, водитель автобуса. На зеленый сигнал идут дети-пешеходы, на красный – стоят дети, исполняющие роль водителей. У водителей в руках – рули.

Пешеходы направляются на автобусную остановку, чтобы отправиться (в магазин за покупками, на работу и т.д.). Затем мамы, папы с детьми, колясками идут к перекрестку.

Водители «садятся» в автомобили и едут к регулированному светофором перекрестку. Пешеходы тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка:

– Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором, (Включается светофор: едут/стоят автомобили, идут/стоят пешеходы). Регулировщик останавливает нарушителей. Через некоторое время дети меняются ролями. Дети, которые ошибаются, выходят из игры.  Медицинские работники спешат на помощь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Конспект беседы

по правилам дорожного движения

для детей старшего дошкольного возраста

«Мой друг светофор»

 Цель: Продолжать знакомить детей с основными правилами уличного движения. Уточнить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении, цветовых сигналах. Развивать наблюдательность, внимание, способность к предвидению возможной опасности и построению безопасного поведения.

 Ход беседы: 

        -  Сколько на улицах машин?! И с каждым годом их становится все больше и больше. Мчатся по нашим дорогам тяжелые Мазы, КрАЗы, Газели, автобусы, летят легковые автомобили. Для того, чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы подчиняются строгим законам дорожного движения.

  -  Знать и выполнять правила поведения на улице должны и все пешеходы: взрослые и дети. Идут люди на работу, в магазин, ребята торопятся в школу.

-Где должны ходить пешеходы? (только по тротуару)

- Но и по тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны. И тогда не придется спотыкаться, обходить встречных, сворачивать в сторону.

-За городом тротуаров нет, а машин тоже много. Транспорт движется по проезжей части дороги. Если вам придется идти по дороге, то идти надо навстречу транспорту. Почему? Догадаться нетрудно. Увидишь машину и уступишь ей дорогу, отойдешь строну.

-Где надо переходить дорогу? (по пешеходной дорожке).  

-Прежде чем перейти дорогу, надо посмотреть влево, а, дойдя до середины дороги, посмотреть вправо.

 -Что нам помогает переходить дорогу? (наш друг- светофор).

-Назови те цвета по порядку. (Красный! Желтый!  Зеленый!)

-Красный свет- сигнал опасности. Стой! Остановись! - говорит пешеходу красный сигнал светофора.

Затем в светофоре появляется желтый свет. Он говорит: «Внимание! Приготовьтесь! Сейчас можно переходить!».

 Зеленый сигнал светофора говорит: «Путь свободен! Идите!». 

Решение проблемных ситуаций:

-Почему на одном столбе висят два светофора? (Для водителей и пешеходов)

- Если на светофоре для водителей горит красный сигнал, то каким цветом загорится сигнал на светофоре для пешеходов? (Зелёным)

- А если на светофоре для водителей загорелся зелёный свет, то какой свет будет гореть на светофоре для пешеходов? (Красный). Можно переходить дорогу пешеходам?

-Что будешь делать, если на светофоре для водителей горит желтый сигнал?

-Если на перекрестке висит только светофор для водителей, то на какой сигнал светофора будешь переходить улицу?

-Если во время перехода дороги загорелся желтый сигнал, что будешь делать дальше, стоять или продолжишь путь?

 - Закон улиц и дорог, который называется «правила дорожного движения» строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правила. И тогда случается непоправимая беда. Но закон улиц и дорог еще и очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь.

Что бы с вами ничего не случилось, какие основные правила вы должны выполнять? Давайте рассмотрим картинки.

Не переходите улицу перед близко идущим транспортом.

Не играйте на улице близко к дороге.

Не катайтесь на санках, коньках, велосипедах по дороге.

 Итак, что вы должны:

 -Ходить только по тротуару, по какой стороне? (придерживаясь правой стороны).

-Если тротуара нет, то где идти? (по левому краю дороги, навстречу движению транспорта).

-Подчиняться сигналам светофора. На какой сигнал светофора переходить улицу? (только на зеленый свет светофора).

-Переходить дорогу только по…… пешеходной дорожке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.

-Прежде чем переходить улицу, сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины улицы, посмотреть направо.

-Автомобили, автобусы, троллейбусы надо обходить сзади, а трамваи - спереди.

 -Если водители и пешеходы будут знать и соблюдать все правила ДД, то переходя дорогу, вы будете в безопасности.

Конспект беседы

по правилам дорожного движения

для детей старшего дошкольного возраста

«Знаки дорожного движения»

Цели: формировать знания о дорожных знаках и их назначении; закреплять знания о правилах поведения на дорогах и улицах; воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте; закрепить названия профессий, связанных с транспортом; развивать образную речь детей.

   Материалы и оборудование: изображения дорожных знаков, сигналы светофора, интерактивная панель.

     Ход занятия. -  Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

       Город, в котором с тобой мы живем, можно по праву сравнить с букварем.

      Азбукой улиц, проспектов, дорог город дает нам все время урок.

      Вот она, азбука, - над головой: знаки развешаны вдоль мостовой.

      Азбуку города помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда.

-Ребята, скажите, пожалуйста, о чем это говорится в стихотворении и что это за азбука такая? Это дорожные знаки. Дорожные знаки нужны и пешеходам, и водителям. Знаков много, и мы должны их знать. Знаки бывают запрещающие и предупреждающие.  Запрещающие знаки запрещают водителям и пешеходам проезжать или проходить в определенные места. Предупреждающие знаки помогают нам узнать где находится медпункт, бензозаправка, столовая. Эти знаки предупреждают, что на дороге могут появиться дикие звери или рядом, находится детский сад и школа. Правила надо соблюдать не только на дороге, но и в транспорте. Нельзя громко разговаривать в транспорте и мешать водителю и другим пассажирам. Нельзя водить машину, не имея водительские права. А чтобы иметь водительские права, надо долго учиться водить машину и знать все знаки дорожного движения. Нельзя водить машину больному человеку или человеку, которому еще нет 18 лет. Водители и пешеходы должны уважать друг друга и не нарушать правила дорожного движения. Неправильное управление транспортом и нарушение правил приводит к аварии. За выполнением правил на дороге следят автоинспекторы.  Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Если ответ будет правильный, то на панели появится изображение- отгадка.

   Чтоб тебе, дружок, помочь путь пройти опасный,

горим и день и ночь, зеленый, желтый, красный. (светофор).

  Этот переход такого рода: он на страже пешехода.

Переходим с куклой вместе мы дорогу в этом месте. (переход).

  Это что же? Ой-ой-ой! Переход здесь под землей!

Так смелей иди вперед.

Трусишь ты напрасно.

Знай! Что это переход- самый безопасный. (подземный переход).

  В этом месте пешеход терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать, хочет пассажиром стать. (место остановки автобуса, трамвая).

  Затихают все моторы, и внимательны шоферы, если знаки говорят: «Близко школа, детский сад». (знак: дети).

   Знак ребят предупреждает, от несчастья ограждает: «Переезд! Во всю гляди! За шлагбаумом следи». (дорожный переезд).

  Если кто сломает ногу, здесь врачи всегда помогут. Помощь первую окажут, где лечиться дальше скажут». (Пункт первой медицинской помощи).

   Тут и вилка, тут и ложка, подзаправились немножко.

Покормили и собаку... Говорим: «Спасибо» знаку. (пункт питания).

  В дождь и в ясную погоду здесь не ходят пешеходы.  

Говорит им знак одно: «вам ходить запрещено». (движение пешеходов запрещено).

   -А сейчас мы поиграем в игру «Светофор». Я буду показывать сигналы светофора: красный, желтый, зеленый. На зеленый сигнал вы будете бегать по группе.  На желтый – остановитесь, руки-на пояс. На красный –стоите и грозите друг другу пальцем.

      Повтори скорей, дружок, как усвоил ты урок. На красный свет-дороги нет!

      На желтый – подожди! Когда горит зеленый свет-счастливого пути!

-Ребята, а кто управляет автомобилем, автобусом? (водитель).

-Кто водит поезд? (машинист).

-Кто водит трамвай? (вагоновожатый).

-Кто управляет самолетом? (летчик).

-Кто водит трактор? (тракторист).

-Кто водит мотоцикл? (мотоциклист).

-Послушайте стихотворение и вставьте слова запрещается или разрешается.

    На дороге шалить, мешать народу запрещается! Быть примерным пешеходом разрешается.    Если едешь ты в трамвае и вокруг тебя народ, не толкаясь, не зевая. проходи скорей вперед.

  Ехать зайцем, как известно, запрещается! Уступать старушке место-разрешается! Если ты гуляешь просто, все равно вперед гляди. Через шумный перекресток осторожно проходи.  

  Переход при красном свете – запрещается!  При зеленом даже детям разрешается!

В конце занятия подводится итог. Воспитатель задает обобщающие вопросы.

Конспект беседы

по правилам дорожного движения

для детей старшего дошкольного возраста

«Наша улица».

Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности дорожного движения; ознакомление с понятиями: проезжая часть, тротуар, газон, обочина.

Словарь: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, газон, обочина.

Ход беседы: - Давайте разгадаем загадку:

В два ряда дома стоят

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

(улица)

- Сегодня Петя Светофоров приглашает вас в Автогород. В городке есть дома, магазины, школа, есть улицы, дорога, перекрёстки, много машин. Но надо соблюдать условие – на улицах должен быть порядок, дисциплина. А для того, чтобы никто не попал под машину и не было аварий, все должны соблюдать правила дорожного движения.

Игра «Улица города»

Цель игры: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки.

Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задаёт ряд вопросов. свои ответы дети сопровождают показом на макете.

Вопросы к детям:

1. Какие дома на нашей улице?

2. Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?

3. Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?

4. Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить улицу?

5. Как обозначается пешеходный переход?

6. Как регулируется движение на улице?

7. Какие сигналы светофора вы знаете?

8. Какие дорожные знаки есть на улице?

9. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

10. Как надо вести себя в автобусе?

11. Можно ли играть на улице?

12. Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то выполняет роль пешехода, а кто-то авто. Выигрывает тот, кто без ошибок справился.

Наша улица. 

Вот наша улица. По проезжей части мчатся автомобили. Едут автобусы, трамваи. На тротуарах много пешеходов. Они переходят улицу по пешеходным переходам. Для того, чтобы на улицах было безопасно, надо соблюдать особые правила. Эти правила должны знать водители и пешеходы. должен знать их и ты.

Петя Светофоров знакомит детей с правилами:

1. Нельзя ходить по проезжей части, а можно только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2. Переходите улицу шагом в местах, обозначенных указателями.

3. На регулируемых перекрёстках ожидайте появления зелёного сигнала светофора или соответствующего знака регулировщика, при этом внимательно наблюдайте за транспортом.

4. Прежде, чем сойти с тротуара на проезжую часть улицы, убедитесь в полной безопасности, сначала посмотрите налево, а дойдя до середины улицы направо; идущий транспорт пропустите.

5. Ожидайте трамвай, автобус только на специально обозначенных посадочных площадках, а где их нет на тротуаре.

6. Выйдя из трамвая, посмотрите направо, и только убедившись в безопасности, идите на тротуар.

7. Не играйте на проезжей части улицы, не катайтесь на коньках, самокатах, санках по дорогам, не цепляйтесь за движущийся транспорт.

Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Просто так правил не бывает. У каждого правила есть свой смысл: почему так, а не наоборот. Широкая дорога нужна машинам – они сами большие, да и скорость у них больше, чем у нас. А нам, пешеходам, вполне хватит тротуара. Здесь мы в безопасности. Опытный пешеход никогда не будет расхаживать по мостовой. Даже не сойдёт с тротуара: опасно, да и водителям помеха. А если не в городе? Тогда правило звучит иначе: дорога для машин, обочина – для пешехода! И ходить надо по левой стороне обочины, чтобы машины ехали тебе навстречу.

Итак, мы запомнили: для движения пешеходов по улице служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам.

Транспорт движется по проезжей части улиц.

Игра (на размеченной площадке)

Дети выполняют роль транспортных средств. Каждому выдают картинку транспорта. Детей распределяют на три группы, две группы выстраиваются лицом к лицу с правой и левой стороны. Подаётся команда: «Направо! » «Движение!». дети едут по улице, подчиняясь правилам движения, по правой стороне, третья группа движется по тротуару. Далее группы меняются местами. 

Затем Петя Светофоров знакомит с дорожной разметкой. Это белая линия, которая разделяет дорогу посередине. Сплошную линию водителям пересекать запрещено, а прерывистую разрешается при обгоне, повороте налево, развороте.

Белые линии пешеходного перехода называют зеброй.

Игра «Пешеходы и водители»

Часть ребят изображают пешеходов, а часть – водителей. Водители должны сдать экзамен на права шофёра и получить автомобиль. Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Водители направляются к стоянке автомобилей, затем едут к регулируемому перекрёстку. Пешеходы из магазина идут к этому же перекрёстку.

У перекрёстка:

- Внимание, сейчас начнётся движение по улицам, следите за светофором. Едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов. Игра продолжается до тех пор, пока дети не усвоят правила движения.

Конспект беседы

по правилам дорожного движения

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие на метро»

Цели: Продолжить знакомить детей с подземным транспортом метро, его особенностями и правилами поведения в нём пассажиров; продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; учить детей использовать свои знания правил дорожного движения на практике.

Материал: картинки с изображением станций Казанского метро, дорожные знаки, напольный макет, атрибуты: кепка и сумка контролёра, билеты, деньги, крупный напольный строительный материал, картинки с изображением цирка, фотографии детей в цирке.

Ход беседы:

Воспитатель обращает внимание детей на картину, на которой изображено метро.

- Ребята, вы догадались, о каком виде общественного транспорта сегодня пойдёт речь?

- Почему метро называют подземным видом транспорта?

- Почему метро называют быстрым транспортом?

- А как вы узнаете, что здесь находится метро?

- Кому нравится пользоваться метро и почему?

- Какие названия станций метро вы знаете?

- Давайте с помощью конструктора построим станцию метрополитена.

Дети строят станцию метро. С помощью воспитателя среди детей распределяются роли: пассажиры, водитель трамвая, кондуктор-контролёр.

- Обратите внимание, все ли знаки дорожного движения вы расставили на напольном макете?

- Я предлагаю сейчас совершить путешествие по городу в метро, но для этого нужно повторить правила поведения в нём. (Ответы детей: держись за поручни, не разговаривай громко, внимательно слушай, когда объявляют остановки, путешествуй в транспорте только со взрослыми.)

- Ребята, куда вы хотите отправиться? (ответы детей)

- А давайте отправимся в цирк!

- На какой станции метро нам необходимо будет выйти, чтобы попасть в цирк?

- Чтобы сесть на транспорт, нужно купить билет у кондуктора. (Дети под руководством воспитателя разыгрывают ситуацию покупки билета. Игра продолжается, водящий объявляет нужную станцию)

- Вы приехали на нужную вам станцию, двери вагона открылись, впереди вас ждёт лестница-самоходка. Находясь на лестнице-самоходке, которая называется эскалатор, необходимо соблюдать правила безопасного поведения. Назовите их. (Нужно быть внимательным и держаться за перила и за руку взрослого, нельзя прижиматься к краям эскалатора, можно зацепиться одеждой, нельзя бежать по эскалатору и прыгать на нём)

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением цирка и на фотографию детей в цирке.

- С кем вы ходили в цирк?

- Что вам больше всего нравится в цирке? (Попросить детей рассказать о своём походе в цирк)

- Да, вы ребята, много интересного увидели в цирке, а добирались мы с вами туда сегодня на метро.

- Вам понравилось наше путешествие?

- А теперь давайте отправимся обратно в детский сад.

Конспект беседы

по правилам дорожного движения

для детей старшего дошкольного возраста

«Правила пешехода»

Цели: Расширить знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания о следующих понятиях: «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить у детей представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».

Материал: дорожные знаки: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»; д/игра «Играй да смекай», Настольно-печатная игра «Кто отличник – пешеход?», жезл инспектора ГИБДД.

Ход беседы

- Ребята, недавно мы с вами говорили о том, что, выходя на улицу, отправляясь в гости, или какую ни будь поездку, все мы должны соблюдать правила пешехода и водителя. Сегодня я хочу посмотреть хорошо ли вы запомнили эти правила. А поможет мне в этом жезл инспектора ГИБДД!

Д/игра «Весёлый жезл»

Задачи: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

Оборудование: жезл инспектора ГИБДД

Ход игры

Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает правила игры.

Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится. (За каждый правильный ответ команда получает фишку, в конце игры фишки подсчитываются)

Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.

Дети.

- Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора.

- Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта.

- Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых.

- Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.

Примечание: можно усложнить игру, если ограничить время: игрок должен дать ответ в течении 30 сек. (ориентироваться по песочным часам).

- Молодцы ребята, вы хорошо запомнили правила.

- Ребята, а о чём говорят нам разные дорожные знаки, вы тоже знаете? Тогда скажите, какой знак ставится на дороге, если опасный промежуток дороги и нет пешеходного перехода? («Пешеходное движение запрещено»).

Давайте поиграем в игру и посмотрим хорошо ли вы знаете другие дорожные знаки.

Д/игр «Играй да смекай!»

Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

Оборудование: таблицы с изображением дорожных знаков («Дети», «Дорожные работы», «Подземный переход», «Велосипедное движение запрещено», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи») и пустые карточки.

Ход игры

Перед детьми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете-

В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)

Здесь дорожные работы-

Ни проехать, ни пройти.

Это место пешеходу

Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы»)

Никогда не подведет

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нем всегда свободная. (Знак «Подземный переход»

У него два колеса и седло на раме

Две педали есть внизу, крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит. (Знак «Велосипедное движение запрещено»)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход»)

Я не мыл в дороге рук,

Поел Фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи.

(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

- Молодцы ребята! Вы хорошо запомнили дорожные знаки. Надеюсь, что все ваши знания помогут вам в нашей следующей игре.

В игру дети играют по желанию.

Д/игра «Кто отличник – пешеход?»

Задачи: закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать внимание, терпение.

Материал: игровое поле, 2 фишки и кубик с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6

Конспект беседы по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».

Программное содержание:

· закреплять правила дорожного движения;

· учить применять свои знания на практике;

· пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.

Предварительная работа:

· Знакомство детей с правилами дорожного движения;

· Знакомство детей со знаками дорожного движения;

· Разгадывание загадок о транспорте, дорожном движении.

Материалы и оборудование: руль (несколько штук), жезл регулировщика.

Ход беседы:

Воспитатель приглашает детей совершить интересное и познавательное путешествие за ворота сада. У ворот детского сада находятся дорожные знаки «Внимание – дети» и «Ограничение скорости 20 км\час».

Как у наших у ворот

Очень важный знак живёт.

Этот знак предупреждает:

Водитель скорость уменьшает,

Потому что в детский сад

Ребятишки здесь спешат.

Этот знак стоит у сада,

Как военный часовой.

Этот знак «Внимание - дети!»,

Защищает нас с тобой.

И тогда любой водитель,

Лишь увидев этот знак

Сбавит скорость и, конечно,

Нас пропустит тот же час.

Только очень осторожны

Мы должны с тобою быть.

Вдруг водитель не сумеет

Вовремя затормозить…

Воспитатель: Ребята, скажите, чем же важен этот знак? (потому что он показывает, что на дороге могут быть дети, и водитель должен быть внимательнее).

Кто изображён на нём? (дети)

Что делают дети? (куда-то спешат)

А куда спешат дети? (в детский сад)

О чём знак предупреждает водителя? (о том, что на дороге – дети).

Почему этот знак стоит у детского сада? (потому что у нашего сада проходит дорога, по которой ездят машины. И водитель должен замедлить скорость. Потому что здесь находятся два детских сада).

Внимательно рассмотрев с детьми дорожный знак и понаблюдав, как проезжающие машины выполняют правила, предусмотренные данным дорожным знаком, воспитатель предлагает продолжить беседу на участке. Все возвращаются на территорию детского сада.

Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение про одного мальчика. Вы внимательно послушайте и подумайте, правильно или не совсем мальчик вёл себя на дороге.

1 ситуация:

Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

Это просто мальчик Петя

В детский сад один идёт…

Он без мамы и без папы

В детский садик побежал.

И, конечно, на дороге

Мальчик чуть не пострадал.

Петя прыгает и скачет

Не глядит по сторонам.

Мальчик очень невнимателен-

Так вести себя нельзя!

Вы подумайте, детишки,

Нужно Пете дать совет

Как вести себя мальчишке,

Чтобы не наделать бед?!

(ответы детей: мальчик невнимательный, может попасть под машину; нужно знать правила поведения на дороге; надо ходить в садик с мамой или папой).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень нужные советы вы дали Пете. Я надеюсь, что больше с ним ничего страшного на дороге не случится.

А вот ещё одно стихотворение. Слушайте внимательно.

2 ситуация.

Что такое? Что случилось?

Отчего всё кругом

Замерло, остановилось

И как будто спать легло?

Это просто мальчик Миша

В садик медленно идёт.

Еле-еле он шагает,

Не глядит по сторонам,

На ходу он засыпает-

Так вести себя нельзя!

Почему, скажите, нужно

Мишу тоже научить

Как проезжую дорогу

Правильно переходить?!

(ответы детей: нельзя быть невнимательным на дороге; нужно смотреть, когда переходишь дорогу налево и направо; переходить, когда рядом нет машины, нельзя спать на ходу).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы и Мишу научили правилам безопасного поведения на дороге. Ведь дорога - это прежде всего опасность. И невнимательный, рассеянный человек может попасть в беду. И пострадает не только он, но и водитель. Поэтому так важно знать и соблюдать правила дорожного движения.

Игра "Регулировщик"

Воспитатель: А сейчас я предлагаю проверить, как же хорошо вы сами знаете эти правила. Для этого мы поиграем с вами в игру «Регулировщик».

Правила игры:

Выбираем 1 ребёнка - это регулировщик. Он получает свисток и жезл. Остальные дети делятся на две команды: пешеходы и машины. Задача регулировщика так подавать знаки командам, чтобы не произошло наезда или столкновения. Игра проводится на специально расчерченной площадке. Регулировщика можно поменять несколько раз за игру.

Итог:

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня вы показали себя как хорошие пешеходы, примерные водители и знатоки правил дорожного движения. Удачи вам на дорогах!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Анкета для родителей

Взрослые и дети на улицах города.

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет нам познакомиться с опытом семейного воспитания и индивидуально подойти к каждому ребенку.

Много ли знаков дорожного движения знает ваш ребенок?

Много

Некоторые из них

Не знает вообще

Хорошо ли он знает дорогу домой и в детский сад?

      Хорошо

     Не очень хорошо

     Плохо

Вы идете с ребенком по улице. При этом:

    Всегда соблюдаете правила безопасного поведения

     Иногда нарушаете правила безопасного поведения

     Ходите так, как вам кажется удобным

Умеет ли ребенок правильно переходить улицу?

      Ребенок знает и соблюдает правила перехода улицы

     Ребенок не всегда правильно переходит улицу

     Не умеет

Знает ли ребенок сигналы светофора?

      Ребенок знает сигналы светофора

     Ребенок иногда путает сигналы светофора

     Ребенок не знает сигналов светофора

Обращаете ли вы внимание ребенка на неправильное поведение других людей на улице?

      Делаю это постоянно

     Делаю это иногда

    Не обращаю

Как ребенок ведет себя в общественном транспорте и на остановках?

    Ребенок ведет себя правильно и спокойно

   Ребенок ведет себя неспокойно на остановке: бегает и суетится, в салоне транспорта         ведет себя иногда неправильно

  Ребенка опасно брать  в поездку

Часто ли вы уделяете время на ознакомление ребенка с правилами безопасного поведения?

      Да, я часто объясняю ребенку правила безопасного поведения

      Я иногда уделяю внимание этому вопросу

      Очень редко

Считаете ли вы успешной работу детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения?

Да, считаю

Знания и умения, приобретенные в детском саду, недостаточны

Консультация для родителей:

«Соблюдайте правила безопасности пешехода!».

Родители должны помнить, что именно они являются для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным.

Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!

Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.

По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становится пациентом психоневрологического диспансера, так как в первую очередь при авариях травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка.

В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов.

Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, чтобы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект «транспортных» привычек.

Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:

• Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.

• Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом.

• Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.

• Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.

• Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.

• Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.

• Переходите улицу строго под прямым углом.

• Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.

• При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.

• Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.

• Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.

• Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.

• Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.

К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:

• Играй только в стороне от дороги.

• Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на перекрестках по линии тротуара.

• Переходи улицу только шагом, не беги.

• Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу.

• Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.

• Не пересекай путь приближающемуся транспорту

• Трамваи всегда обходи спереди.

• Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит.

• Не высовывайся из окна движущегося транспорта.

• Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги.

• Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.

• Если ты потерялся на улице-не плач. Попроси взрослого прохожего или полицейского помочь.

Все понятия ребенок усвоит прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используя для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Обратите внимание на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть в беду.

Не пугайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем безопасность и невнимательность!