ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ г. МОСКВЫ

Коррекционно-развивающий,
познавательно-игровой проект
в группе детей второго года жизни.


Название проекта:

«Послушные пальчики – умелые ручки»

Автор проекта:
воспитатель первой квалификационной категории Осипова М. Ф.

2023 г.

Коррекционно-развивающий,
познавательно-игровой проект
в группе детей раннего возраста.
Название проекта: «Послушные пальчики – умелые ручки»

Автор проекта: Осипова М. Ф.

Тема проекта: Развитие мелкой моторики рук средствами игры.

Вид проекта: коррекционно-развивающий, познавательно-игровой.

Тип проекта: долгосрочный.

Срок реализации: январь – сентябрь 2023г.

Состав участников: воспитатели, дети первого и второго года жизни.

Виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, продуктивная, коммуникативная, речевая, двигательная.

Актуальность:
Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей очевидна и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребенка. В свое время, великий педагог - Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Учеными (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, В.С. Мухина) давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть, чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры, отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисточку, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозайкой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Возникает необходимость в проведении коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук.

Цель проекта: Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста.

Задачи:
1. Создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опытаразвития навыка ручной умелости.
2. Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
3. Развивать мелкую моторику рук детей раннего возраста через разные виды деятельности. Учить детей простым упражнениям пальчиковых игр.
4. Стимулировать развитие чувственного восприятия, развивать подвижность пальцев.
5. Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, расширять словарный запас ребенка
6. Способствовать развитию творческих способностей каждого ребенка.

Предполагаемый результат:

Укрепляются мышцы мелкой моторики рук. У малышей повышается работоспособность, движения рук становятся более согласованными. Дети становятся более аккуратными. Они могут правильно держать столовые приборы, захватывают предметы не кулачком, а пальчиками.

Развиваются познавательные процессы. Малыши стремятся к познанию окружающего мира.

Происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Технологии, методы и приёмы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

Игровая технология.

Технология игрового партнёрства (Воспитатель играет вместе с детьми в позиции играющего партнёра, умеющего интересно играть).

Здоровьесберегающие технологии.

Технология активных движений (в игру включаются динамические паузы и фикультминутки, логически вплетающиеся в сюжет игры).

Релаксация. Использование сыпучих материалов (сухой песок, крупы, теплая вода, мелкие камешки, крем, мыльная пена и др.) для расслабления мышц и гармонизации психоэмоционального состояния ребенка.

Использование фольклора (потешек, прибауток, фрагментов из русских народных сказок) и художественного слова для активизации игровой мотивации.

Игровые упражнения. (они способствуют закреплению и совершенствованию игровых навыков, развитию соотносящих и захватывающих движений)

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с мелкими камешками, пуговицами, счетными палочками, крупой, зернобобовыми, бусинами, прищепками и т. д.

Гидрогимнастика. Захват или перемещение в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, пластмассовых шариков, игрушек, массажеров, маленьких фигурок, палочек, камешков и т. д.

Пальчиковые игры. Они являются синтезом поэтического слова и движения. Движения конкретизируют образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям.

Японская методика пальцевого массажа. Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

-массаж большого пальца повышает активность мозга;

-массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

-массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

- массаж безымянного пальца стимулирует печень;
-массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Су-джок терапия. Это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Целью данной терапии является: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения су-джок массажёров. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками и, проговаривая речевой материал, дети массируют мышцы рук и активизируют речевые центры в коре головного мозга.

Пальчиковые шаги. Авторы Тимофеева Е.Ю. и Чернова Е.И. Это упражнения, с помощью которых совершенствуется мелкая моторика и координация движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий ребенка. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы. Они также развивают память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Эти упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым.
Для реализации этой технологии необходимы специальные пособия, которые называются «Пальчиковые дорожки». Безусловно, годовалым малышам ещё трудно выполнять пальчиковые шаги в полном объёме, но выставлять указательный пальчик из сжатого кулачка вполне по силам. И этому можно и нужно учить ребенка данного возраста, творчески и гибко применяя технологию «Пальчиковых шагов». Кроме того эти пособия вызывают у малышей неподдельный интерес и желание потрогать, провести пальчиком по шершавой или бугристой поверхности, что способствует массажу подушечек детских пальчиков, удовлетворяет исследовательскую потребность малыша, сближает малыша со взрослым и создает условия для гармонизации его психоэмоционального состояния.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному; подбор игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Средства достижения поставленных задач:

- перед началом каждого занятия, игры или игрового упражнения на развитие мелкой моторики проводится подготовка ручек малыша к занятию. Это либо разминание (растирание) пальчиков с использованием потешки, либо массаж (самомассаж) с помощью шариков су-джок или «пальчиковых дорожек».

-применение пальчиковой гимнастики и игр по развитию мелкой моторики во время досуга детей индивидуально или по подгруппам (3-5 мин.);

-использование пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр на занятиях, на прогулке и т. д.;

-разучивание пальчиковых игр со словами (взрослый проговаривает слова и показывает действия; ребенок, по возможности, повторяет (звук, слог, облегченное слово). Если малышу на первых парах трудно воспроизводить действия, взрослый использует метод пассивных движений;

-использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук;

-пополнение картотеки игр по развитию мелкой моторики;

-изготовление пособий по развитию мелкой моторики;

-проведение консультаций для родителей по развитию ручной умелости у детей раннего возраста:
1. «Будем весело играть, наши ручки развивать»
2. «Полезно для пальчиков»

-проведение консультации для воспитателей «Игры для массажа и самомассажа кистей рук малыша» в целях обмена опытом.

Подготовительный этап (информационно-аналитический):

Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

Изучение методической литературы по данной теме:
- Борисенко М.Г. Наши пальчики играют.- Екатеринбург: Паритет, 2005.
- Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсо-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Методические рекомендации. – М.: Мозайка-Синтез, 2012.
-Павлова  Л.Н.  Раннее  детство:  Развитие  речи  и  мышления:  методическое пособие. – М.:  Мозаика – Синтез,  2000г.

-Развивающие  игры  с  малышами  до  трёх  лет:  популярное  пособие  для  

родителей  и  педагогов.  /составитель  Галанова  Г.В. – Ярославль,  1998г.

- Картушина  М.Ю.  «Забавы  для  малышей». – М.:  ТЦ  «Сфера»,  2006г.

- «Дидактические  игры  и  занятия  с  детьми  раннего  возраста» / под ред.  Новосёловой  С.Л. – М.:  Просвещение,  1985г.

- «Воспитание  и  обучение  детей  раннего  возраста»  / под  ред.  Павловой  Л.Н. – М.:  Просвещение,  1988г.
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. (интернет-ресурс)

Подготовка материала: атрибутов и пособий для игр по развитию мелкой моторики; письменных консультаций для родителей.

Основной этап (практический):
Разработка и реализация системы игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Заключительный этап (контрольно-диагностический):
Анализ эффективности работы по проекту
Презентация отчета о работе по проекту.

ПЛАН ПРОЕКТА

Месяц

Тема

Содержание

Материалы

ЯНВАРЬ

 

1. «Сорока-сорока»

1. Активизировать движения
пальцев рук, развивать речь.
2. Побуждать проговаривать
окончание строчки.
3. Создавать атмосферу радости и удовольствия.

Игрушка сорока или картинка

2. «Ладушки – ладушки…»

1 Формировать положительный
эмоциональный настрой детей на совместную работу
2 Развивать ощущение собственных движений
3. Развивать мелкую моторику
пальцев рук.

Картинка или видеосюжет на планшете «Бабушка печет оладушки»

ФЕВРАЛЬ

3. Доставание предметов из воды со дна тазика

1 Активизировать движения пальцев рук
2 Расширять речевой запас слов

3 Развитие хватания в воде.

Тазик с водой, мелкие шарики, плавающие и тонущие.

4. «Вот сожму я кулачок…»

1 Учим сгибать и разгибать пальчики

2 Сочетаем игру и упражнения
для тренировки пальцев с
речевой деятельностью детей
3 Развиваем ручную умелость.

Шарик су-джок с мягкими шипами в чудесном мешочке

5. «Этот пальчик хочет спать».

1 Развивать моторику пальцев рук. 2 Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Кукла и кроватка, соразмерная кукле

6. «Этот пальчик - бабушка»

1 Активизировать движения пальцев рук
2 Расширять речевой запас слов

Печатное пособие «Моя семья»

МАРТ

7. «Поехали – поехали».

1 Учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладошки широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.
2 Развивать моторику рук.

Картинки, изображающие деда с репкой, зайку, мяч или игрушки (или фигурки для театра в песочнице)

8. «Пальчик, пальчик, где ты был?»

1. Активизировать движения
пальцев рук, развивать речь.
2. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

3 Побуждать проговаривать
окончание строчки.

Шарик су-джок с мягкими шипами

9. «Сидит белка на тележке…»

1 Развивать мелкую моторику обеих рук.
2 Упражнять детей в нанизывании предметов.
3 Побуждать проговаривать
окончание строчки.

Игрушки или фигурки настольного театра: белочка, лисичка, мишка, зайка, птичка;
набор для нанизывания «Угощение для белочки»

10. «Села птичка на ладошку»

1. Активизировать движения
пальцев рук, развивать речь.
2. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

3 Побуждать проговаривать
окончание строчки (Ай!).

Птичка на ниточке или на резинке, блюдечко, зёрна подсолнечника

АПРЕЛЬ

11. «Покорми уточку»

1 Учим брать мелкие предметы тремя пальчиками
2 Побуждать детей к результативным действиям.
3 Развиваем соотносящие действия – попасть в прорезь (в уточкин ротик).

Пособие к игре «Покорми уточку», зерна арбуза, фасоли, подсолнечника.

12. «Колобок»

1 Развивать моторику рук
2 Повышать интерес малышей к упражнениям для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
3 Развитие хватания в воде.

Игрушка Колобок, маленькие шарики, тазик с водой.

13. «Крем на зеркале»

1. Развитие осязания
2. Способствуем регуляции мышечного напряжения, расслаблению
3 Воспитываем аккуратность.

Зеркало настенное, детский крем

14. «Кубик, шарик и колечко»

1. Развиваем мелкую моторику при захватывании предметов разной формы.
2. Обогащаем тактильный опыт детей, развиваем зрительное восприятие предметов.

Кубики, шарики и колечки разной величины и цвета; прозрачный пластиковый контейнер.

МАЙ

15. «Найди игрушку» (игры в настольной песочнице)

1 Развитие осязания
2 Релаксация
3 Массаж кистей рук.

Плоские мелкие предметы (пуговицы, монетки и др), настольная песочница, кукла Маша-растеряша.

16. «Пересыпаем крупу»

1 Развитие навыка использования различных инструментов – совка, ложки, воронки и др.
Развитие соотносящих действий
3 Развитие ручной умелости
4 Воспитываем аккуратность

Миска с крупой, совок или ложка, воронка, пластиковая бутылка или узкая коробка; игрушка мышка.

17. «Ежику – грибочки, белочке – шишечки»

1 Учим сравнивать предметы по внешнему виду
2 Развиваем соотносящие действия
3 Развитие ручной умелости

Игрушки: еж и белочка, массажные шарики су-джок, грибочки и шишечки (мелкие игрушки или вырезанные из картона)

18 «Разные шишечки»

1 Учим сортировать предметы, сравнивая их по внешнему виду
2 Развиваем хватание
3 Развиваем соотносящие действия.

Игрушка белочка, шишки сосны, ели, ольхи.

ИЮНЬ

19. «Ладушки, ладушки, мы печем оладушки, пирожки и куличи, всё как будто из печи»

1. Развиваем мелкую моторику в играх с сырым песком.
2. Учим малышей делать куличики из сырого песка с помощью формочки, формируем алгоритм действий: накладываем песок в форму, уплотняем, переворачиваем, стучим по форме совочком, снимаем форму.

Сырой песок, формочки, совочки.

20. «Положи камешек в ведерко»

1 Развитие захватывания мелких камешков пальчиками
2 Развитие соотносящих действий
3 Развитие ловкости рук.

Сенсорный сад, ёмкость с мелкими камешками, ведерко или формочки

21. «Мыло пенится, смотрите!»

1. Способствуем регуляции мышечного напряжения, расслаблению
2. Продолжаем знакомить детей со свойствами воды (пенится, смывает пену с рук).

Тазик с теплой водой, жидкое мыло, бумажные одноразовые полотенца.

22. Игры в песочнице «Сеем, сеем…»

1. Способствуем регуляции мышечного напряжения, расслаблению.
2. Продолжаем знакомить детей со свойствами сухого песка.

Сухой песок, совочки, сито, мельница, ведерко

ИЮЛЬ

23. «Ловись, рыбка!»


Формируем у детей навык ручной умелости – учим действовать вспомогательными средствами для достижения результата: вылавливать ложкой предметы со дна бассейна.

Бассейн «Бегемотик», шарики высокой плотности и др. предметы, ложка с дырочками.

24. «Песочный дождик»

1. Способствуем регуляции мышечного напряжения, расслаблению.
2. Продолжаем знакомить детей со свойствами сухого песка.

Сухой песок, совочки, сито ведерко

25. «Прятки с платочком»

1. Учим захватывать ткань и стягивать с предмета.
2. Развиваем ручную умелость и соотносящие действия.

Кукла, платочек или легкий шарфик

26. «Ветерок. Пузыри под водой»

1 Учим сжимать спринцовку, выдавливая из нее воздух.
2 Укрепление мышц пальцев и кистей рук
3 Воспитание аккуратности в играх с водой

Резиновая груша небольшого размера, тазик с теплой водой или бассейн «Бегемотик» на участке

АВГУСТ

27. «Фонтанчик и водопадик»

1 Учим набирать воду в спринцовку и выдавливать ее из спринцовки.

2 Укрепление мышц пальцев и кистей рук
3 Воспитание аккуратности в играх с водой

Резиновая груша небольшого размера, тазик с теплой водой.

28. «Тучка и дождик»

1. Способствуем регуляции мышечного напряжения, расслаблению.
2. Продолжаем знакомить детей со свойствами воды – прозрачная.
3. Воспитание аккуратности в играх с водой

Бассейн «Бегемотик», резиновая груша небольшого размера.

29. «Крем в мисочке»

1. Развитие осязания
2. Способствуем регуляции мышечного напряжения, расслаблению
3 Воспитываем аккуратность.

Пластиковая мисочка или поднос, детский крем

30. «Разбудим червячка»

31. «Вытяни ленту»

1 Формируем захват предмета пальчиками
2 Развиваем силу пальцев рук
3 Формируем восприятие цвета

Пластиковая шкатулка с прорезями для лент, цветные атласные ленты

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая ими может быть воспринята, что положительно повлияло

на

успешность развития мелкой моторики и познавательных процессов у малышей.

Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на игры-занятия, игровые упражнения и пальчиковые игры, дети проявляли интерес и желание играть.

У малышей

пов

ысилась

работоспособность

,

движения рук ста

ли

более согласованным

и, а пальчики

– более гибкими и послушными. Стали более совершенными соотносящие действия детей. Теперь малыши самостоятельно могут выполнять те действия, которые раньше

не удавались, и это им очень нравится.

Повысился познавательный потенциал воспитанников. Все чаще малыши хотят не только больше узнать, но и добиться результата самостоятельно.

В группе пополнена предметно-развивающая среда в виде пособий и развивающих игр по мелкой моторике. Создана картотека игр по развитию мелкой моторики у детей второго года жизни.

У родителей повысилась компетентность по теме и интерес к играм по развитию мелкой моторики у детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Алгоритмы пальчиковых игр и игровых упражнений

№ 1

Тема: «Сорока-сорока».

Задачи: активизировать движения пальцев рук, развивать речь. Побуждать проговаривать окончания строчки. Создавать атмосферу радости и удовольствия.

Оборудование: картинка с изображением сороки, или игрушка сорока.

Методические приемы:
Сюрпризный момент - воспитатель приносит игрушку или картинку.
Воспитатель проводит беседу. Предлагает поиграть с пальчиками. Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока–сорока кашу варила,
Деток кормила. (воспитатель загибает пальчики ребенка).
Этому дала – мизинец,
Этому дала – безымянный,
Этому дала – средний,
Этому дала – указательный,
Этому дала – большой.

№ 2

Тема: «Ладушки – ладушки».

Задачи: формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развивать речь детей, мелкую моторику пальцев рук. Создавать малышам условия для проявления чувства радости и удовольствия.

Методические приемы:
Воспитатель предлагает детям поиграть с ручками. Предложить испечь оладушки как бабушка.
Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке ребенка, сопровождая собственные действия стихотворным текстом, побуждая детей к ответным действиям.

Ладушки – ладушки!
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала,
Деток угощала.
Хороши оладушки
У нашей милой бабушки!

№ 3

Тема: «Доставание предметов из воды со дна тазика».

Задачи: активизировать движения пальцев рук, развитие хватания в воде. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Оборудование: тазик с водой, мелкие шарики, плавающие и тонущие.

Методические приемы: Воспитатель показывает детям тазик с теплой водой, предлагает потрогать водичку, обращает внимание, какая она теплая, ласковая, как приятно повозиться в воде, дотронуться пальчиком до дна тазика. Обращает внимание на ладошки малыша – они стали МОКРЫЕ, СЫРЫЕ (обогащение пассивного словаря).
Появляется кошечка, у нее маленький деревянный шарик. Она прыгает и роняет шарик в воду. Воспитатель обращает внимание, что шарик не тонет – плавает. Предлагает бросить в водичку камешек, он упал на дно тазика – утонул.
Далее воспитатель предлагает поиграть с водичкой камешками и шариками. Дети бросают в воду шарики, наблюдают: какие из них плавают, какие тонут; достают их из воды, складывают в ведерко.

4

Тема: «Вот сожму я кулачок…»

Задачи: развиваем моторику пальцев рук, учим сгибать и разгибать пальчики. Сочетаем игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Развиваем ручную умелость.
Оборудование: шарик су-джок с мягкими шипами в виде ёжика.

Методические приемы:

Воспитатель говорит детям, что к ним в гости из леса прибежал колючий ежик. Скучно ему стало по лесу бегать, он хочет с малышами поиграть. Предлагает потрогать его колючки, покатать его между ладошками:

Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
Он по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит,
Бегает туда-сюда.
Вам щекотно? Да, да, да!

Воспитатель убирает ёжика со словами:
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живешь!

Далее воспитатель предлагает поиграть с пальчиками и кулачками малышей. Сначала демонстрирует игру на своих ладонях:

Вот сожму я кулачок (показывает, как надо сжать кулачок)
И поставлю на бочок (показывает, как это надо сделать),
Разожму ладошку (разжимает кулачок)
Положу на ножку. (кладет ладошку на коленочку)

Предлагает ребенку выполнять действия под потешку по подражанию взрослому или вместе с ним.

5

Тема: «Этот пальчик хочет спать».

Задачи: развивать моторику пальцев рук. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Оборудование: шарик су-джок с мягкими шипами в чудесном мешочке

Методические приемы:
Воспитатель показывает детям чудесный мешочек и предлагает посмотреть, что в нем находится. Дети вытаскивают шарик. Взрослый предлагает поиграть с ним, покатать его между ладонями, по пальчикам:
С шариком я поиграю,
По ладошкам покатаю.
Пальчики мои щекочет,
Поиграть со мною хочет.
Воспитатель говорит, что шарик устал и хочет отдохнуть, надо вернуть его обратно в мешочек, там он будет спать. Говорит, что пальчики наши тоже устали и ложатся спать, как мы.
Воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Воспитатель играет с одним ребенком, затем всей группой.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
Завтракать идти пора!

6

Тема: «Этот пальчик - бабушка».

Задачи: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Методические приемы: Воспитатель проводит беседу с детьми о семье. Предлагает детям поиграть с пальчиками.
Воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Повторить со всеми детьми:

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Далее воспитатель говорит, что в семье все дружно выполняют любую работу и предлагает поиграть с водичкой и шариками, чтобы проверить, все ли пальчики малыша будут дружно работать. Дети бросают в воду шарики, наблюдают: какие из них плавают, какие тонут; достают их из воды, складывают в ведерко.

7

Тема: «Поехали – поехали».

Задачи: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладошки широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом. Развивать моторику рук.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие деда с репкой, зайку, мяч.

Методические приемы:
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и сказать, что они видят на картинках. Воспитатель сообщает, что дети сейчас отправятся к ним в гости.


Поехали – поехали, (имитируют руками движение руля)
С орехами, с орехами,
К дедушке за репкой,
Жёлтой, большой, вот какой! (показывает, разводя ладони в стороны).
Поехали – поехали, (имитируют руками движение руля)
К зайчику за мячиком,
За мячиком твоим,
Круглым и большим, вот каким! (показывает, разводя ладони в стороны).

8

Тема: «Пальчик, пальчик, где ты был?».

Задачи: активизировать движения пальцев рук, развивать речь. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Побуждать проговаривать окончание строчки.

Оборудование: шарик су-джок с мягкими шипами, чудесный мешочек

Методические приемы:
Воспитатель показывает детям чудесный мешочек и предлагает посмотреть, что в нем находится. Дети вытаскивают шарик. Взрослый предлагает поиграть с ним, покатать его между ладонями, по пальчикам:

С шариком я поиграю,
По ладошкам покатаю.
Пальчики мои щекочет,
Поиграть со мною хочет.

Воспитатель говорит, что шарик устал и хочет отдохнуть, надо вернуть его обратно в мешочек. Предлагает поиграть с пальчиками, спросить, где они были, что делали? Воспитатель играет с одним ребенком, затем всей группой. Взрослый легонько массирует каждый пальчик ребенка поочередно под текст потешки:


Пальчик, пальчик, где ты был?
- С этим братцем щи варил,
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

9

Тема: «Сидит белка на тележке».

Задачи: развивать мелкую моторику обеих рук. Упражнять детей в нанизывании предметов.
Побуждать проговаривать окончание строчки.

Оборудование: игрушки: белочка, лисичка, птичка, мишка, зайка; набор для нанизывания «Угощение для белочки»

Методические приемы: Воспитатель обращает внимание детей на игрушки, которые расположены полукругом и говорит, что они пришли, чтобы посмотреть, как малыши играть умеют. Затем предлагает детям поиграть с пальчиками.
Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого. (Если ребенку трудно это делать, взрослый выполняет движения вместе с ним рука в руку)


Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке, (загибает большой палец),
Воробью, (загибает указательный),
Синичке, (загибает средний),
Мишке толстопятому, (загибает безымянный),
Заиньке усатому. (загибает мизинец).

Если ребенку интересно, игра повторяется несколько раз.
Затем воспитатель предлагает угостить белочку: собрать на ниточку шишечки, грибочки, орешки и ягодки.

10.

Тема: «Села птичка на ладошку»

Задачи: активизировать движения пальцев рук, развивать речь. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Побуждать проговаривать
окончание строчки (Ай!).

Оборудование: Птичка на ниточке или на резинке, блюдечко, зёрна подсолнечника.

Методические приемы:
Воспитатель показывает детям птичку на ниточке или на резинке: «Прилетела к деткам птичка и хочет поиграть». Демонстрирует сначала игру на своей ладони:

Села птичка на ладошку. (сажает птичку на свою ладонь)
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай!
Улетела птичка! Ай! (убирает птичку за спину, стимулирует детей к повторению «Ай!»)

Затем воспитатель играет с ладошкой каждого ребенка, стимулируя звукоподражание «Ай!».

-Чтобы птичка от нас не улетала, надо её покормить.
Показывает, как птичка будет клевать зернышки с ладошек малышей «клю-клю» (сначала птичка клюет, затем взрослый стучит пальчиком по ладошке, просит, чтобы дети повторили движение, повторяя «клю-клю»). Затем предлагает положить зерна для птички на тарелочку (индивидуальная работа). Малышу предлагается по одному зёрнышку – взять со стола и положить на тарелочку.

11
Тема: «Покорми уточку»

Задачи: учим брать мелкие предметы тремя пальчиками. Побуждать детей к результативным действиям. Развиваем соотносящие действия – попасть в прорезь (в уточкин ротик).
Оборудование: пособие к игре «Покорми уточку»-коробочка с наклеенной картинкой «уточка» и прорезью для рта, тарелочка с зернами арбуза, фасоли, подсолнечника.
Методические приемы: Воспитатель говорит, что к детям в гости пришла уточка. Она проголодалась и просит её угостить зёрнами. Надо помочь уточке, покормить её. Показывает тарелочку с угощением. Затем дает образец действий: берите зернышки и опускайте уточке в ротик. Игра продолжается, пока внутри не окажутся все зерна. Если детям интересно, игру можно повторить еще раз.

12

Тема: «Колобок».

Задачи: развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей,
Оборудование: игрушка колобок, шарики (деревянные и пластиковые), тазик с водой

Методические приемы:

Сюрпризный момент - в гости приходит колобок. Рассматривание колобка, сравнение с кулачком, что он тоже круглый. Предложить детям погладить кулачок и поиграть с ним.

Кулачок – как колобок.
Мы сожмем его разок.
Вот так – вот так,
Мы сожмем его разок. (пальчики сжимаем в кулачок и разжимаем).

Далее воспитатель говорит, что колобок пришел не один, а со своими младшими братьями, которые очень любят купаться, показывает маленькие шарики и предлагает поиграть с водичкой и шариками. Дети бросают в воду шарики, наблюдают: как они плавают; достают их из воды, складывают на салфетку, вытирают их.

 

13.

Тема: «Крем на зеркале»

Задачи: Развитие осязания. Способствуем регуляции мышечного напряжения, расслаблению. Воспитываем аккуратность.

Оборудование: зеркало настенное, детский увлажняющий (не жирный) крем, кукла Маша.

Методические приемы:

К детям пришла кукла Маша. В её сумочке – тюбик с кремом. Но Маша не знает, что это, и как им пользоваться. Она открывает колпачок и случайно выдавливает крем на зеркало. Пытается снять его ладошкой, размазывает, предлагает детям попробовать поиграть с кремом на зеркале, размазывая его по поверхности стекла. Крем нежный, мягкий, скользкий, гладкий. Размазываем по стеклу, по ладошкам. Взрослый стимулирует игру четверостишиями:

В банки, в тюбики разлит,
Как сметана он на вид.
Мамам нравится он всем.
Это ароматный крем.

Я намажу кремом руки,
Чтобы были гладкими.
Нравится ему играть
С нашими ребятками!

14.

Тема: «Кубик, шарик и колечко»

Задачи: развиваем мелкую моторику при захватывании предметов разной формы.
Обогащаем тактильный опыт детей, развиваем зрительное восприятие предметов.

Оборудование: Кубики, шарики и колечки разной величины и цвета; прозрачный пластиковый контейнер.

Методические приемы:

Воспитатель обращает внимание ребенка на разложенные на столе кубики, шарики и колечки разной величины и цвета, говорит, что пока мы были на прогулке, прибегала кошечка и играла в наши игрушки. Всё разбросала, а убрать их на место не смогла. Давай сложим их в контейнер. По ходу игры взрослый может предлагать разные задания (индивидуально, в зависимости от навыков малыша): возьми кубик (шарик, колечко); Возьми большой (маленький) шарик (кубик, колечко); возьми красный (синий) шарик (кубик, колечко) и т.п.

15

Тема: «Найди игрушку». Игры в настольной песочнице.

Задачи: учим сортировать предметы, сравнивая их по внешнему виду. Развиваем хватание. Развиваем соотносящие действия.

Оборудование: плоские мелкие предметы (пуговицы, монетки, ключик и др), настольная песочница, кукла Маша-растеряша, карандаши с гранями.

Методические приемы:
Воспитатель показывает детям карандаши. Для чего они нужны? Ими можно рисовать. Но сегодня мы не будем рисовать, мы поиграем с карандашами по-другому – мы будем их катать.
Взрослый показывает, как катать карандаш между ладошками, как катать его ладошкой по столу. Предлагает детям поиграть так же.
К детям приходит Маша-растеряша и говорит, что она в песочнице играла и игрушки любимые потеряла. Воспитатель предлагает детям поискать Машины игрушки на дне песочницы.
Дети действуют по очереди или индивидуально.

16

Тема: «Пересыпаем крупу».

Задачи: Развитие навыка использования различных инструментов – совка, ложки, воронки и др. Развитие соотносящих действий. Развитие ручной умелости. Воспитываем аккуратность

Оборудование: миска с крупой, совок или ложка, воронка, пластиковая бутылка или узкая коробка; игрушка мышка.

Методические приемы:
Игра «Пальчиковые дорожки»
Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ежик и дорожка, выполненная из фактурного материала (шершавая). Малышу предлагается провести указательным пальчиком и «проводить» ежа по дорожке к домику или до грибочка и т.п.

Бежит ежик по дорожке,
Бегут маленькие ножки:
Топ-топ-топ.

Следующая карточка с изображением зайки, скачущего за морковкой. Малыш должен двумя пальчиками «проскакать», как зайка по дорожке (используется метод пассивных движений).
Скачет зайка по тропинке
Мимо елок и осинок:
Прыг-прыг-прыг.
Взрослый показывает детям маленькую мышку. Говорит, что она всю осень делала припасы на зиму – по колоску, по зернышку и натаскала так много, что не смогла за зиму все съесть. Надо помочь мышке разложить оставшуюся крупу по баночкам и убрать в кладовку.
Воспитатель предлагает детям при помощи ложки, совка и воронки пересыпать крупу в баночки.

17

Тема: «Ежику – грибочки, белочке - шишечки».

Задачи: учим сравнивать предметы по внешнему виду. Развиваем соотносящие действия. Развитие ручной умелости.

Оборудование: игрушки: еж и белочка, массажные шарики су-джок, грибочки и шишечки (мелкие игрушки или картинки, вырезанные из картона)

Методические приемы:
Воспитатель показывает детям массажные мячики:
-Посмотрите, какие удивительные мячики. Они похожи на ежиков, правда? Потрогайте мячики, какие они на ощупь – сожмите покрепче – колючие, как ежики. Давайте покатаем этих «ежиков» между ладошками – вот так!
Катится колючий ежик,
Нет ни головы, ни ножек,
Катится туда-сюда…
Вам щекотно? Да? – Да! Да!
К детям приходят ежик и белочка. У них корзина с грибами и шишками. Они рассказывают, что осенью вместе собирали на зиму грибы и шишки и складывали в одну корзину, а теперь хотят разделить свои запасы: белочке-шишки, а ежику-грибы. Они просят детей им помочь.

18

Тема: «Разные шишечки».

Задачи: учим сортировать предметы, сравнивая их по внешнему виду. Развиваем хватание. Развиваем соотносящие действия.

Оборудование: Игрушка белочка, шишки сосны, ели, ольхи.
Предварительная работа: Рассматривание шишек ели, сосны, ольхи; сравнение их по внешнему виду, по величине.
Методические приемы:
Воспитатель показывает детям еловую, сосновую и ольховую шишки, предлагает потрогать их чешуйки, покатать шишки между ладошками. Обращает внимание детей на размеры шишек: самая большая-еловая, поменьше-сосновая, самая маленькая- ольховая.
Раздается стук, появляется белочка с корзинкой, в которой лежат шишки ели, сосны, ольхи:
Белки прыгали по веткам,
Собирали шишки деткам:
Две сосновых, три еловых,
Да еще пяток ольховых.

Белочка просит детей помочь ей рассортировать шишки, разложить их по тарелочкам. Дети выполняют задание под руководством взрослого.

19

Тема: «Ладушки, ладушки, мы печем оладушки,

пирожки и куличи, всё как будто из печи».

Задачи: формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развивать речь детей. Развиваем мелкую моторику в играх с сырым песком. Учим малышей делать куличики из сырого песка с помощью формочки, формируем алгоритм действий: накладываем песок в форму, уплотняем, переворачиваем, стучим по форме совочком, снимаем форму. Доставлять удовольствие детям.

Методические приемы:
Воспитатель предлагает детям поиграть в песочнице. Предложить испечь оладушки как бабушка. Только мы их будем печь из сырого песка.
Воспитатель показывает ребенку алгоритм действий, сопровождая словами
В руки мы берем совок,
В формочку кладём песок.
Насыпаем – раз, раз, раз,
Переворачиваем. Класс!
Постучим лопаткой,
Снимем аккуратно.
Получился пирожок
Или кекс, или блинок,
А, может, оладушек,
Как кому понравилось.
Выпечка сейчас у нас
Получилась просто класс!
Вы подумайте пока,
Что печём мы из песка?

20.

Тема: «Положи камешек в ведерко»

Задачи: развитие захватывания мелких камешков пальчиками. Развитие соотносящих действий. Развитие ловкости рук.
Оборудование: шарик су-джок, мешочек; сенсорный сад, ёмкость с мелкими камешками, ведерко или формочки
Методические приёмы:
Подготовка руки к игре с помощью шарика су-джок:
Воспитатель показывает чудесный мешочек и произносит четверостишие:

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Воспитатель предлагает посмотреть, что в мешочке. Ребенок достает шарик с мягкими шипами. «Давай поиграем с шариком»:

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево, как хочу!

Сегодня мы отправимся в путешествие в сенсорный сад.
Рассматривают камешки большие и маленькие, красивые, гладкие, блестящие, светлые, тёмные, разные. Складывают в ведерко, подбрасывают, захватывают в горсть, перекладывают из ладони в ладонь, ходят по ним босиком и т.п.

№21.

Тема: «Мыло пенится, смотрите!»

Задачи: способствуем регуляции мышечного напряжения, расслаблению. Продолжаем знакомить детей со свойствами воды (пенится, смывает пену с рук).
Оборудование: пальчиковые дорожки; тазик с теплой водой, жидкое мыло, ситечко, ложка, губка, бумажные одноразовые полотенца.
Методические приёмы:
Игра «Пальчиковые дорожки»
Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ежик и дорожка, выполненная из фактурного материала (шершавая). Малышу предлагается провести указательным пальчиком и «проводить» ежа по дорожке к домику или до грибочка и т.п.

Бежит ежик по дорожке,
Бегут маленькие ножки:
Топ-топ-топ.

Следующая карточка с изображением зайки, скачущего за морковкой. Малыш должен двумя пальчиками «проскакать», как зайка по дорожке.
Скачет зайка по тропинке
Мимо елок и осинок:
Прыг-прыг-прыг.
Взрослый выливает немного детской пены в тазик (бассейн). С помощью венчика или собственных рук малыш взбивает пену. Взрослый предлагает поиграть с пенкой – зачерпнуть её ложкой, ситечком и т.п., подуть на неё, переложить с ладошки на ладошку и др. Затем предлагает поиграть с губкой: опустить её в воду, вынуть из воды и сжать её в ладошке. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

22.

Тема: Игры в песочнице «Сеем, сеем…»

Задачи: способствуем регуляции мышечного напряжения, расслаблению. Продолжаем знакомить детей со свойствами сухого песка.
Оборудование: Сухой песок, совочки, сито, мельница, ведерко
Методические приемы:
Игра «Гули-голубочки»
Прилетели гули, гули-голубочки (машем ручками малыша)
На головку сели, на голову к сыночку (к дочке). (ладошки-на голову)
Ты, моя крошка, покажи ладошки! (раскрываем ладошки малыша)
Мы играем, мы играем и ладошки разминаем. (массаж ладошек шариками су-джок)
Предлагаем малышу поиграть с сухим песком. Пусть ребенок сыпет песок на сито, поставленное на ведерко (предварительно надо показать малышу, что ведро пустое). Объясняем, почему песок «утекает» в ведро. Затем предлагаем поиграть с мельницей. Объясняем, почему песок сыпется на лопасти мельницы, предоставляем малышу возможность рассмотреть и ощупать отверстия у сита и мельницы.
В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

№23
Тема: «Ловись, рыбка!»

Задачи: формируем у детей навык ручной умелости – учим действовать вспомогательными средствами для достижения результата: вылавливать ложкой предметы со дна бассейна.

Оборудование: бассейн «Бегемотик», шарики высокой плотности и др. предметы, ложка с дырочками.
Методические приемы:
Игра «Пальчиковые дорожки»

Та-та-та, та-та-та, открывайте ворота!
Скачет зайка за морковкой прыг-прыг, прыг-прыг.
Другой зайка – за капустой: прыг-прыг, прыг-прыг.
Идет мишка по дороге топ-топ, топ-топ.
Бежит ежик по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Помещаем мелкие пластмассовые шарики (рыбки) в воду. Задача малыша — выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.

№24
Тема: «Песочный дождик»

Задачи: способствуем регуляции мышечного напряжения, расслаблению. Продолжаем знакомить детей со свойствами сухого песка.

Оборудование: сухой песок, совочки, сито ведерко

Методические приемы:

Подготовка руки к игре:

Игра «Ладушки» (используем метод пассивных движений)
Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладоши)
Испекли оладушки, (хлопаем в ладоши)
Маслом поливали, (круговые движения правой ладонью над левой)
Деток угощали. (ладошки раскрыты вверх)
Предлагаем малышу поиграть с сухим песком. Пусть ребенок сыпет песок на сито, поставленное на ведерко (предварительно надо показать малышу, что ведро пустое). Объясняем, почему песок «утекает» в ведро. Затем предлагаем поиграть с мельницей. Объясняем, почему песок сыпется на лопасти мельницы, предоставляем малышу возможность рассмотреть и ощупать отверстия у сита и мельницы.
В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

№25
Тема: «Прятки с платочком»

Задачи: учим захватывать ткань пальчиками и стягивать с предмета. Развиваем ручную умелость и соотносящие действия.

Оборудование: кукла, платочек или легкий шарфик

Методические приемы:
Воспитатель показывает детям карандаши. Для чего они нужны? Ими можно рисовать. Но сегодня мы не будем рисовать, мы поиграем с карандашами по-другому – мы будем их катать.
Взрослый показывает, как катать карандаш между ладошками, как катать его ладошкой по столу. Предлагает детям поиграть так же.
Появляется кукла Маша. У нее красивый легкий шарфик. Маша предлагает деткам поиграть в прятки с шарфиком. Сначала Маша накидывает шарфик на голову ребенка, малыш сам должен стянуть его с головы. А затем воспитатель предлагает спрятать Машу. Если ребенок затрудняется выполнить задание, взрослый помогает, а затем предоставляет малышу возможность действовать самостоятельно.

26

Тема: «Ветерок. Пузыри под водой».

Задачи: учим сжимать спринцовку, выдавливая из нее воздух. Укрепление мышц пальцев и кистей рук. Воспитание аккуратности в играх с водой

Оборудование: резиновая груша небольшого размера, тазик с теплой водой.
Методические приемы:
Подготовка руки к игре: Игра «Пальчиковые дорожки»
За грибочком кто бежит? Ёжик
За морковкой скачет кто? Зайка.
А с цветочка на цветок
Кто порхает? Мотылек. (Дети проводят пальчиками по «дорожкам»)

Взрослый показывает малышам резиновую грушу, показывает, как ее можно сжать ладонью, выпуская из отверстия воздух:
- Сейчас я сделаю ветерок. Вот так дует ветерок.
(Чтобы малыш смог лучше ощутить струю воздуха, подносим грушу к его щечке, к ручкам.) Давайте сделаем ветер вместе! Надо взять резиновую грушу и сжать ее в ладошке. (Сначала дети действуют совместно со взрослым, рука в руку, затем самостоятельно).

Направляя струю воздуха, можно сдуть ватку, перышко или бумажный комочек со стола.
- А теперь поиграем с грушей в водичке. Бросаем резиновую грушу в воду. Что с ней случилось? Она не тонет, а плавает, как лодочка. А теперь опустим ее под воду и сильно сожмем в руке. Получились пузыри – вот какие!

Дети под руководством взрослого повторяют игру.

27

Тема: «Фонтанчик и водопадик».

Задачи: учим набирать воду в спринцовку и выдавливать ее из спринцовки. Укрепление мышц пальцев и кистей рук. Воспитание аккуратности в играх с водой

Оборудование: резиновая груша небольшого размера, тазик с теплой водой.

Методические приемы:
Игра «Пальчиковые дорожки»

Та-та-та, та-та-та, открывайте ворота!
Скачет зайка за морковкой прыг-прыг, прыг-прыг.
Другой зайка – за капустой: прыг-прыг, прыг-прыг.
Идет мишка по дороге топ-топ, топ-топ.
Бежит ежик по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Воспитатель говорит, что мы уже умеем выпускать пузыри с помощью резиновой груши. А сегодня научимся делать с ее помощью фонтанчик и водопадик. Для этого сжимаем грушу, опускаем ее в воду и ждем, когда она заполнится водой. Направляем грушу вверх и нажимаем. Получился фонтанчик. (Дети выполняют действия вместе со взрослым).

А теперь надо набрать в грушу воду, направить ее вниз (на воду в тазике) и сжать. Получили водопадик. (Дети выполняют действия вместе со взрослым).

28

Тема: «Тучка и дождик».

Задачи: Укрепление мышц пальцев и кистей рук. Обучение дозированно применять силу рук. Воспитание аккуратности в играх с водой

Оборудование: резиновая груша небольшого размера, тазик с теплой водой.

Методические приемы:
Воспитатель ставит перед детьми тазик с водой, показывает, как можно, слегка надавливая на грушу, наполненную водой, получать капли воды:
- Это озеро с водой. Над озером проплывает тучка. Тучка тяжелая, полная воды. Вдруг – кап! На озеро капнула капля – посмотрите, как на воде расходятся круги! Еще – кап-кап! Это дождик пошел! Кто хочет попробовать сделать дождик?

Сначала дети действуют совместно со взрослым, рука в руку, затем самостоятельно.
Взрослый аккуратно капает воду на ладошку малыша «кап-кап», затем показывает пальчиком, как капает водичка (капельки) на ладошку, стимулирует звукоподражание «кап-кап», просит малыша повторить движение.

29.

Тема: «Крем в мисочке»

Задачи: Развитие осязания. Способствуем регуляции мышечного напряжения, расслаблению. Воспитываем аккуратность.

Оборудование: пластиковая мисочка или поднос, детский увлажняющий (не жирный) крем, кукла Маша.

Методические приемы:

К детям пришла кукла Таня. В её сумочке – тюбик с кремом. Но Таня не знает, что это, и как им пользоваться. Она открывает колпачок и выдавливает крем на поднос (в мисочку). Пытается снять его ладошкой, размазывает, предлагает детям попробовать поиграть с кремом (в мисочке), размазывая его по поверхности подноса (по дну мисочки). Крем нежный, мягкий, скользкий, гладкий. Размазываем по подносу, по ладошкам. Взрослый стимулирует игру четверостишиями:

В банки, в тюбики разлит,
Как сметана он на вид.
Мамам нравится он всем.
Это ароматный крем.

Я намажу кремом руки,
Чтобы были гладкими.
Нравится ему играть
С нашими ребятками!

30

Тема: «Разбудим червячка».

Задачи: Укрепление мышц пальцев и кистей рук. Обучение дозированно применять силу рук. Воспитание аккуратности в играх с водой.
Оборудование: бумажные салфетки, вода, пипетка, игрушечное блюдечко или поднос.
Взрослый показывает малышу бумажные салфетки и предлагает сделать из них червячков, свернув салфетку жгутиком. Для этого надо смять салфетку и покатать ее между ладошками, а потом скрутить в жгутик – вот так!
- Наши червячки еще спят. Сейчас мы их разбудим. Для этого надо взять пипетку. Вот она. Надо нажать пальчиками на пипетку и опустить в воду. Разжимаем пальчики и набираем воду в пипетку. Направляем пипетку на червячка, сжимаем пальчики и делаем фонтанчик из пипетки. Смотри, червячок зашевелился – проснулся!

31

Тема: «Вытяни ленту».

Задачи: формируем захват предмета двумя пальчиками. Развиваем силу пальцев рук. Формируем восприятие цвета

Оборудование: пластиковая шкатулка с прорезями для лент, цветные атласные ленты, карандаши с гранями.

Методические приемы:
Воспитатель показывает детям карандаши. Предлагает вспомнить, как играли с карандашами в прошлый раз и сегодня поиграть так же (катать карандаш между ладошками, как катать его ладошкой по столу).
Взрослый предлагает детям поиграть с ленточками. Показывает детям шкатулку с лентами:
- Сейчас мы, как фокусники будем превращать короткие ленты в длинные. Для этого надо пальчиками потянуть за ленточку.
Взрослый называет цвет ленты, а дети по очереди вытягивают ленту названного цвета.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Будем весело играть, наши ручки развивать»

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

Подберите   пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.  

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».  
 Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем».

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».  

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление  их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Консультация для родителей
«Полезно для пальчиков»

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.
Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.

На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Приобретая навыки самообслуживания, ребенок продвигается и в речевом развитии.

Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта разносторонняя и многообразная. Она может вестись в трех направлениях:

массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;

обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретая навыки самообслуживания, посильно помогая членам семьи;

формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности.

Не упускайте возможности познакомить детей с различными продуктами, самим процессом приготовлением пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку, самостоятельно размешивать сахар в чашке.

Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.


МОЯ СЕМЬЯ.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

А это вся моя семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А это вся моя семья» второй рукой погладить весь кулачок.

СОРОКА – СОРОКА.

Сорока – белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала: он в лес не ходил,

Он дров не рубил, он воду не носил,

Не получит он каши.

Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. А затем поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с мизинчика.

ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

КОЗА РОГАТАЯ.

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

- Кто кашу не ест,

Молоко не пьет,

Забодаю, забодаю!

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!» «козу» «напускать» на ребенка.

ПОГЛАДИМ КОТЕНКА.

Киса, кисонька, кисуля!-

Позвала котенка Юля.

Не спеши домой, постой!-

И погладила рукой.

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

ИГРЫ С ПЕСКОМ.

«Сыпучий песок»

Возьмите чистый песок и насыпьте его в ведро.

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его - песок сыпется.

Предложите детям сделать то же самое (повторите несколько раз).

Вместе с детьми сделайте вывод, что сухой песок - сыпучий.

«Свойства мокрого песка»

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может

принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает,

воздух между песчинками исчезает, и песчинки слипаются друг с другом.
Покажите малышу, как накладывать песок совочком в формочку, затем разровнять его и, постучав совочком, уплотнить. Переворачиваем формочку вместе с малышом. Попросите малыша постучать совочком по дну формочки, приговаривайте при этом: «Бей, бей посильней! Испечем кулич быстрей». А теперь – Оп! – снимаем формочку, получили куличик. Малышу сейчас же захочется его сломать. И пусть ломает на здоровье! Ребенок получает при этом массу полезных ощущений: сенсорный опыт, радость познания, релаксацию, эмоциональное удовлетворение и попутно развивает мелкую моторику.
Возьмите другую формочку для песка, рассмотрите ее с малышом и повторите все действия, предоставляя ребенку всё больше самостоятельных действий.

ИГРЫ С ВОДОЙ

«Ветерок. Пузыри под водой».
Взрослый показывает малышу резиновую грушу, показывает, как ее можно сжать ладонью, выпуская и отверстия воздух:
- Сейчас я сделаю ветерок. Вот так дует ветерок.
(Чтобы малыш смог лучше ощутить струю воздуха, подносим грушу к его щечке, к ручкам.) Давайте сделаем ветер вместе! Надо взять резиновую грушу и сжать ее в ладошке. (Сначала дети действуют совместно со взрослым, рука в руку, затем самостоятельно).
Направляя струю воздуха, можно сдуть ватку, перышко или бумажный комочек со стола.
- А теперь поиграем с грушей в водичке. Бросаем резиновую грушу в воду. Что с ней случилось? Она не тонет, а плавает, как лодочка. А теперь опустим ее под воду и сильно сожмем в руке. Получились пузыри – вот какие!

«Фонтанчик и водопадик».
Мы уже умеем выпускать пузыри с помощью резиновой груши. А сегодня научимся делать с ее помощью фонтанчик и водопадик. Для этого сжимаем грушу, опускаем ее в воду и ждем, когда она заполнится водой. Направляем грушу вверх и нажимаем. Получился фонтанчик.
А теперь надо набрать в грушу воду, направить ее вниз (на воду в тазике) и сжать. Получили водопадик.

«Тучка и дождик».

В эту игру не обязательно играть на берегу реки или озера. Достаточно поставить перед ребенком тазик с водой, показать, как можно, слегка надавливая на грушу, наполненную водой, получать капли воды и немного пофантазировать:
- Это озеро. Над озером проплывает тучка. Тучка тяжелая, полная воды. Вдруг – кап! На озеро капнула капля – посмотри, как на воде расходятся круги! Еще – кап-кап! Это дождик пошел! Хочешь попробовать сделать дождик?

«Разбудим червячка».
Взрослый показывает малышу бумажные салфетки и предлагает сделать из них червячков, свернув салфетку жгутиком. Для этого надо смять салфетку и покатать ее между ладошками, а потом скрутить в жгутик – вот так!
- Наши червячки еще спят. Сейчас мы их разбудим. Для этого надо взять пипетку. Вот она. Надо нажать пальчиками на пипетку и опустить в воду. Разжимаем пальчики и набираем воду в пипетку. Направляем пипетку на червячка, сжимаем пальчики и делаем фонтанчик из пипетки. Смотри, червячок зашевелился – проснулся!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Игры для массажа и самомассажа кистей рук малыша.

Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Таким образом, рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем рук. Это благотворно влияет как на развитие мелкой моторики пальцев рук, так и на развитие речи.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание движений дает огромный эффект. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, растирание, вибрацию.

Поза массируемого – сидя. Массирующая рука свободно лежит на плоской поверхности стола.

Массажист располагается напротив ребенка или несколько сбоку.

Выполняется массаж одной рукой. Другой рукой фиксируется конечность массируемого.

Массажные движения производятся в направлении от кончиков пальцев к предплечью.

Продолжительность массажа 3-5 минут.

Поводить массаж можно ежедневно или через день, 10-12 сеансов за курс. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней.

Во время массажа можно слушать спокойную музыку.

Для большей эффективности массажа его можно сочетать с активными и пассивными движениями кистей рук.

В дошкольном возрасте, для детей с речевыми недостатками, используются разнообразные комплексы массажа и самомассажа.

1.Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «травка». 
На каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движений – к себе.
Гладила мама –ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»

2.Самомассаж подушечек пальцев.
 Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки происходит смена рук.

Дети любят всех зверей: (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец)

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей, (большой палец)

Любят горного козла, (указательный палец)

Обезьянку и осла, (средний палец)

Дикобраза и ежа, (безымянный палец)

Черепаху и ужа. (мизинец)

3.Самомассаж фаланг пальцев.
На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного пальца (на каждую строчку – разминание одного пальца). Направление движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После 4 строчки – смена рук. Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки.

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг – огород!

4. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. 
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.

Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.

«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

5.Массаж (самомассаж). «Щелчки».
 Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.

Поднял ушки бурундук.

Он в лесу услышал звук:

- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?

- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук, и без крыльев, и без рук

Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

6. Соединение одноименных пальцев.

 На каждую строку стихотворения дети соединяют подушечки одноименных пальцев и не разъединяют их до слова «арбуз».

На базар ходили мы, много груш там и хурмы.

Есть лимоны, апельсины. Дыни, сливы, мандарины.

Но купили мы арбуз – это самый лучший груз.

7.Самомассаж с прищепками.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

8. Упражнение «клювы».

Ребенок собирает разложенные на столе палочки одноименными пальцами – от указательных к мизинцу – и удерживает до тех пор, пока не соберет все 4 «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у цапли

И журавля.

9.Упражнение «Пальцеходы».

Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательные и средние пальцы ребенка «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги.

Пальцы, как, пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

Элементы самомассажа можно вводить детям с 3-х лет. Дети дошкольного возраста достаточно четко, правильно выполняют предлагаемые упражнения.

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительную способность и работоспособность мышц массируемой руки, а также эластичность суставов и мышц. Помимо этого, игровой массаж кистей рук – важная состовляющая сенсорного воспитания. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов.

Одновременно с этим в кору головного мозга, в том числе и речеслуховые, поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на кору головного мозга, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарные интеграторы, работа полушарий.

Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память(словесно – моторная координация, тактильная, рефлекторная), зрительно – моторная координация, а также развитие речевой сферы.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.

Как уже говорилось, игровой самомассаж рекомендуется использовать в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятии в детском саду.

Поглаживание.

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками выпрямленных 2-5ти пальцев – это «лучи солнца».
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама лишь одно бывает.

Предварительно необходимо попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Круговое поглаживание ладони подушечками 2 или 3 пальцев.

Сорока – сорока, где была? Далеко.

Дрова рубила, печку топила, воду носила.

Кашку варила, деток кормила.

Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками 2 -5 пальцев ( от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Растирание.

Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег.

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе.

На первые 2 строчки стихотворения, дети потирают руки, с 3-й строки сжимают и разжимают кулачки.

Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).

Разминание.

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Толстушка – ползушка,
Дом завитушка.
Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке.
Ползи, не спеши
Рога покажи.

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси – гуси! Га – га – га!
Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

Поглаживание.

Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

Во дворе у Толика маленькие кролики.

По утрам мы с Толиком кормим наших кроликов,

И едят морковку кролики из рук.

Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.
Таким образом, используя самые разнообразные элементы массажа и самомассажа, мы продолжаем целенаправленно развивать мелкую моторику рук, тем самым стимулируем процесс развития речи детей дошкольного возраста.