муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80 Советского района Волгограда»

(МОУ Детский сад № 80)

ПРОЕКТ

«Приобщение детей и родителей

к культурному наследию народов России на основе сказок»

Сроки выполнения:  среднесрочный, 09 января 2024 – 31 января 2024 г.

Участники: родители, дети  средней  группы № 1, воспитатели.

Воспитатели:

Кострова Л.В.

Гридчик Г.Ю.

Волгоград 2024

Актуальность проекта:

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности. Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.  

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. 

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Одним из таких источников является сказка, через сказку дети знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни. Сказка возвращает культуру и это, на наш взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного.

Проблема: через чтение сказок дети расширят знания о культуре и быте народов России.

Цель проекта: формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях народов России.

Задачи проекта:

Знакомить детей с фольклором народов России через сказки.

Обогащать словарный запас названиями предметов быта и инструментов.

Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

Развивать у детей творческое мышление, внимание и память.

Развивать у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к музыке и культуре.

Вид проекта: познавательный, творческий, театрализованный, игровой.

Участники: дети, воспитатели, родители средней группы.

Срок реализации: среднесрочный, с 09 января – 31 января 2024 г.

Ожидаемый результат проекта:

Родители творчески подходят к вопросам воспитания детей.

Сформировать интерес к сказкам, они бережно относятся к книгам.

Сформировать у детей глубокие познания об окружающем мире.

Развить сценическое творчество детей средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Приобщить детей дошкольного возраста к театральной культуре.

Место реализации проекта: МОУ «Детский сад № 80 Советского района Волгограда»

Описание проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Подготовительный

Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме. Составление плана работ над проектом. Подбор наглядного и дидактического материала.

Основной

Познавательно-речевое направление:

Рассматривание иллюстраций национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек народов России.

Чтение сказок.

Нарядить куклу в национальный костюм народов.

Рассматривание иллюстраций об обычаях, традициях, фольклора и национального костюма народов в разных сказках.

Совместная деятельность педагога и детей.

Чтение.

Беседы: «Край, в котором мы живём.

Игра-путешествие

Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки».

Художественно-эстетическое направление:

Рисование: «Составь узор народов России»;

Театрализованные постановки по сказкам.

Работа с родителями:

беседы и консультации по темам проекта;

 «Приобщение дошкольников к культурному наследию народов России на основе сказок»;

− привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений.

Обобщающий

Закрепление полученных знаний, обобщение результатов работы, выводы.

Фестиваль детскихкукольных театров «Сказки народов России»

Выпуск газеты: «В гостях у сказки»

Поставленные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, чтение художественной литературы, театрализованных постановках.

Список использованной литературы:

1. КнязеваО. Л., МаханеваМ. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург Детство-Пресс; 2015 г.

2. Флюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков., 2006г.

Приложние 1

Перспективное планирование работы с детьми и взаимодействия с родителями по формированию у воспитанников духовности и общечеловеческих ценностей через сказки народов России

Время

проведения

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Формы работы

Цель

Январь

2 неделя

Досуг «В гости к медведю»

Развивать представление детей о неофициальных символах России (медведь).

Вспомнить русскую народную сказку «Маша и медведь»

Оформление памятки для родителей «Приобщение дошкольников к культурному наследию народов России на основе сказок»

Сентябрь

3 неделя

Выставка детского рисунка «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»

Учить детей рисовать коллективно иллюстрациибольшого размера к известным народным сказкам. Развивать у детей интерес к сказам разных народов. Расширять представления о жизни, традициях, быте других народов через сюжеты и сказочных персонажей.

Совместная деятельность детей и родителей «Любимый сказочный герой» - поделки из разнообразных материалов героев народных сказок.

Сентябрь

4 неделя

Выставка «Устное народное творчество народов России»

Фестиваль детских кукольных театров «Сказки народов России»

Выпуск газеты: «В гостях у сказки»

Развивать представления детей об устном народном творчестве народов России. Способствовать формированию эталонных представлений о добре и зле, уважения к природе, трудолюбия, необходимости учения, ценности интеллекта и др. на основе сказок различных народов России.

Воспитывать у детей любовь и интерес к сказкам различных народов России.

Прививать у детей желание любить рассказывать сказки слушателям по опорным иллюстрациям.

Участие родителей в подборе книг для организации выставки «Сказки народов России».

Участие родителей в интеллектуальной викторине «Знатоки сказок» совместно с детьми.

Приложение 2

КОНСПЕКТ

СОВМЕСТНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
ТУРНИР «ЗНАТОКИ СКАЗОК»

Цель:

привлечь родителей к участию в воспитательно–образовательном процессе, показать достижения и возможности детей, формы и методы работы со сказкой; создать условия для использования детских сказок в познавательном, речевом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом и физическом развитии детей. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей по ознакомлению детей со сказками, способствовать возрождению традиций семейно го чтения, приобщению родительской общественности к ценностям семейного чтения.

Программное содержание:

1. Познавательное развитие.

1.1. Активизировать мыслительную деятельность детей через использование развивающих игр на основе сказок.

1.2. Развивать у детей логическое мышление, воображение, кругозор, тренировать память, внимание.

1.3. Воспитывать интерес и уважение  к наследию устного народного творчества – сказкам.

1.4. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.

1.5. Привлечь внимание родителей к сказкам как источнику деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в речевом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым.

2. Речевое развитие.

2.1. Совершенствовать коммуникативные функции речи детей, обогащать словарный запас.

2.2. Развивать умение грамотно, выразительно излагать свою мысль, речь.

2.3. Формировать у детей умение узнавать сказку по характерным признакам.

2.4. Совершенствовать грамматический строй речи на основе творческих речевых упражнений по народным сказкам.

3. Художественно-эстетическое развитие.

3.1. Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.

3.2. Воспитывать интерес к словесному народному творчеству через знание народных сказок.

3.4. Развивать ценностно-смысловое восприятие одного из жанров устного народного творчества – народных сказок.

4. Социально-коммуникативное развитие.

4.1. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

4.2. Создать эмоциональный комфорт у детей и взрослых в процессе общения друг с другом.

4.3. Способствовать стремлению и желанию каждой семьи восстанавливать и поддерживать семейные традиции, используя устное народное творчество – сказки.

5. Физическое развитие.

5.1. Способствовать развитию двигательной активности детей.

5.2. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним.

5.3. Совершенствовать у детей координацию движений.

Материал: бейджики для команды «Колобок», «Сказка», жюри; оценочный лист для подведения итогов соревнования; клубок ниток; два листа ватмана для игры; коромысла и ведерки; видеоигра «Отгадай песенку»; подарки: медали, книжки, пазлы; презентация « Назови лишнего персонажа»; маски сказочных персонажей: медведь, Машенька, зайчик, волк; презентация «Отгадай загадку»; фломастеры и два листа ватмана; шапочки персонажей сказки «Теремок» и ширма теремок; музыкальные инструменты: колокольчики, деревянные ложки, тарелки, бубенчики ; презентация сказки для озвучивания «Курочка Ряба»; куклы из платков к сказке « Репка»; музыкальное оформление к стихотворению и презентация «Любимые сказки»; народные костюмы и платки к танцу; слайд-шоу «Читающие дети».

Ход мероприятия:

1 СЛАЙД: «Ребенок с книгой»

(Песня Н.Тимофеевой « Новая книжка»)

(Ведущий заходит в зал)

Ведущая: Добрый день, уважаемые родители и гости! Мы рады приветствовать вас в нашем зале! Сегодня мы собрались все вместе, чтобы обратить внимание на безусловную ценность семьи – традицию семейного чтения, а именно, чтения детям сказок. Веселые и грустные , страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Сейчас родители редко рассказывают детям сказки, но ведь их можно просто читать. Ребенок, который слышит сказки с детства, вырастает здоровым душой.

2 СЛАЙД:. «Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается

перед нами тысячелетняя история народа»

(Алексей Николаевич Толстой)

Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в сказочном мире, учится понимать смысл важнейших общечеловеческих ценностей. Он охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Поэтому читайте детям вслух, чтобы в будущем ваш ребенок поступал так, как поступают герои из добрых русских сказок. Сегодня я хочу познакомить вас с интересными приемами работы со сказкой, которые помогут вам заинтересовать детей сказкой, научить ее слушать и любить. Наше мероприятие пройдет в виде турнира «Знатоки сказок».

3 СЛАЙД: «Знатоки сказок»

(музыка «Лучшие фанфары»)

Ведущая : Итак, мы начинаем.

Внимание! Внимание!

Жители и гости

Государства сказочного

Детсадовского, загадочного,

Веселого, говорливого,

Забавного и счастливого.

В нашем детсаде чудесном

Праздник будет интересным.

( Выходят дети под музыку «Сказки гуляют по свету» читают стихи)

1. Миша К.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети,

Все хотят в них побывать,

И немножко поиграть.

2. Аврора К.

Перед нами в сказку дверь –

Открывай ее скорей.

Сказка, двери открывай!

И гостей к себе впускай!

Ведущая. Итак, я объявляю начало конкурса: «Знатоки сказок», в котором будут участвовать две команды самых читающих детей и их родителей нашей группы - команда родителей «Сказка» и команда детей «Колобок». Прошу команды занять свои места. (Продолжение песни» Сказки гуляют по свету») (Команды выходят и становятся около своих мест) Ведущая: Команды борются за право носить звание «Знатоки сказок». Обладателем этого звания станет та команда, которая пройдет все испытания. По многим сказкам мы пройдём, Весело и с пользой время проведём. А поможет в этом нам жюри, которое будет оценивать ответы команд. Давайте его поприветствуем. В состав жюри вошли: (представляет членов жюри).

По окончании конкурса жюри подведет итоги. Каждое правильно выполненное задание будет оценено в 1 балл. Прошу команды представиться. 1-я команда. Команда «Колобок»

Наш девиз: На свете нет еще пока
Команды лучше Колобка.
Соперники, поверьте нам,
Вам Колобок не по зубам.

2-я команда. Команда «Сказка».

Наш девиз:

«Сказка, умница и прелесть,

С нами рядышком живет»

Ведущий: Итак, сказка нас уже заждалась и мы начинаем. Чтобы быть уверенным, что команды подготовились к соревнованию, прочитали много сказок, предлагаю провести разминку «Сказочный клубок».

( музыка «Превращение»)

4 СЛАЙД: «Игра «Сказочный клубок»

Правила: командам встать в круг и передавая клубок, назвать прочитанные русские народные сказки.

Нам клубочек, помоги,

В страну сказок приведи!

(Музыка для игры с клубком)

Курочка Ряба Репка Колобок Теремок Заюшкина избушка Гуси-лебеди Мужик и медведь Каша из топора Лисичка со скалочкой Три медведя Маша и медведь Снегурочка и лиса Сивка-Бурка Царевна-лягушка Кот, петух и лиса Волк и семеро козлят Жихарка Лиса и журавль По щучьему велению Зимовье зверей Крошечка-Хаврошечка Баба Яга Сестрица Аленушка и братец Иванушка Бычок-смоляной бочок

Живая вода и молодильные яблоки У страха глаза велики

Пузырь, соломинка и лапоть Кощей Бессмертный

(сели)

Ведущий: Молодцы! Много сказок прочитали и вижу – готовились к соревнованию. А теперь команды примут участие в первом конкурсе «Назови лишнего персонажа». Внимание на экран.

5 СЛАЙД: Конкурс 1 «Назови лишнего персонажа»

Правила: Исправить ошибку художника в иллюстрации к сказке.

Кто много сказок прочитал,

Легко найдет ответы. 
Да вы и так давно их знали.

Ну что, проверим это? 

Для команды «Колобок»:

«Теремок»- сова,

«Лисичка-сестричка и серый волк»- краб,

«Баба Яга»- медведь с коробом,

«Курочка Ряба»- медвежонок с бочонком меда.

Для команды «Сказка»:

«У страха глаза велики»- ежик,

«По щучьему велению»- золотая рыбка и снеговик,

«Царевна-лягушка»- щука,

«Колобок»- домовенок Кузя и мышонок.

Ведущий: Второй конкурс называется «Найди пару».

6 СЛАЙД: Конкурс 2 «Найди пару»

Правила: задания команды выполняют одновременно.

Для команды «Колобок»:

Внимательно рассмотреть предметы, изображенные слева на ватмане, найдите сказочных персонажей, которым они принадлежат, и соедините их линией.

Предметы волшебные в сказках бывают,                            Героев желанья они исполняют: 

Надо, ребята, 

Нам быстро смекнуть

И вещи героям

Скорее вернуть!

1.- Щука – «По щучьему веленью» - Емеля;
2.- Скалочка - «Лисичка со скалочкой» - лисичка;

3.- Три ложки – «Три медведя»;
4.- Репка – «Репка» - дед; 5.- Яблоко – «Гуси-лебеди» , девочка;
6.- Игла - «Кощей Бессмертный».

7.-Пирожок – «Маша и медведь» - медведь;
8.- Избушка - « Заюшкина избушка» - зайчик;

9.- Яйцо – «Курочка Ряба» - курочка;
10.- Стрела - «Царевна-лягушка» - Иван-царевич;

Для команды «Сказка»:

Рассмотреть сказочные предметы, изображенные на ватмане слева и найти возможное их применение в современном мире.

- яблочко на тарелочке – телевизор,

- скатерть самобранка- (доставка на дом еды),

- гусли - (музыкальный центр), 

- ступа - (самолёт) 

- перо Жар – птицы - (лампа) 

- клубок ниток, указывающий дорогу - (компас) 

- печка - (автомобиль)

- молодильные яблочки – (витамины, крема).

- сапоги-скороходы - (скейт)

- горшочек каши – (мультиварка).

Ведущий: А сейчас наступила возможность почувствовать себя персонажем из сказки «Морозко» - Рукодельницей. Предлагаю устроить конкурс-эстафету «Про неси ведра на коромысле».

7 СЛАЙД: Конкурс-эстафета

3 «Пронеси ведра на коромысле»

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Правила : нужно пронести два ведра на коромысле до колодца, зачерпнуть воды , оббежать вокруг колодца и вернуться, передать эстафету следующему участнику. Какая из команд окажется самой проворной и расторопной?

Ведущий: Четвертый конкурс «Волшебные сказители».

8 СЛАЙД: Конкурс 4 «Волшебные сказители »

Задание для команды «Колобок»:

В каждой сказке есть начало.

В каждой сказке есть конец.

Поговорку начинаю,

Кто подскажет - молодец!

- Сказка – ложь, да в ней намек – (добрым молодцам урок)

- Как уакнется… (так и откликнется)

- У страха… (глаза велики)

- Делу время… (потехе час)

- Тут и сказке конец…( А кто слушал – молодец)

- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело …(делается)

Задание для команды «Сказка»:

Исправьте название сказки:

- «Даша и медведь»

- «Утки – лебеди»

- «Царевна Индюшка»

- «Петушок-золотой пастушок»

- «Бычок лубяной бочок»

- «Лисичка с кастрюлькой»

- «Заюшкин дом»

Ведущий: Пятый конкурс «Сказочные артисты».

9 СЛАЙД:

Конкурс 5 « Сказочные артисты»

Задание для команды «Колобок»:

Правила: отгадать по движениям– какого героя изображает ваша маска, которую вы видеть не должны. Подсказывать своими движениями будут игроки команды «Сказка».

- Медведь;

- Зайчик;

- Волк;

- Машенька.

Задание для команды «Сказка»:

Правила: Отвечает тот, кто угадал своего ребенка . Ответьте - кто из героев пел песенку и назовите сказку. А петь песенки предлагаю каждому из участников команды «Колобок». Внимание на экран.

10 СЛАЙД: Физминутка «Сказочная дискотека»

Вот по сказке мы гуляли. И, конечно же, устали. Мы немного отдохнём, Дальше в сказку мы пойдём.

Мы предлагаем участникам обоих команд исполнить совместный танец «Бабка Ежка».

Кто согласен танцевать,

Предлагаю в круг всем встать.

Физминутка «Сказочная дискотека»

(музыка «Бабка Ежка»)

Ведущий: Название шестого конкурса «Отгадай загадку».

12 СЛАЙД: Конкурс 6 «Отгадай загадку»

Они из сказки – ты их знаешь. Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну, так что ж

Сказку заново прочтешь!

Внимание на экран. Если ответите правильно, то вол-шебное яблочко покажет ответ.

Загадки для команды «Колобок»:

1. Бабке Ёжке птицы служат -
Над деревней стаей кружат.
Ищут маленьких ребят,
Утащить их в лес хотят. «Гуси – лебеди»

2.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? «Три медведя»

3. Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? «Репка»

4.Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
 Вор волшебным оказался,
 И Иван на нем катался. «Царевна – лягушка»

Загадки для команды «Сказка»:

1.Шла Лиса по белу свету

и вдруг скалочку нашла.

А за скалочку за эту

много взять смогла:

Белу курочку, сизу уточку,

гусочку-щипалку «Лисичка со скалочкой»

2. Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко... «Кот, петух и лиса»

3.Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? «Маша и медведь»

4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей

«Царевна-лягушка»

Не нужны были подсказки,

Угадали вы все сказки.

Создавали мудрецы,

А вы все вместе: (молодцы!)

13 СЛАЙД: «Знатоки сказок»

Ведущая: Наступила пора жюри подсчитать балы за проведенные конкурсы. Пока наше жюри подводит итог нашего соревнования, я предлагаю послушать стихи про сказку.

14 СЛАЙД-ШОУ: «Наши любимые сказки»

Сказка — чудная копилка,

Что накопишь, то возьмешь,

А без сказки в этой жизни –

Непременно пропадешь.

Спустился вечер за окно,

Затушевал дневные краски,

Окутал город снежным сном,

Вновь наступило царство Сказки…

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!

-Нас встречает в жизни сказка
Вместе с материнской лаской,
С добрым бабушкиным взглядом,
Чтоб идти по жизни рядом.
Никогда нам не наскучит.
Быть отважными научит. В беде научит помогать.
Никогда не унывать
И пусть зло пока хитрее,
Всё равно добро мудрее
Сказка нам поможет жить
И все невзгоды победить.

15 СЛАЙД: «Знатоки сказок»

Ведущая: Вот закончилась игра,

Расходиться нам пора.

Мы жюри попросим все

Подвести итог игре.

Слово жюри.

Ведущая: Дорогие родители! За ваше участие в нашем празднике, за то, что вы всегда с нами предлагаем сделать совместное фото на память.

16 СЛАЙД: Награждение победителей

(музыка для объявления о награждении)

Ведущая: Подарки за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Ребята, вы все молодцы! Самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители!

За руки умелые, за ум и смекалку,

Сказать я СПАСИБО хочу.

Всем кто трудился,

Всем, кто старался

Подарок сейчас подарю.

(Вручение медалей)

 Пусть эти книги станут началом вашей дальнейшей, набирающей обороты читающей семьи! А вам, ребята, хочу пожелать, чтобы вы выросли такими же

-удачливыми, как Иван-царевич,

- добрыми, как Емеля

- хозяйственными, как Хаврошечка

- трудолюбивыми, как Золушка

- находчивыми, как Кот в сапогах

- веселыми, как Колобок

Ведущая: Уважаемые родители! Вот и закончился наш необычный праздник. Сказка всегда остается с нами, стоит только открыть книжку и прочитать: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…» Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть наши детки продолжают любить сказки, почаще читайте им и пусть каждый их день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг.