Автор статьи учитель-логопед Штольц Марина Андреевна 
Адрес электронной почты: Meryland999@mail.ru
МАДОУ ?Детский сад ?Калейдоскоп?
Проект Программы детско-родительского клуба ?Дошколёнок?
Краткая аннотация проекта
Проект  программы детско-родительского клуба (далее ДРК) направлен на тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса, а именно: на детей, педагогов/специалистов и  родителей. 
В  реализации  Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО) одними из основополагающих функций являются:
обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами (раздел 1, п .2.1);
создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социально культурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой родины (раздел 1, п. 2.2) [2, с.5].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в числе  поставленных задач,   особое внимание уделяется созданию благоприятных условий развития детей  (раздел 1, п.1.6;.п.4); обеспечение психолого–педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) (раздел 1, п. 1.6 ; п.9) [1, с.6].
Для реализации обозначенных направлений, возникла идея использовать проектный метод в виде ДРК, так как проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого: она дает возможность быть полноправными участниками совместной деятельности. 
Основным направлением работы детско-родительского клуба стало нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) в тесном сотрудничестве с родителями/ законными представителями  и педагогами детского сада.
На сегодняшний день проект ДРК ?Дошколёнок? включен в рабочий план 2023-2024 учебного года и успешно проходит этапы реализации. Результатом освоения данного проекта программы предполагается: обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Проект программы рассчитан на один год и предназначен для работы с детьми с ТНР 5-6 лет и родителями (законными представителями).
Реализация проекта обеспечивается в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Постановка проблемы.
В настоящее время гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание являются  одними из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, умственное и трудовое воспитание дошкольника. В процессе такого разностороннего воспитания в дошкольном возрасте зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. 
Дошкольный возраст является сенситивным периодом в социально-коммуникативном развитии человека. Поэтому, в этот период для ребенка, очень важно  получить грамотную поддержку и  помощь  взрослого.
Согласно ФГОС ДО, развитие личности дошкольника, мотивации и способностей должно происходить в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Детско-родительский клуб в процессе своей деятельности реализует все образовательные области. 
Важнейшим условием работы ДРК ?Дошколёнок? является развитие конструктивного взаимодействия между специалистами,  воспитателями и семьей, так как именно в совместной деятельности, согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, формируются все специфические человеческие психические процессы
Цель программы:  способствовать созданию необходимых условий для воспитания духовно-нравственной личности, патриотов своего Отечества,   в тесном взаимодействии с родителями.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение материально-технических условий для реализации проекта программы;
формирование у детей чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как столице России, о Чусовом как о малой родине;
воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики.
Этапы реализации поставленных задач: подготовительный, реализационный, итоговый.
На первом этапе - анкетирование и информирование родителей о предстоящей работе ДРК, подбор методической справочной литературы. На втором этапе – реализация проекта. Третий этап – итоговый, он  включает в себя подведение итогов, анализ полученных результатов, обобщение опыта работы. По окончании проекта планируется анкетирование воспитателей, специалистов и родителей с целью выявления степени эффективности проекта.
Кадровое обеспечение проекта (создание условий и интеграция): заведующий детского сада, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической работе, воспитатель группы.
Расписание работы ДРК ?Дошколёнок?? на 2023-2024  учебный год
№ п/п 
Тема 
Период проведения 

1 
?Здравствуй, ?Дошколенок?. Знакомство родителей с планом работы  ДРК в рамках родительской встречи. 
Ведущие: учитель-логопед,  воспитатель группы 
Октябрь 

2 
Играя, развиваемся. Влияние музыки на  нравственно-патриотическое воспитание  и  развитие речи. 
Ведущие: учитель-логопед,  музыкальный руководитель 
Ноябрь 

3 
Играя, развиваемся. Художественное слово, как средство нравственно-патриотического воспитания и  развития речи.
Ведущие: учитель-логопед;   воспитатель группы 
Декабрь 

4 
Играя, развиваемся. Мой город. Моя страна – моя Родина.
Ведущие: учитель-логопед;   педагог-психолог 
Январь 

5 
Играя, развиваемся. ГТО  всей семьей.
 Ведущие: учитель-логопед; инструктор по физической культуре 
Февраль 

Дополнительные мероприятия в рамках ДРК ?Дошколёнок?
№ п/п 
Мероприятие 
Период проведения 

1 
День матери. Подготовка с детьми видеоролика для мам - ?Какая моя мама? 
Ноябрь 

2 
Конкурс ?Мастерская Деда Мороза?. Изготовление новогодних игрушек для елочки в группе – ?Елка дружбы?
(игрушки с учетом национальных особенностей семей ) 
Декабрь 

3 
Акция  ?Рождественские подарки?
Изготовление подарков для участников боевых действий. 
Январь 

4 
Акция ?Доброе сердечко?. 17 февраля – День доброты
 ?Альбом добрых дел сделанных детьми и родителями? 
Февраль 


Своими отзывами и пожеланиями родители могут  поделиться  в заключительной части встречи ДРК, написать на листе - ?Отзывы родителей о работе клуба ?Дошколёнок?, а так же    поделиться в группе в VK ?Страничка логопеда?, оставив свой комментарий под ?Кратким обзором встречи?. 
Последовательность работы ДРК ?Дошколёнок?
Вступительная беседа с родителями -10 минут /получение информации от специалистов детского сада по теме встречи, обсуждение степени участия родителей в деятельности детей в процессе игрового занятия/
Игровые занятия с детьми /родители непосредственные участники/ - 25 минут.
Общее время встречи –35 минут. 
? Посещение игровых занятий – свободное.
Материально-техническое обеспечение: музыкальный зал детского сада, ноутбук, музыкальный центр, видеоаппаратура, расходные материалы.
Программно-методическое обеспечение: методическая   литература, перспективный план, конспекты, картотеки, фонотека, дидактические игры и другое.
Ожидаемые результаты:
При условии  реализации данного проекта программы мы рассчитываем на следующие результаты: 
созданы комфортные условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
у детей в процессе активного формирования чувство привязанности к своим близким, детскому саду и друзьям в детском саду;  представление о России, как о родной стране, о Москве как о столице России;  чувство любви к своему родному краю и  своей малой родине;
у дошкольников сформировано представление о государственной символике, способствующее воспитанию гражданско-патриотического чувства.
Продукты деятельности: Буклеты по темам встреч ДРК; краткий обзор в виде фоторепортажа и описания встреч по темам работы ДРК в приемной комнате группы и на сайте ДО; альбомы: ?Моя семья?, ?Альбом добрых дел?.
Контрольно-оценочный аспект проекта предполагается по трем направлениям: педагоги, дети, родители. Из наблюдений воспитателя группы будет складываться оценка качества вовлеченности родителей в жизнедеятельность ребенка и группы. При изучении и анализе продуктов деятельности будет оцениваться качество практической деятельности. Оценка взаимодействия воспитателя и специалистов ДО с родителями будет выявляться с помощью анкетирования родителей.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ.- М.: ТЦ Сфера, 2021.- 80с.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М..: ТУ Сфера, 2023.- 208с.








5