Автор статьи учитель-логопед Штольц Марина Андреевна Адрес электронной почты: Meryland999@mail.ru МАДОУ ?Детский сад ?Калейдоскоп? Проект Программы детско-родительского клуба ?Дошколёнок? Краткая аннотация проекта Проект программы детско-родительского клуба (далее ДРК) направлен на тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса, а именно: на детей, педагогов/специалистов и родителей. В реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО) одними из основополагающих функций являются: обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами (раздел 1, п .2.1); создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социально культурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой родины (раздел 1, п. 2.2) [2, с.5]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в числе поставленных задач, особое внимание уделяется созданию благоприятных условий развития детей (раздел 1, п.1.6;.п.4); обеспечение психолого–педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) (раздел 1, п. 1.6 ; п.9) [1, с.6]. Для реализации обозначенных направлений, возникла идея использовать проектный метод в виде ДРК, так как проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого: она дает возможность быть полноправными участниками совместной деятельности. Основным направлением работы детско-родительского клуба стало нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) в тесном сотрудничестве с родителями/ законными представителями и педагогами детского сада. На сегодняшний день проект ДРК ?Дошколёнок? включен в рабочий план 2023-2024 учебного года и успешно проходит этапы реализации. Результатом освоения данного проекта программы предполагается: обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Проект программы рассчитан на один год и предназначен для работы с детьми с ТНР 5-6 лет и родителями (законными представителями). Реализация проекта обеспечивается в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Постановка проблемы. В настоящее время гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание являются одними из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, умственное и трудовое воспитание дошкольника. В процессе такого разностороннего воспитания в дошкольном возрасте зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Дошкольный возраст является сенситивным периодом в социально-коммуникативном развитии человека. Поэтому, в этот период для ребенка, очень важно получить грамотную поддержку и помощь взрослого. Согласно ФГОС ДО, развитие личности дошкольника, мотивации и способностей должно происходить в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Детско-родительский клуб в процессе своей деятельности реализует все образовательные области. Важнейшим условием работы ДРК ?Дошколёнок? является развитие конструктивного взаимодействия между специалистами, воспитателями и семьей, так как именно в совместной деятельности, согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, формируются все специфические человеческие психические процессы Цель программы: способствовать созданию необходимых условий для воспитания духовно-нравственной личности, патриотов своего Отечества, в тесном взаимодействии с родителями. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: обеспечение материально-технических условий для реализации проекта программы; формирование у детей чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким; формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как столице России, о Чусовом как о малой родине; воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово; воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики. Этапы реализации поставленных задач: подготовительный, реализационный, итоговый. На первом этапе - анкетирование и информирование родителей о предстоящей работе ДРК, подбор методической справочной литературы. На втором этапе – реализация проекта. Третий этап – итоговый, он включает в себя подведение итогов, анализ полученных результатов, обобщение опыта работы. По окончании проекта планируется анкетирование воспитателей, специалистов и родителей с целью выявления степени эффективности проекта. Кадровое обеспечение проекта (создание условий и интеграция): заведующий детского сада, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической работе, воспитатель группы. Расписание работы ДРК ?Дошколёнок?? на 2023-2024 учебный год № п/п Тема Период проведения 1 ?Здравствуй, ?Дошколенок?. Знакомство родителей с планом работы ДРК в рамках родительской встречи. Ведущие: учитель-логопед, воспитатель группы Октябрь 2 Играя, развиваемся. Влияние музыки на нравственно-патриотическое воспитание и развитие речи. Ведущие: учитель-логопед, музыкальный руководитель Ноябрь 3 Играя, развиваемся. Художественное слово, как средство нравственно-патриотического воспитания и развития речи. Ведущие: учитель-логопед; воспитатель группы Декабрь 4 Играя, развиваемся. Мой город. Моя страна – моя Родина. Ведущие: учитель-логопед; педагог-психолог Январь 5 Играя, развиваемся. ГТО всей семьей. Ведущие: учитель-логопед; инструктор по физической культуре Февраль Дополнительные мероприятия в рамках ДРК ?Дошколёнок? № п/п Мероприятие Период проведения 1 День матери. Подготовка с детьми видеоролика для мам - ?Какая моя мама? Ноябрь 2 Конкурс ?Мастерская Деда Мороза?. Изготовление новогодних игрушек для елочки в группе – ?Елка дружбы? (игрушки с учетом национальных особенностей семей ) Декабрь 3 Акция ?Рождественские подарки? Изготовление подарков для участников боевых действий. Январь 4 Акция ?Доброе сердечко?. 17 февраля – День доброты ?Альбом добрых дел сделанных детьми и родителями? Февраль Своими отзывами и пожеланиями родители могут поделиться в заключительной части встречи ДРК, написать на листе - ?Отзывы родителей о работе клуба ?Дошколёнок?, а так же поделиться в группе в VK ?Страничка логопеда?, оставив свой комментарий под ?Кратким обзором встречи?. Последовательность работы ДРК ?Дошколёнок? Вступительная беседа с родителями -10 минут /получение информации от специалистов детского сада по теме встречи, обсуждение степени участия родителей в деятельности детей в процессе игрового занятия/ Игровые занятия с детьми /родители непосредственные участники/ - 25 минут. Общее время встречи –35 минут. ? Посещение игровых занятий – свободное. Материально-техническое обеспечение: музыкальный зал детского сада, ноутбук, музыкальный центр, видеоаппаратура, расходные материалы. Программно-методическое обеспечение: методическая литература, перспективный план, конспекты, картотеки, фонотека, дидактические игры и другое. Ожидаемые результаты: При условии реализации данного проекта программы мы рассчитываем на следующие результаты: созданы комфортные условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; у детей в процессе активного формирования чувство привязанности к своим близким, детскому саду и друзьям в детском саду; представление о России, как о родной стране, о Москве как о столице России; чувство любви к своему родному краю и своей малой родине; у дошкольников сформировано представление о государственной символике, способствующее воспитанию гражданско-патриотического чувства. Продукты деятельности: Буклеты по темам встреч ДРК; краткий обзор в виде фоторепортажа и описания встреч по темам работы ДРК в приемной комнате группы и на сайте ДО; альбомы: ?Моя семья?, ?Альбом добрых дел?. Контрольно-оценочный аспект проекта предполагается по трем направлениям: педагоги, дети, родители. Из наблюдений воспитателя группы будет складываться оценка качества вовлеченности родителей в жизнедеятельность ребенка и группы. При изучении и анализе продуктов деятельности будет оцениваться качество практической деятельности. Оценка взаимодействия воспитателя и специалистов ДО с родителями будет выявляться с помощью анкетирования родителей. Список литературы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ.- М.: ТЦ Сфера, 2021.- 80с. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М..: ТУ Сфера, 2023.- 208с. 5
Проект Программы детско-родительского клуба «Дошколёнок»