Проект «Село моё родное»

Выполнили: воспитатель Дорохова З.В., старший воспитатель Ситкина С.А.

В дошкольном возрасте закладываются нравственные и эстетические основы формирования личности, первые представления о добре и зле, о прекрасном в процессе ознакомления с искусством, декоративно-прикладным творчеством родного края, его жизнью и людьми. Гуляя по селу, ребята нашей группы заметили, что на некоторых домах есть мемориальные доски, кому они посвящены, что это за люди и когда жили в нашем селе?.. Непонятно. Так у нас родился проект «Село моё родное».

Наш проект является познавательным, исследовательским, творческим, по срокам – долгосрочным, так как объем выполненных работ очень большой и сбор информации получается очень длительным, а участниками его являются воспитатели, дети, родители и те социальные партнеры, которые с радостью нам помогли в сборе материалов для проекта.

Цель проекта: Становление гражданских, патриотических чувств и духовности, нравственных и эстетических ценностей народа, освоение традиционной отечественной культуры через приобщение детей к ее истокам.

Задачи:

воспитание любви к Родине, привязанности к своей семье, дому, своему селу;

познакомить детей с достопримечательностями села;

познакомить с известными людьми, проживающими в селе;

расширение представлений о своём родном крае;

познакомить детей с природой и фауной села;

формирование чувства уважения к людям села.

развитие творческих, познавательных и коммуникативных навыков.

Актуальность проекта заключается в знакомстве детей с родной страной, родным краем, в проявлении интереса к традициям, истории, культуре своей малой родины. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни, что способствует изучению и знакомству детей с родной страной. Яркие впечатления полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Реализация проекта проходит поэтапно:

1 этап: подготовительный

постановка цели и задач;

определение объектов и методов.

2 этап: практический

поиск ответов на поставленные вопросы разными способами через практическую деятельность детей:

Познавательное развитие:

– беседы;

- экскурсии;

исследовательская деятельность;

дидактические игры

составление карты села и альбомов «Книга боевой славы», «Замечательные люди», «История села

Шилыково

», «История детского сада»

.

Речевое развитие:

чтение стихов, рассказов, сказок и былин;

загадывание загадок;

Развивающие игры на развитие речи:

«Угадай по описанию»

«Что дальше?» (продолжить логическую цепочку)

«Один – много».

Художественно – эстетическое развитие:

рисование,

аппликация,

конструирование;

слушание музыкальных произведений, пение;

постановки театральных представлений;

праздники

Социально – коммуникативное развитие:

сюжетно – ролевые игры;

экскурсии на социальные объекты;

Физическое развитие:

подвижные игры;

спортивные досуги и развлечения;

физкультминутки

В рамках этого проекта мы с ребятами посетили достопримечательности и значимые места нашего поселка: библиотеку, дом культуры, храм иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет», обелиск воинам, павшим во время Великой Отечественной войны, школу и прочие места, а также работали в музее нашего ДОУ.

Музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи и Родины. Экспонаты в музее доступны непосредственному восприятию детей. У детей формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивается одним днем, и дети могут самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп, а также провести экскурсию.

В ходе нашей совместной работы родились такие продукты, как альбом «История детского сада «Теремок», альбом «Село моё родное» (об истории села Шилыково), альбом «Замечательные люди» (о людях, которыми мы можем гордиться), «Книга боевой славы». В которой собраны данные о людях села, воевавших в годы ВОВ, служивших горячих точках: в Афганистане, Чечне, Югославии, а также тех, кто ликвидировал последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

Для того, чтобы достичь высоких результатов в нравственно - патриотическом воспитании наших детей, невозможно строить образовательную деятельность без взаимодействия с семьями воспитанников. Мы стремимся к тому, чтобы родители стали нашими сотрудниками, поэтому стараемся максимально вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность. Для выявления уровня родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания и потребности в приобщении детей к культурному наследию родного села было организовано и проведено родительское собрание в музее «Русская изба». Общение с родителями показало, что, живя в нашем селе, мало кто из них был в музее, не все знают историю села. По окончании родительского собрания провели опрос родителей на тему: надо ли знакомить детей с историей малой Родины? Результат превзошёл все ожидания, родители единогласно сказали, «ДА». Совместно с родителями дети подбирали материалы, изготавливали альбомы своими руками, составили карту села, на которой отметили безопасный маршрут каждого ребенка от дома до детского сада, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделав их настоящими партнерами.

3этап: заключительный – это:

презентация проекта

презентация карты села с безопасными маршрутами «Дом – детский сад»

презентация альбомов «Книга боевой славы», «История детского сада «Теремок»

презентация альбома «Замечательные люди»

презентация альбома «Село моё родное»

досуг «

Шилыковские

посиделки»

.

Ожидаемый результат проекта:

у детей наблюдается живой интерес к своей малой Родине (знают название своего села, называют адрес), к её истории (называют и узнают достопримечательности села);

проявляют интерес к посещению музея, демонстрируют знание правил поведения в помещении музея и умение придерживаться их;

повысился уровень развития речи детей;

дети с большим удовольствием делятся впечатлениями

о

их отношении к окружающему в рисунках, аппликациях, поделках.

Подводя итоги, мы можем с уверенностью сказать, что наш опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через изучение культурного наследия родного края соответствует требованиям ФГОС И ФОП ДО.