Социальный проект по ОБЖ

в группе старшего возраста

«СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»

Подготовила и провела:

Миронова Ю.В.

«Много правил есть на свете, Их должны запомнить дети!»

Актуальность

Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?

Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным. Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Продолжительность проекта:

1 месяц

Тип проекта:

познавательно-творческий, практико-ориентированный.

Участники проекта:

воспитатели, дети среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет, родители. Место проведения:

Проблема:

90% детей нарушают правила безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности, даже если им об этом говорили не раз.

Цель проекта:

Формирование у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

3. Познакомить со средствами пожаротушения;

4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;

5. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь;

6. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;

7. Обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы;

8. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;

Для педагогов:

1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.

2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.

Для родителей:

1.Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ

2.Активизировать родителей к совместной деятельности.

3.Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.

Продукты проекта

1. -Участие в Международном творческом конкурсе «Страна безопасности»;

-Участие в Международной занимательной викторине «Основы безопасности жизнедеятельности»;

-Участие во Всероссийской занимательной викторине по ОБЖ «Безопасные приключения Фиксиков»

- Участие во Всероссийской познавательной викторине по ПДД «Дорога без опасности»

2.Организация выставки творческих работ «Безопасность глазами детей».

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

1.У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

3. Дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения.

4. Каждый ребёнок осознанно стремится к безопасной жизнедеятельности.

5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

Для воспитателя:

1.Улучшение работы по взаимодействию с родителями.

Для родителей:

1.Активное участие родителей в жизни детского сада.

2.Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

3.Родители утверждаются в необходимости знакомства детей с правилами безопасного поведения ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подбор материала педагогом для реализации проекта. Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству. Разработка материала беседы (фото, сюжетные картинки, серия вопросов). Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.

2.ОСНОВНОЙ ЭТАП

Перспективное планирование по ОБЖ в средней группе.

Тема недели. Цель. Технологии:

1 неделя. Ребенок на улиц.

Понедельник.

Безопасность на дороге Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, ПДД, рассказать о светофоре. Рассматривание иллюстраций «На улице города». Дидактические игры и упражнения: «Собери картинку», «Можно – нельзя».

Конструирование: «Наша улица»

Чтение: С. Михалков «Моя улица»; Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Автобус»

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили»

Вторник.

Я потерялся на улице Дать детям знания, как вести себя в ситуации, если они потерялись или заблудились, к кому можно и нужно обратиться в этом случае. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона. Беседа «Если ты потерялся на улице».

Безопасность возле дома: колодцы, ямы, доски с гвоздями, игры на стройке, опасность высоты, крыши, лестничные пролеты и др. Обыгрывание проблемной ситуации

Среда.

Ребенок и общественный транспорт. Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте, на дороге рядом с транспортом, развивать внимание, усидчивость, терпение.

Беседа «В транспорте».

Рассматривание иллюстраций.

Четверг.

Наш помощник – светофор. Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении его сигналов (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый — готовятся к движению, на зеленый — двигаются). Закреплять знания детей о ПДД: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.

БеседаКак переходить улицу по светофору».

Дидактические игры и упражнения: «Сломанный светофор», «Можно – нельзя»

Чтение: С. Михалков «Светофор»; М. Дружинина «Наш друг светофор». С/р игра: «Улица» Игровая ситуация: «Улица».

Подвижные игрыСветофор», «Стоп!» Аппликация «Светофор»

Пятница.

Самокат и велосипед на улице.

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках, научить детей правилам.

Беседа «Я катаюсь на самокате (велосипеде)» Обсуждение проблемной ситуации.

Рассматривание иллюстраций. Настольные игры.

Беседа

2 неделя.

Ребёнок и лес.

Понедельник.

Правила поведения в лесу. Познакомить детей с элементарными правилами поведения в лесу, учить находить выход из сложных ситуаций.

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

Беседа: «Машенька заблудилась»

Вторник.

Будем беречь природу!

Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе (костер, а какие способствуют её восстановлению.

Дидактические экологические игры.

Беседа «Будем беречь и охранять природу».

Среда.

Съедобные и ядовитые грибы.

Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по внешнему виду, уточнить их названия.

Настольные игры.

Словарная игра «Съедобное - несъедобное».

Беседа: «Съедобные и несъедобные грибы».

Дидактическая игра: «Источники опасности в лесу».

Четверг.

Врачи – наши друзья.

Объяснить детям необходимость своевременного обращения к врачу, научить не бояться посещений врача, особенно зубного. Познакомить детей с номером телефона «03». Научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес).

Эксперимент.

Беседа.

Дидактические игры.

Чтение «Доктор Айболит» К. Чуковского.

С/и «На приеме у врача».

Беседа за круглым столом.

С/и «Больница».

Занятие-игра.

Пятница.

Я здоровье берегу я.

Научить детей заботиться о своем здоровье.

Занятие – игра.

Чтение: К. Чуковский «Айболит» здоровым быть хочу ситуаций, приносящих вред здоровью. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах, учить детей заботиться и своем здоровье.

Беседа

3 неделя.

Опасное вокруг нас.

Понедельник.

Ребенок и его старшие приятели. Научить ребенка говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. Разрешение проблемной ситуации.

Вторник.

Осторожно, злая собака!

Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинноследственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.

Беседа: «Животные – это не игрушка».

Обыгрывание игровых ситуаций.

Среда.

Бытовые опасности.

Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них, выходить одним на балкон.

Беседа.

Дидактические игры: «Можно – нельзя».

Четверг.

Опасные предметы.

Познакомить детей с опасными предметами и правилами обращения с ними. БеседаКолючие опасности», «Правила безопасности при работе с ножницами».

Рассматривание предметов: ножницы, иголки, кнопки и пр.

Опытно-исследовательская деятельность: что можно делать с опасными предметами.

Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Отбери опасные предметы

Пятница.

Не играй с огнем!

Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём. Познавательное занятие «Огонь добрый, огонь злой».

Беседа «Спички детям не игрушка»

4 неделя.

Один дома. Незнакомцы.

Понедельник.

«Звонят! Откройте дверь!»

Дать знания о том, как вести себя, если в дверь позвонил незнакомый человек и как вести себя, если ребёнок подошёл к своей квартире, а дверь приоткрыта или сломан замок.

Беседа. Чтении художественных произведений (например, русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. по выбору воспитателя)

Вторник.

Чужая машина.

Дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в разговор с водителем, даже, если это женщина — ласковая и приветливая.

Познавательная беседа «Меня позвал дядя из машины» «Знакомые и незнакомые люди».

Среда.

Не разговаривай с незнакомцами!

Дать детям знания о том, что нельзя вступать в разговоры с незнакомцами, идти с ними; и, что бы они не предлагали, отвечать: «нет» и сразу уходить туда, где много людей, при необходимости кричать и звать на помощь. Беседы: «Знакомые и незнакомые люди».

Четверг.

«У меня зазвонил телефон…».

Дать знания о том, как себя вести, если ребёнок один в квартире и по телефону позвонил незнакомый человек.

Занятие – игра.

Беседа «У меня зазвонил телефон…».

Сюжетные игры.

Пятница.

Игры во дворе.

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

Познавательная беседа «Арка в доме», «Опасности во дворе».

Взаимодействие с родителями

1.Оформление папок – передвижек, памяток.

- Памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма».

- Консультация для родителей по правилам дорожного движении, антитеррору.

- Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».

2.Заключительная диагностическая беседа.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В ходе подготовки и реализации социального проекта по безопасности «Страна безопасности» в группе среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет у детей сформировались навыки:

- безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

-отмечаются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

- дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения;

-каждый ребёнок стремится к безопасной жизнедеятельности;

- умеют и стремятся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

На протяжении всего проекта были выполнены творческие работы с изображениями правил поведения на воде, в лесу, на дороге, с огнем и т.д., для участия в Международном творческом конкурсе «Страна безопасности». Дети так же приняли участие в викторинах:

-Международной занимательной викторине «Основы безопасности жизнедеятельности», где показали хорошие знания, по правила безопасного поведения в различных ситуациях.

-Всероссийской занимательной викторине по ОБЖ «Безопасные приключения Фиксиков»

- Всероссийской познавательной викторине по ПДД «Дорога без опасности» Продукт данного проекта – выставка творческих работ «Безопасность глазами детей» («Пристегните ремни», «Светофор», «Огнетушитель», «Спасите дерево», «Пожарник» и т.д.)

Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и домовенком Непослухой в доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро рассказали и показали детям об основах безопасности жизни, для избегания многих опасных ситуаций! Увлекательные уроки тетушки Совы полностью заняли внимание детей. Развлекаясь с героями мультфильмов, дети одновременно получили полезные знания, необходимые в их еще начинающейся жизни. Для родителей были оформлены папки– передвижки, памятки, консультации по безопасности: папка-передвижка «Скользко! Как устоять в гололед?», памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма», консультация для родителей по правилам дорожного движении, антитеррору, памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле». Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы. Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.

Познавательное развитие

Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения»

Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их.

Беседа: «В мире опасных предметов»

Цели: продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами; закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных случаев

Беседа «Осторожно сосульки!».

Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.

Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода»

Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.

Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?».

Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.

Беседа «Внешность человека может быть обманчива»

Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Викторина «Осторожно, огонь!».

Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.

Речевое развитие

Практическое занятие «Не откроем волку дверь»

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.

Моделирование ситуации «Один дома».

Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.

Чтение стихотворения В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года».

Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения. («Основы безопасности поведения дошкольников», О.В. Чермашенцева).

Загадки «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога», «Пожарные загадки».

Цели: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах; развивать логическое мышление, внимание, память.

Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».

Цели: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.

Чтение сказки Т. Александровой «

Трехцветик

», чтение стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно»

Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности.

Чтение художественной литературы «Пир мышей».

Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя 8. Ситуация «Что делать если…».

Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)

Стихи о безопасности для детей - автор Ирина Гурина.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «Пешеходы»

Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.) Атрибуты: Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам.

Создание проблемной ситуации:

Дети отправились на экскурсию по городу.

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения. Что случится, если не будет дорожных знаков Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков «Службы спасения»

Информационная часть.

Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах.

Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы).

Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального транспорта. Создание проблемной ситуации: «На вызов едет пожарная машина»

Задача детей: организовать движение других транспортных «Мы — пожарные»

Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.

Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре».

Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.

3.Хозяйственно – бытовой труд: уборка в гараже.

Цели: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее дело, формировать бережное отношение к игрушкам (машинам).

4.Дидактические игры «Знакомый, свой, чужой».

Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам.

Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал. «Чем пожар я потушу»

Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.

5. Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и домовенком Непослухой.

Эта развлекательно-обучающая программа с мультфильмами в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро расскажет и покажет детям об основах безопасности жизни и поможет избежать многих опасных ситуаций!

Художественно – эстетическое развитие

1.Выполнение творческих работ на Международный творческий конкурс «Страна безопасности».

Цель: создания условий для развития творческих способностей детей и воспитания любви к искусству.

2.Раскрашивание раскрасок «Специальные машины».

3.Аппликация «Светофор».

4.Пение и слушание песен

- «Уроки о дороге»

- подборка песен по Правилам дорожного движения

- «Отважный пожарный»

5. Прослушивание аудиоэнциклопедии Дяди Кузи и Чевостика «Как себя вести» Веселый и увлекательный спектакль расскажет маленьким слушателям о том, как воспитанно и правильно вести себя в разных местах и ситуациях.

Физическое развитие

Подвижная игра: «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях)

Цель: познакомить с новой игрой, закрепить умение различать цвета и действовать по сигналу воспитателя.

Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие».

Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор».

Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель». Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.

3. Психогимнастика: «Водители и пешеходы».