Естественно – научный и экспериментальный проект

в комбинированной разновозрастной группе

«Я - человек»

Тип проекта: познавательно – исследовательский, оздоровительный.

Срок реализации проекта: 7 месяцев (с 1 октября 2023 года по 1 мая 2024года)

Авторы проекта: воспитатели Пономарева Т.В., Шамбалова З.Н.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители,

медицинская сестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Цель проекта: На основе познавательно - исследовательской деятельности развивать представление детей о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее; познакомить их с внешним и внутренним строением человеческого организма; формировать убеждения и привычки здорового образа жизни, воспитывать культурно-гигиенические навыки в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.

Задачи:

- Прививать элементарные умения детей дошкольного возраста следить за своим здоровьем, соблюдать правила гигиены;

- Формировать представления о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма;

- Пробуждать интерес к оздоровлению собственного организма;

- Расширять знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-гигиенических навыках; 

- Развивать умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;

- Развивать интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию;
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.

Основание для разработки:

Проблема:

В настоящее время в нашей стране особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей, а ведь от здоровья наших детей зависит будущее России.

За последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо принять меры по улучшению и охране здоровья, через естественно – научный и экспериментальный проект «Я - человек»

Актуальность проекта:

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Здоровье человека закладывается именно в детстве. Организм ребенка очень пластичен, чувствительный к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека, и от того каковы эти воздействия - благоприятные или нет  зависит, как сложится его здоровье.

От здоровья зависит духовная жизнь детей, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний. Поэтому нужно создать все условия для успешного усвоения культурно-гигиенических навыков и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Проект направлен на воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие представлений о физическом «Я» - строении и функции человеческого тела; чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.

Само понятие «здоровье» всегда рассматривалось как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии человека с природой и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни.

Поэтому мы пришли к выводу, что реализация данного проекта должна включать в себя следующие компоненты:

– ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь и здоровье;

– гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию дошкольниками материал по изучению тела человека;

– развивающий – формирование у детей активной позиции, направленной на саморазвитие;
– практический практическое осуществление и применение познанного.

При этом проект мы построили на принципах:

– научности – предлагаемый материал соответствует современному подходу к пропаганде здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста;
– реалистичности и доступности – объём представлений о строении человеческого организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует ФГТ и возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и усложнённости;

– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все необходимые правила;

– деловитости и занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.

Методы реализации проекта:

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

Оздоровительная деятельность

Игровая деятельность

Художественная деятельность

Трудовая деятельность

Физическая деятельность

Самостоятельная деятельность

НОД по реализации проекта длительностью 30 минут проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю и представляет собой  свободную познавательно-экспериментальную деятельность. Далее полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, НОД по разным видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня, в виде своеобразных заданий в альбоме «Изучаю тело человека».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Диагностика. Уточнение представлений детей о строении и жизнедеятельности человека, его росте и развитии, физиологических понятиях, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.

●Анкетирование родителей

●Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами.

●Изучение необходимой литературы

Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.

●Создание развивающей среды:

1. Игровой центр:

- Сюжетно-ролевые и режиссерские игры: «Поликлиника»; «Семья»; «Магазин «Продукты»; «Ателье мод»; «Парикмахерская»

- Дидактические игры;

3. Центр безопасности;

4. Центр исследования и науки;

5. Центр правильной речи;

6. «Тропа здоровья»,  включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме

Рекомендации для родителей «Что должен знать ребёнок о строении человека»;

●Памятка «Тело человека».

Создание наглядного пособия «Человек и его строение »

Изготовление карточек с изображением органов человека для оформления сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»

●Изготовление отдела «Предметы личной гигиены» в сюжетно-ролевой игре «Магазин»

●Изготовление альбома «Изучаю тело человека».

2 этап – основной (практический)

●Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о строении человека.

●Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по данной проблеме.

Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний об анатомии, физиологии и гигиене человека через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

Тематические дни здоровья: «День витаминки», «День чистоты», «День воды», «День спорта»

 Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся»

●Изготовление листовок «Полезное питание».

 Сбор коллекции гигиенических предметов. Экспозиция "Прививаем навыки личной гигиены"

● Валеологический досуг с родителями "Путешествие на планету "Семитония""

Изготовление атрибутики и шапочек – масок для игр – драматизаций: «Валеологическая сказка про мальчика Витю»

●Тематические выставки: «Тело человека», «Правильное питание», «Мы занимаемся спортом», «На все руки от скуки», «Какие бывают микробы?», «Человек и природа», «Рецепты из бабушкиного сундучка», «Здоровые зубы – здоровью любы», «Модный журнал», «Труд человека красит», фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья».

●Исследовательская деятельность: «Живой мир», «Как мы дышим?», «Что такое вкус?», «Наши глаза», «В поисках здоровья», «Что нам расскажет лупа и микроскоп?», «Слух», «Весёлые человечки играют», «Нарисуем свой портрет», «Починим игрушку», «Наши помощники», «Откуда берётся голос?», «Как согреть руки?», «Носарий», «Умный нос», «Язычок - помощник», «Сколько ушей?», «Проверим слух», «Большой - маленький», «Проверка зрения», «Если не видишь», «Сколькими способами можно напиться?», «Зачем человеку руки?», «Как человек умеет передвигаться?», «Вдох и запах», «Осязание», «Обаяние», «Тепловые и холодовые точки»;  «Органы чувств, или с помощью чего человек познает мир»;  «Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас»; «В стране Легких или путешествие воздушных человечков»; «Глаза, нос, уши – наши умные помощники»; «Где прячется здоровье?».

●Мероприятия:

НОД регламентированная:

1. Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора):

«Вот какой я!»; «Человек – часть живой природы»;  игра – путешествие «Из чего я сделан?»; «Движение для здоровья» (строение двигательной системы); «Как жить с людьми?»; «Маски на лице и в жизни»; «Почему люди такие разные?»; «Внешнее строение человека»; «Скелет человека»; «Скелет – главная опора моего тела»; «Познакомимся со своей кожей»; «Кожа, или живая одежда»; «Познакомимся со своими зубами»; «Почему у нас два глаза?»; «Дороже алмаза – два своих глаза»; «Сердце и сосуды»; «Как устроена дыхательная система?»; «Знакомство с ухом», «Знакомство с трудом врача» (экскурсия в медкабинет), «Мальчики и девочки», «Как одевались люди в разное время?», «Посещение картинной галереи. Портретная живопись.»; «Дорога к доброму здоровью».

2.Художественное творчество:

Рисование: «Портрет моего друга»; «Я с папой»; «Я с мамой», «Моя семья»; «Автопортрет»; «Оденем кукол красиво»; «Портретная живопись»; «Дети на прогулке»; «Как прекрасен этот мир, посмотри», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Давайте же мыться, плескаться».

Лепка «Спортивный праздник»; «Отважные парашютисты»; «Загорелые человечки на пляже»; «Аквалангисты»; «Пришельцы из космоса»; «Покорители космоса»

Аппликация «Шляпы, короны, кокошники»; «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Одежда моей мечты»; «Современные причёски», «Королевский наряд»

Конструирование «Ягодка» (из бросового материала); «Панно с фруктами» (из природного материала); «Фрукты» (из бумаги); «Домик – фрукт» (из бумаги);

3. Коммуникация:

Беседы: «Самоанализ своего здоровья и забота о нем» (какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься); «Почему человек болеет?»; «Здоровая пища»; «Чем отличается мужской организм от женского?»; «Что могут делать руки и ноги?»; «Как сохранить свою кожу здоровой?»; «Оказываем первую помощь»; «Как правильно ухаживать за зубами?»; «Для чего нужен язык?»; «Как работает дыхательная система?»; «Любимая пища желудка»; «Как органы человека помогают друг другу?»; «Кто как видит?»; «Чтобы зренье укреплять витамины будем принимать»; «Здоровые зубы – здоровью любы»; «Предметы гигиены»; «Полезные продукты»; «Как правильно ухаживать за малышом?»; «Из чего я сделан. Клетка», «На чём всё держится. Скелет и мышцы»; «Смотри во все глаза!»; «Слушай во все уши!»; «Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки»; «Дыхание. В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков»; «Мозг – центральный компьютер»; «Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека»; «Правильное питание – залог здоровья»; «Кто помогает нам быть здоровыми?».

Вечер загадок «Я - человек» (ребусы, кроссворды).

Экологические наблюдения за живой и не живой природой, взаимоотношения человека и природы. Рассматривание картинок.

4.Чтение художественной литературы:

Энциклопедии для дошкольников: «Человек», «Моя первая книга о человеке», «Первые люди»; В.Драгунский «Денискины рассказы»; С.Михалков «Мимоза»; А.Акима «Первый снег»; Н.Семёнова «Как стать «Неболейкой»»; К.И.Чуковский «Айболит»; С.Михалков «Овощи»; В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; Н.Найдёнова «Наши полотенца»; К.И.Чуковский «Мойдодыр»; М.Пришвин «Золотой луг»; Е.Чарушин «Белка»; В.Катаев «Цветик – семицветик», И. Токмакова «Мне грустно я лежу больной»; С. Михалков «Прививка», «Чудесные таблетки». Работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций, различных фруктов, овощей и растений, людей)

5. Физическая культура:

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Из истории олимпийских игр»; самостоятельная деятельность с нестандартным физоборудованием; лыжная прогулка с родителями.

Соревнования: «Мама, папа, я – здоровая семья»; оздоровительный бег по картам маршрутам; «Зимняя спартакиада»

Спортивные праздники: «В путь за здоровьем»; «Спортландия – страна здоровья»

Картотека подвижных игр, релаксации, гимнастики после сна.

6.Музыка:

Развлечение «В стране Здравии»

Альбом колыбельных песен. Музыка природы.

Разучивание песен: «Овощи»; «Каша»; «Урожайная». Разучивание частушек об овощах и фруктах, здоровье, физкультуре.

7.Социализация:

Развивающие и дидактические игры, упражнения:

«Будь стройным»; «Маленькая мама»; «Кулинарное лото»; «Кто в домике живёт?»; «Где растёт каша?», «Чудо – дерево»; «Мы считаем»; «Угадай-ка»; «Веселый повар»; «Поможем клоуну Роме»; «Угадай на вкус»; «Вершки – корешки»; «Собери урожай»; «Чудесный мешочек»; «Почтальон принёс посылку»; «Созрело – не созрело»; «Вредно – полезно»; «Что сначала – что потом?»; «Что в корзинку мы возьмём?»; «Витаминные семейки»; «Найди лишнее»; «Зеленый друг» (ботаническое лото); «В саду ли, в огороде»; «Поваренок»; «Собери целое из частей»; «Фрукты»; «Отгадай овощ или фрукт на вкус»; «Лото»; «Водяной лабиринт»; «Зелёная аптека»; «Грибники»;Помоги себе сам».

Сюжетно-ролевые игры:

Магазин «Овощи-фрукты», «Продукты», «Семья», «Фруктовое кафе», «Приготовим обед для кукол», «Спортивная школа», «Санаторный детский сад», «Обед в семье», «На приёме у стоматолога», «Офтальмолог», «Фито – аптека», «Поездка на дачу», «Айболит в гостях у детей», «День рождение».

▪Ситуации: «Винни – пух в гостях у Кролика», «Ждём гостей», «Идём в гости к Мише», «Если мама заболела», «На приёме у врача», «Какой чай полезней?».

8. Труд:

На экологической тропе: посадка растений, оформление тропы здоровья.

«Огород на подоконнике». Уход за выращиванием овощных культур на мини-огороде. Подготовка лука и чеснока к обеду. Проведение занятий по приготовлению соков, чаев, салатов. Посадка рассады в открытый грунт.

9.Здоровье:

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, день здоровья, час развлечения.

Оздоровления фитонцидами: чесночно - луковые закуски (в обед с супом), ароматизация помещений, чесночный киндер.

Основные лечебно профилактические мероприятия: мажем носики оксалиновой мазью; витаминизация, точечный массаж.

Закаливающие процедуры: босохождение; хождение по массажным дорожкам; обмывание шеи, рук до локтя, после дневного сна , холодной водой.

Работа с родителями.

Проведение родительского собрания на тему «Охрана жизни и здоровья детей».

▪Консультации: «Что значит быть здоровым?», «Полезные продукты», «Правильное питание дома», «Воспитание здорового ребенка (ребенок и компьютер)», «Организация ухода за детьми” (туалет носа, умывание, полоскание рта, чистка зубов)», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

Дискуссия по вопросам охраны жизни и здоровья «Преступники и жертвы»

▪Папка – раскладушка «Что такое «витамины» и где они живут?», «Двигайтесь на здоровье», «Как нельзя поступать с ребенком», «Памятка родителю», «Семь заблуждений о морозной погоде», «Техника проведения точечного массажа», «Дышим правильно».

Анкетирование «ЗОЖ»

Фотоальбом «ЗОЖ в семье»

▪Обмен опытом «Как мы делаем зарядку», «Как мы научили ребёнка чистить зубы».

▪Изготовление книги «Всё о человеке»

Индивидуальные беседы с родителями «Как сохранить здоровье вашего ребёнка»

Совместная деятельность родителей и детей: поиск информации о человеке, его строении, чтение и заучивание загадок о ЗОЖ

Составление книги из детских рисунков «Приключения в стране «Человечков»»

Выставка поделок из овощей и фруктов, природного и бросового материала.

Посадка «Огород дома на подоконнике» (лук, петрушка)

●Оформление папки «Познаём человека»

Конкурсы: «Красивая причёска»; «На балу у Золушки»

3 этап – заключительный

●Обработка результатов по реализации проекта.

●Презентация проекта.

●Итоговая диагностика.

Итоговое мероприятие «Что? Где? Когда?»

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Реализация данного проекта поможет детям относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. У детей будет развито представление о своем теле; организме; дети научатся жить в гармонии с собой и с окружающим миром; будут проявлять интерес к оздоровлению собственного организма.

Родители будут прислушиваться, и выполнять рекомендаций педагогов в области здоровьесбережения детей; активно участвовать в воспитательно-образовательном процессе; грамотно и творчески относиться к вопросам правильного питания и гигиены, воспитания здорового образа жизни у своих детей. Только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны

Список использованной литературы

А.И. Иванова “Естественно

-научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.

С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.

А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.

П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.

С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.

М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.

Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.

А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.

Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.

Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова “Как сохранить и укрепить здоровье детей”, Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2004 год.

В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.

Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.

Л.Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.

В.В. Поляков “Основы безопасности жизнедеятельности”, “ДИК”, Москва, 1997 год.

“Дошкольное образование”, №14 2004 год, №4 2007 год.

“Ребёнок в детском саду” №4, 2008 год.