Межпредметный проект «Здоровье женщины – здоровье нации»

Руководитель проекта: учитель химии и биологии Фёдорова Е.В., КГКОУ «Краевая вечерняя сменная общеобразовательная школа №7», ИК 22, г. Красноярск.

Актуальность

Проблема здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Наша школа является пенитенциарной, в ней обучаются осуждённые женщины в возрасте от 18 до 30 лет и старше. У всех уже есть богатый «отрицательный» жизненный опыт. Образ жизни наших обучающихся до совершения преступления был таков, что многие из них не знают элементарных правил гигиены и их значения, о механизме воздействия наркотиков, алкоголя, табака, об отличии ВИЧ-инфицированного от больного СПИДом и много другой жизненно важной информации. Последствиями таких пробелов в знаниях может стать угроза жизни не только собственному здоровью, но и здоровью всех людей, находящихся в контакте с нашими ученицами как во время пребывания их в колонии, так и после освобождения, поэтому мы должны научить оступившихся женщин основными принципами здоровьесбережения.

Идея: Внедрение технологий здоровьесбережения и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся.

Миссия: Здоровье, красота, успех.

Гипотеза: Здоровье Человека не будет ухудшаться, если вести Здоровый образ жизни.
Цель проекта: формирование и усвоение универсальных знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию осуждённой женщины. Обеспечение психического и эмоционального благополучия осуждённых женщин. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой, зависимости физического и психического здоровья от экологических условий. Сохранение богатств Земли, оставленных предыдущими поколениями.

Задачи, которые ставит перед собой коллектив школы:

1. Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществах, их пагубном влиянии на здоровье.

2. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья и формировать у обучающихся ответственное отношение к собственному здоровью.

3. Ориентировать обучающихся на осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

4. Формировать информационную и коммуникационную компетентность в сфере здоровьесбережения.

5. Адаптировать обучающихся к жизни в обществе.

6. Ориентировать обучающихся на осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

7. Воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Ожидаемые результаты:

1. Создание здоровьесберегающей среды;

2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

3. Формирование у обучающихся ценности здоровья, сохранение и укрепление собственного здоровья.

Для организации проекта необходимо:

1. Работа с медсанчастью ИК (выявление обучающихся, имеющих отклонения в психическом состоянии).

2. Работа с психологической службой ИК 22.

3. Выход за пределы ИК (социальное партнёрство: приглашение специалистов из центра профилактики СПИДа).

4. Работа с классными руководителями (организация профилактики асоциального поведения).

5. Работа с учителями-предметниками (использование здоровьесберегающих технологий).

6. Работа со школьным психологом.

Исходя из данных медсанчасти Ик-22, анкетирования обучающихся, совместной работы учителей школы с воспитательным отделом было выявлено, что за последние годы наблюдается рост количества обучающихся с  заболеваниями ЦНС, органов зрения и слуха, органов дыхания и пищеварения. Участились случаи заболевания туберкулёзом, кожных заболеваний. Среди причин, повлекших за собой такие показатели, вполне могут быть условия и образ жизни на свободе, наследственность, экологический фон. При этом существуют также факторы, влияющие на здоровье: недостаточное освещение, повышенный шум на производстве, дефицит двигательной активности, вечерняя форма обучения, недостаток релаксации во время пребывания в местах лишения свободы,  интенсификация образования, введение средств обучения, основанных на новых информационных технологиях.

Среди 211 обучающихся 34 человека состоят на профучёте по следующим причинам: психические расстройства, склонность к насильственным действиям сексуального характера; длительный срок отбывания наказания (10 лет и выше); лица, организующие и провоцирующие групповые эксцессы; лица, склонные к побегу и нападению; склонные к употреблению наркотических веществ и спиртных напитков.

Анализ состояния здоровья наших обучающихся и возможных причин, влияющих на его уровень, показал необходимость создания Программы «Школа здоровья», которая в свою очередь определит основные направления деятельности, создание и развитие единой системы здоровьесбережения обучающихся в образовательном учреждении, поможет сформировать единые ценностные установки и подходы к здоровьесбережению обучащихся.

Ознакомление обучающихся с необходимой информацией осуществляется через учебные предметы (окружающий мир, природоведение, биологию, химию, географию, физику) и систему внеклассной воспитательной работы.

Проект долгосрочный, поэтому мероприятия планируются ежегодно.

Этапы реализации Программы «Школа здоровья»:

 I этап: Подготовительный (2016-2017)

1. Оценка и анализ состояния здоровья обучающихся в школе.

2. Подготовка программно-методического обеспечения.

3. Психолого-педагогическая подготовка педагогического коллектива.

4. Ознакомление обучающихся с Программой «Школа здоровья».

5.Организация взаимодействия с МСЧ, с психологической службой, воспитательным отделом ИК 22 для реализации Программы «Школа здоровья».

II этап: Практический (2017-2021) Реализация Программы «Школа здоровья».

III этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2021-2022)

1. Анкетирование обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации Программы «Школа здоровья».

2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья обучающихся до и после реализации Программы «Школа здоровья».

3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у обучающихся школы на здоровый образ жизни.

4. Обсуждение итогов реализации Программы «Школа здоровья» в коллективе педагогов, обучающихся.

5. Коррекция Программы «Школа здоровья» по итогам реализации.

6. Публикации, распространение опыта.

Предполагаемый результат:

1. Снижение показателей заболеваемости обучающихся.

2. Стабилизация состояния здоровья обучающихся по основным показателям.

3. Повышение качества и уровня обучения.

4. Повышение уровня ответственности обучающихся за своё здоровье.

5. Полученные валеологические знания позволят обучающимся понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

6. Обучающиеся смогут оценивать состояние своего здоровья с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.

7. Обучающиеся научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

Конечный продукт: выпускник КВСОШ №7 владеет знаниями, умениями и навыками ЗОЖ, имеет внутреннюю потребность применять их в повседневной жизни.

Основные мероприятия Программы «Школа Здоровья»

1. Создание папок с методическими рекомендациями для проведения классных часов по направлению «Здоровье».

2. Классные часы: а) по профилактике вредных привычек: курение, алкоголь, наркотические вещества; б) профилактика ВИЧ-инфекции, заболевания СПИДом; в) питание и здоровье; г) экология и здоровье человека.

3. Круглый стол «Формула здоровья»; «Старые истины – на новый лад» (гигиена кожи, одежды и обуви); «Скорая химическая помощь» (о лекарственных веществах, опасность самолечения, домашняя аптечка и её использование).

4. Конференция «Алкоголь – яд, убивающий в человеке Человека»; «Врождённые заболевания. Причины. Профилактика»; «Глобальные проблемы Человечества».

5. Ток – шоу «Есть или не есть, пить или не пить, жить или не жить?» (гигиена питания).

6. Мониторинг состояния здоровья обучающихся.

7. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у обучающихся на здоровый образ жизни.

Список литературы

1. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. - М.: Медицина, 2007.

2. Коростелев Н.Б. От А до Я. - М.: Мега, 2000.

3. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - М.: Медицина, 2011.

4. Лещинский Л.А. Берегите здоровье