МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное нетиповое
общеобразовательное учреждение Самарской области
«Академия для одаренных детей (Наяновой)»

Рассмотрено на заседании учебно-методического совета
«___» ___________20__,

протокол № ____

Председатель УМС

__________________

/М.В. Стёпкина/

Проверено

Руководитель учебно-методического управления

_______________________

/А.В. Синицкий/

«___» ___________ 20_ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор _______________

/М.В. Наянова/

Приказ от «___»___20__ № ___

Рабочая программа учебного предмета

«Мой проект»

Класс: 4

Учебный год: 2023-2024

Разработала:

Крюкова А.А, учитель русского языка и литературы

Самара – 2024

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой проект» составлена на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.);

3.ООП НОО ГБНОУ СО «Академия для одарённых детей (Наяновой)»;

4. Положение о внеурочной деятельности в ГБНОУ СО «Академия для одарённых детей (Наяновой)»;

Общая характеристика учебного курса

Учебное проектирование — важный элемент современной системы образования. Но прежде чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить учащихся к самостоятельной работе в рамках учебного проекта, сформировать у них элементарные проектные умения и навыки. Развивая проектные умения и выполняя целостные проекты, можно совершенствовать проектную деятельность в целом. Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения, а также формирования компетентности обучающихся и решения воспитательных задач в общеобразовательной школе, что предусматривает обновлённый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 № 286).

Целью курса «Мой проект» является формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности. Курс позволяет, начав осваивать учебное проектирование в начальной школе, достичь уровня сформированности проектной деятельности у учащихся, требуемого новыми образовательными стандартами. Начальное обучение направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования.

Основными задачами начального обучения проектированию в начальной школе является формирование следующих умений:

планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с выработанным планом;

планировать работу другого (других) для достижения определенного результата;

анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания;

ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;

анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели;

предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат.

Курс «Мой проект» в начальной школе построен на основе системы заданий. Задания даются с последовательным усложнением, расширяется состав формируемых проектных умений. Занятия организуются на деятельностной основе с постепенным усилением самостоятельности учащихся в применении проектных умений, осваиваемых в процессе выполнения заданий.

Работа над заданиями проводится в групповой форме организации занятий. Исключения составляют контрольные задания, где учащиеся работают в парах или индивидуально. Количество детей в группе оговаривается для каждого занятия.

Формирование и развитие умения анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания, проходят через все годы проектного обучения, составляют основу рефлексивной деятельности. Умение анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи и поставленной цели начинает формироваться путем совместной работы взрослого с детьми сначала при ведущей роли взрослого, затем шаг за шагом все с большей самостоятельностью и ответственностью детей. Сформированность этого умения должна достигаться к концу третьего года обучения по курсу, то есть к окончанию начальной школы.

Умение предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат начинает складываться с первых шагов освоения курса «Мой проект» в процессе выполнения заданий. Это умение опирается на сформированные навыки устной речи, умение делать устное сообщение на заданную тему, отвечать на вопросы по теме, использовать в рассказе наглядный иллюстративный материал.

Формирование проектных умений проводится сначала в условиях групповой организации занятий. Затем, по мере усвоения новых способов и средств организации деятельности, увеличения степени самостоятельности в применении формируемых умений, происходит переход к работе в парах. И наконец, когда сформированность умения достигает уровня интериоризации, — к индивидуальной форме работы. При совместной работе в группе план является не только средством выполнения всех входящих в него операций, но и средством решения новых задач — распределения работы, установления элементарных производственных связей.

Кроме деятельностных групповых занятий, в курсе предусмотрены занятия с фронтально-презентативной формой работы, фронтальные анализ предъявленных ситуаций и обсуждение представленных группами планов и результатов работы, объяснительно-иллюстративные и контрольно-оценочные формы.

Занятия по курсу «Мой проект» проходят в виде уроков и являются частью традиционной классно-урочной системы. Однако от традиционных уроков они отличаются большей степенью самостоятельности учеников, деятельностной основой организационной формы и нацеленностью на освоение способов действий и деятельностей. Урок имеет несколько составных частей: фронтально-интерактивную, деятельностно-групповую и презентативную. Каждый урок (или два последовательно стоящих в плане уроков, в зависимости от объема содержания) строится на основе задания.

Задание дается на выполнение (полное или частичное) всех необходимых действий проектирования и предъявляется учащимся в виде ситуации, содержащей проблему, которую необходимо разрешить. В процессе проектирования ученики должны предложить свой проект (замысел), то есть найти способ решения проблемы. Далее проект осуществляется практически или представляется на презентации. Чаще всего в учебном проектировании не всегда есть возможность осуществления проекта (замысла), однако цель «обучение проектированию» достигается. Проблемная ситуация обязательно содержит в своей формулировке описание проблемы и условий ее существования и формулируется с элементами игровой и практической значимости.

Важной составляющей уроков является презентация — предъявление результатов проектирования и самоанализ. Для того чтобы все группы учащихся имели возможность выступить, поупражняться в презентации (для формирования у обучающихся презентативных умений), предусматривается специально выделенное время на уроке и в случае необходимости методическая помощь в виде вопросов, плана презентации.

К концу 4 класса учащиеся уже могут проводить презентацию без подсказок. Вопросы, предлагаемые в этом классе для подготовки к презентации, нацеливают на рефлексивные действия.

Оценивание работы учащихся на уроках курса «Мой проект» безотметочное. При групповой работе оценивается работа всей группы, при парной и индивидуальной — соответственно парная или индивидуальная работа. Критерии отбора наилучших работ просты: для положительной оценки необходимо прежде всего сделать правильный план и аккуратно отмечать выполненные операции по ходу работы. Изделие должно соответствовать требованиям задания. По мере формирования умений анализа и проведения презентации к критериям оценки добавляется качество презентации и рефлексии групповой работы во время презентации. В последнюю очередь оценивается аккуратность и эстетичность изделия. По результатам оценивания учащиеся поощряются наклейками, или медалями, или свидетельствами.

Место курса в учебном плане

Учебный курс «Мой проект» рассчитан на 68 часов.

Формы организации учебного процесса и их сочетание: индивидуальная, групповая, коллективная.

Результаты изучения курса

Планируемые личностные результаты

Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.

Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Планируемые метапредметные результаты и универсальные учебные действия (УУД)

Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности, универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем раз- личного характера; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Знаково-символические: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); дополнение таблиц новыми данными; обработка информации (определение основной и второстепенной информации); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; подведение под правило; анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение; использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания; строить монологическое высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий: составление текста-рассуждения; выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; использование обобщающих слов и понятий.

Смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в устной и письменной формах.

Различные способы поиска и использования информации: поиск значения слова по справочнику; «чтение» информации, представленной разными способами.

Обучающиеся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием справочной и учебной литературы;

использовать знаково-символические средства, в том числе

модели и схемы для решения задач;

строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и отношениях;

обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение

общности для целого ряда или класса единичных связей на основе выделения сущностной связи;

устанавливать аналогии;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

допускать возможность существования у людей различных то-

чек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

адекватно использовать речевые средства для решения раз-

личных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и выполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Содержание учебного курса

Основным содержанием курса «Мой проект» являются проектные умения, цепочки проектных действий, обусловленные технологией проектирования, проектирование и презентация (и/или осуществление) в целостном учебном проекте минимального уровня сложности, а также общеучебные умения и УУД.

Вспомогательным содержанием является содержание предъявляемых проблемных ситуаций в заданиях курса. Объекты ситуации и все, что известно о ней ученикам, являются содержанием, на котором разворачивается образовательный процесс в деятельности. Это та часть содержания, с которым будут проводиться различные действия и операции при выполнении задания, которая должна быть в достаточной мере известна, понятна, знакома из личного житейского опыта учеников или изученного ранее на других предметных занятиях.

Тема 1-2. Что такое исследование? - 2ч

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

Тема 3-6. Как задавать вопросы? – 4 ч.

Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

Тема 7-9. Как выбрать тему исследования?- 3 ч.

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

Тема 10-11. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). – 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Тема 12-15. Библиотечные занятия «Знакомство с информационными справочниками» - 4 ч.

Работа в библиотеке. Научить выбирать литературу на выбранную тему.

Тема 16-19. Наблюдение как способ выявления проблем. – 4 ч.

Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

Тема 20-23. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. - 4 ч.

Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Тема 24-27. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. 4 ч.

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

Тема 28-31. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). – 4 ч.

Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 32-35. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. - 4 ч.

Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 36-37. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. 2 ч.

Заочная экскурсия в прошлое.

Тема 38-41. Обоснованный выбор способа выполнения задания. 4 ч.

Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

Тема 42-45. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек. - 4 ч.

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

Тема 46-49. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 4 ч.

Учиться строить схемы «Дерево Паук».

Тема 50-54. Методика проведения самостоятельных исследований. – 5 ч.

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Тема 55-56. Коллективная игра-исследование. 2 ч.

Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Тема 57-60. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 4 ч.

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

Тема 61-65. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. 5 ч.

Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

Тема 66-68. Анализ проектной деятельности. - 3 ч.

Подведение итогов проектной деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.

Тема

Кол-во уроков

1-2

Что такое исследование?

2

3-6

Как задавать вопросы?

4

7-9

Как выбрать тему исследования?

3

10-11

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).

2

12-15

Библиотечные занятия «Знакомство с информационными справочниками»

4

16-19

Наблюдение как способ выявления проблем.

4

20-23

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.

4

24-27

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

4

28-31

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы).

4

32-35

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

4

36-37

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.

2

38-41

Обоснованный выбор способа выполнения задания.

4

42-45

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.

4

46-49

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

4

50-54

Методика проведения самостоятельных исследований.

5

55-56

Коллективная игра-исследование.

2

57-60

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.

4

61-65

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.

5

66-68

Анализ проектной деятельности.

3

Описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Для учителя:

Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2012г.).

Для обучающегося:

Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем: Рабочая тетрадь 1 класс, 2 класс 2 части, 3 класс 2 части,4 класс 2 части (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2013г.)

Дополнительная литература для обучающихся:

1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC Электронные ресурсы:

3. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http: / / all- ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Материально-техническое оборудование.

компьютер;

проектор;

экран;

прочее оборудование: доска, раздаточный материал для проектов.