ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Аннотация: Настоящая статья иллюстрирует важность привлечения родителей к сотрудничеству с детскими образовательными организациями на примере использования проектной деятельности. Автор приводит вводные из своего личного опыта работы в данном направлении, подтверждая его эффективность.
Ключевые слова: ФГОС, сотрудничество, проектная деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС, одним из ключевых принципов современного дошкольного образования является установление доверительных отношений с родительской общественностью. В современных условия ДОУ должно выступать в качестве особого пункта, обеспечивающего родителям своевременную поддержку по вопросам воспитания дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, раскрытия индивидуальных способностей.
Современный детский сад – это постоянно развивающаяся структура, представляющая собой мобильную систему, способную быстро реагировать на потребности родительской общественности. Поэтому формы сотрудничества ДОУ и семьи также должны изменяться. Один из ключевых вопросов современного образования – как привлечь родителей к сотрудничеству? Одним из инновационных решений этой проблемы является проектная деятельность, позволяющая гармонично вовлечь в образовательный процесс всех его участников.
Исходя из личного опыта работы в этом направлении, можно отметить, что проектная деятельность строится на следующих принципах:
- определение общей цели проекта, которая достигается через ознакомление родителей с основным содержанием и целями проекта;
- планомерная работа на каждом из этапов проекта;
- индивидуальный подход к семье каждого из детей, учет ее интересов;
- поддержание уверенности родителей в своей компетентности в вопросе воспитания ребенка.
За ------- использования данной технологии было реализовано множество проектов. Среди них: -------------
Особенностью проектной деятельности является то, что в ней участвуют и дети, и родители, и педагоги. Реализация проекта происходит в несколько этапов, обычно их три: подготовительный, практический и заключительный. На каждом этапе формируется определенная активность участников проекта. Подготовительный этап предполагает определение родителей в качестве участников проекта и определение деятельности, отвечающей потребностям ребенка и его мотивации к развитию социального опыта через ознакомление с окружающим миром. На этом этапе родителям предлагается создание информационного стенда по выбранной теме, разработка информационных материалов и брошюр. В рамках исследования по проблеме проекта проводится опрос или анкетирование для определения уровня осведомленности.
Практический этап предполагает активизацию интереса родителей к теме проекта через индивидуальные и коллективные консультации, мастер-классы и родительские собрания. На этом этапе также привлекаются семьи воспитанников к сотрудничеству через совместную деятельность с детьми, такую как создание поделок, макетов, газет, книжек и т.д., разработка презентаций и мини-сообщений, подбор материалов для мини-музея в группе. Особое внимание уделяется совместному с ребенком поиску информации для творческих работ, при этом приветствуется использование различных источников, таких как интернет-ресурсы, познавательные телепередачи, художественная литература, беседы, посещение музеев и выставок и т.д.
Заключительный этап ознаменован презентацией продуктов проекта, которые могут быть представлены в разных формах (концерт, торжественное открытие выставки или мини-музея, фоторепортаж и пр.). Каждая семья имеет возможность представить свои творческие работы. Систематическое использование проектной деятельности при работе с родителями позволило достичь следующих результатов: укрепление взаимодействия семьи и детского сада с целью закрепления знаний, полученных ребенком на занятиях, в семейной обстановке; высокая активность родителей в организации мероприятий ДОУ; сознательное отношение родителей к воспитательной деятельности, их стремление понять ребенка, анализировать свои достижения и ошибки; высокий уровень обратной связи с родителями по вопросам воспитания и обучения детей в детском саду и дома.
В заключение хотелось бы отметить, что, реализуя метод проектов в тесном сотрудничестве семьи, можно добиться высоких результатов.
Список информационных ресурсов
1. Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике» / Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ «Сфера», 2019.
2. Майер А.А., Давыдова О.И. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» / А.А. Майер, О.И. Давыдова. - М.: ТЦ «Сфера», 2018.