* {font-family: Arial; font-size: 12pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

«Проектная деятельность как средство формирования экологической грамотности младших школьников»

В современном мире экологическая обстановка ставит перед человечеством важнейшую задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. Для этого необходимо повышать уровень экологической грамотности населения. Создание нового отношения человека к природе важно начинать уже в младшем школьном возрасте, когда происходит становление личности, закладываются определенные качества и свойства и определяют её сущность в будущем.

Согласно ФГОС, в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов.

В современном образовательном процессе экологическое воспитание обучающихся занимает одно из приоритетных направлений, которое заключается в умении человека научиться жить в гармонии с природой.

Экологическая безграмотность человека чаще всего приводит к тому, что он может нанести непоправимый вред окружающей среде.

Человека экологически грамотного отличает знание принципов экологии, практическое следование экологическим ценностям и ответственное отношение к природе, которое он соблюдает в повседневной жизни.

Практические занятия и экологические игры помогают школьникам расширять эрудицию и представления об окружающем мире.

Но самый высокий уровень познания природы достигается путём практического взаимодействия с объектами природы.

Именно в младшем школьном возрасте появляется желание и возможность самому ухаживать за природными объектами, получая первый самостоятельный опыт общения.

Экологический проект – это средство педагогического воздействия, основанное на приобретении учащимися знаний и умений в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, направленных на формирование их экологического сознания.

Путем вовлечения обучающихся в проектную деятельность приобретается практический опыт взаимодействия с окружающим миром и формируется стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.

Для реализации практической части данной работы мною был разработан план мероприятий, которые я провела на базе МБО СОШ №18«Школа Юности» г. Екатеринбурга: социологические опросы обучающихся, посадка желудей, участие в акции «Возродим наш лес» и всероссийском экологическом уроке «Лесомания».

Сопоставив данные опросов, которые я проводила у обучающихся до участия в мероприятиях и после, можно сделать вывод о том, что вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, повышает их уровень экологической грамотности. Ребята проявляют больше интереса к урокам окружающего мира, пополняют свои знания, изучая теорию на практике, учатся их применять и соблюдать в повседневном взаимодействии с природой.

Воспитание сознательного отношения к природе и экологическое образование – это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств; он обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической грамотности школьников.

В ходе проводимых уроков и акций у учащихся появилась положительная мотивация поступков по отношению к окружающей среде, поменялись интересы, а значит, цель, поставленная в начале данного проекта, была достигнута, а задачи-выполнены.