Проектная деятельность как средство познавательной активности старшего дошкольника.
Метод проектов в работе с дошкольниками - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Метод проектов позволяет развивать познавательную мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых. Дошкольный возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности.
Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном учреждении, меняют систему управления дошкольным образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к педагогической деятельности. Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования и проекта, как одна из форм поисковой деятельности.
Проект – специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.
Проектную деятельность широко используют с детьми старшего дошкольного возраста. Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Проектная технология предполагает:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность воспитанника;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Виды проектной деятельности.
В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов:
- по составу участников: индивидуальный, подгрупповой, семейный, парный, групповой;
- по содержанию: монопроекты (одна образовательная область), интегративные (две и более образовательные области);
- по продолжительности: краткосрочные (1-4 недели), среднесрочные (до 1 месяца), долгосрочные (полугодие, учебный год);
- по доминирующему виду проектной деятельности: информационные, исследовательские, творческие, проектно-ориентированные.
Типы проектов:
- исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп;
- информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе;
- ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
- творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
Этапы:
1 этап – Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель - инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.
2 этап - Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:
«Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?);
Образ «Семь мы»;
Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта). Планирование проектов (конечный продукт).
Дети объединяются в рабочие группы. Распределение амплуа.
3 этап - Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.
4 этап - Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Проектная деятельность охватывает все образовательные области:
познавательное развитие: наблюдения, исследовательская деятельность; физическое развитие: подвижные игры, спортивные развлечения, эстафеты, физкультминутки; художественно-эстетическое развитие: лепка, рисование, аппликация; социально-коммуникативное развитие: беседы, рассматривание картинок, трудовая деятельность, игровая деятельность. Так же уделялось большое внимание развитию речи и чтение художественной литературы.
Каждый проект заканчивался итоговым мероприятием: праздником, развлечением, посиделками. При реализации проектов проводилась большая работа с родителями. Они принимали участие в изготовление книг, семейного фотоальбома и газет "Папа лучший друг", "Мамины помощники", "Мой игровой уголок дома", в выставках "Ёлочка красавица", "Весенняя капель", "Парад кошек" и акциях.
Как показала практика одним из эффективных средств решения задач дошкольного образования, метод проектов, является важной формой планирования и организации воспитательно - образовательного процесса. Проектная деятельность расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка. Применение проектной деятельности закладывает у ребенка позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. А так же помогает ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.