Автор: Иванова Ираида Валентиновна,
студентка 2 курса ПИ СВФУ, г.Якутск; с.Бестях Жиганского района
Название статьи: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Аннотация
В данной статье рассматривается проектная деятельность как средство, способствующее развитию творческих способностей у младших школьников. Описаны преимущества использования проектов в учебном процессе и приведены примеры заданий, которые помогают детям развивать воображение, креативное мышление и навыки сотрудничества.
Данная статья может быть полезна учителям начальных классов.
Ключевые слова: творческие способности, проектная деятельность, креативное мышление, развитие, особенности.
Проектная деятельность представляет собой инновационный подход к обучению, направленный на развитие творческих способностей младших школьников. В условиях постоянно изменяющегося мира, где креативность и умение адаптироваться становятся ключевыми навыками, проектная работа предоставляет возможность детям не только усваивать учебный материал, но и применить его в практической деятельности.
Проектирование, как форма учебной деятельности, способствует активномувовлечению учащихся в процесс, развивает критическое мышление и умение работать в команде. Создавая свои проекты, дети учатся формулировать цели, разрабатывать планы и принимать решения, что, безусловно, обогащает их внутренний мир и формирует независимость.
Кроме того, проектная деятельность позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, что создает комфортную среду для самовыражения и реализации потенциальных способностей. Таким образом, через взаимодействие, исследование и творчество, младшие школьники не только получают знания, но и развивают уверенность в своих силах, начинаю активно участвовать в жизни общества, что, в свою очередь, способствует их гармоничному и всестороннему развитию.
Проектная деятельность становится не только инструментом обучения, но и катализатором социальной активности. Вступая в групповые проекты, младшие школьники учатся учитывать мнения сверстников, понимать и ценить командную работу. Это формирует у них навыки общения, а также развивает эмпатию и толерантность, что крайне важно в условиях многокультурного общества.
Кроме того, работа над проектами помогает развивать у детей инициативность и ответственное отношение к выполнению поставленных задач. Они понимают, что результат их труда зависит от личного вклада каждого участника, что мотивирует их стремиться к максимальному качеству выполняемой работы. Таким образом, проектная деятельность становится мощным стимулом для саморазвития и самореализации.
Важно также отметить, что проектная деятельность часто предполагает интеграцию знаний из различных областей, что способствует формированию междисциплинарного подхода к учебе. Это создает более широкий контекст для понимания учебного материала и позволяет детям видеть взаимосвязи между различными аспектами мира, который их окружает.
В результате, проектная деятельность формирует не только знания и умения, но и помогает детям развиваться как полноценным личностям, способным к критическому мышлению и креативным решениям в будущем.
Итак, проектная деятельность представляет собой эффективный инструмент, способствующий всестороннему развитию младших школьников, включая развитие творческих способностей. Ее использование в образовательном процессе позволяет создать условия для активного поиска знаний, развития навыков самостоятельной работы и формирования ценностных ориентаций у детей.
Изучение творческих способностей у младших школьников через проектную деятельность отражает важность современной парадигмы образования. Творческое мышление становится одним из ключевых компонентов личностного развития и успешной адаптации в изменчивом мире. Проекты в образовании выступают как средство интеграции знаний, позволяющее детям активно участвовать в процессе обучения и самостоятельно строить свои учебные опыты. Развитие творческих способностей через проектную деятельность открывает перед учащимися возможности для исследования, экспериментирования и творчества, стимулирует креативное мышление и самореализацию.
Ключевыми аспектами данного подхода являются формирование самостоятельности, приобретение навыков коммуникации, построение глубокого понимания материала и развитие личностных качеств. Открытость к новым идеям, способность к коллективной работе и умение анализировать и применять полученные знания в различных ситуациях важны для развития творческого потенциала у детей. Этот подход способствует не только умственному, но и эмоциональному и социальному развитию младших школьников, что является неотъемлемой частью современной образовательной практики.
Творческие способности представляют собой ментальные процессы, направленные на генерацию новых идей, решение нетипичных задач и создание оригинальных продуктов. Они включают в себя широкий спектр когнитивных, эмоциональных и мотивационных аспектов, формирующих у человека способность к инновациям и экспериментам.
Важно также отметить, что творческие способности могут проявляться в различных сферах деятельности, включая научную работу, искусство, бизнес и другие области. Это свидетельствует о их универсальности и значимости для успешной адаптации личности в современном информационном обществе, где востребованы оригинальность мышления, способность к инновациям и творческий подход к решению задач.
Развитие творческих способностей у младших школьников через проектную деятельность представляет собой эффективный педагогический подход, способствующий не только усвоению знаний, но и развитию инновационного мышления и самореализации. Особенности данного процесса включают в себя создание условий для самостоятельного и исследовательского подхода к учебе, стимулирование творческого мышления и способности к коллективному взаимодействию.
Важным аспектом является возможность младшим школьникам самостоятельно определять интересующие их темы для исследования, формулировать задачи и намечать пути их решения. Через проектную деятельность дети учатся критическому мышлению, поиску альтернативных решений, а также работе в команде, что способствует развитию социальных навыков и умению действовать в творческой среде.
Кроме того, проектная деятельность у младших школьников позволяет объединить теоретические знания с практическими навыками, что способствует лучшему усвоению материала и развитию креативности. Дети могут экспериментировать, творить, предлагать нестандартные решения, что побуждает их к самовыражению и проявлению индивидуальности.
Для эффективного развития творческих способностей у младших школьников с использованием проектной деятельности необходимо обеспечить определенные педагогические условия, которые способствуют максимальной реализации потенциала детей. Важным аспектом является создание стимулирующей образовательной среды, включающей современное оборудование, доступ к информационным ресурсам и учебным материалам, а также удобные рабочие условия для комфортной работы и обмена идеями.
В эксперименте приняли участие обучающиеся 3 класса в количестве 4 человек. Возраст участников эксперимента – 9 – 10 лет.
В коллективе 3 класса 2 девочки и 2 мальчика. Их разбили на 2 группы: 2 мальчика и 2 девочки. Экспериментальная группа: 1 мальчик - Корякин Руслан и 1 девочка - Гаврильева Виолетта. Контрольная группа: 1 мальчик - Самсонов Вячеслав и 1 девочка - Пахомова Пелагея. Класс обучается по программе «Школа России».
В первом этапе с целью выявления уровней сформированности творческих способностей младших школьников, нами использовались методики диагностики универсальных творческих способностей детей младшего школьного возраста В.В. Синельникова и В.Т. Кудрявцева.
Метод «Солнце в комнате».
Цель методики – выявить уровень воображения, способность ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению: учитель, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано».
По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.) учитель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку, так чтобы она была правильной».
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно для исправления картинки.
Обработка данных. В ходе обследования учитель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») – 1 балл.
Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла.
Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте – «Солнышко на улице») – 3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») – 4 балла.
Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.)) – 5 баллов.
2)
Методика «Складная картинка».
Цель методики – определение умений видеть целое раньше частей, умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Материал: складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10-15 см.).
Инструкция к проведению: учитель, предъявляя ребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?». Выслушав ответ, учитель складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».
Обработка данных: в ходе обследования ребенка учитель фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание – 3 балла. Всего – 15 баллов.
Выделяются следующие уровни ответов:
Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», «Ничего не станет», «Так не бывает») – 1 балл.
Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, то есть утеря контекста изображения («У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т.д.) – 2 балла.
Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т.д. – 3 балла.
Некоторые дети дали ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» к конкретной форме. Такие ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
Методика «Как спасти зайку».
Цель методики: оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию, наличие надситуативно-преобразовательного характера творческих решений.
Материал: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению: перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Учитель, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далек-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (учитель обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»
Обработка данных: в ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
Методика «Дощечка».
Ц
ель методики: оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами. Материал: А4, карандаш.
Инструкция к проведению: «дощечка» в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Учитель: «Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать». Как только ребенок сложил доску в первый раз, учитель останавливает его и спрашивает: «Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска? Услышав ответ ребенка, учитель вновь обращается к нему: «Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз». И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных: при обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (название формы получившегося предмета в результате складывания доски («гараж, «лодочка» и т.д.)), по 1 баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.
В ходе проведения данных методик использовались следующие критерии, характеризующие уровни сформированности творческих способностей младших школьников:
- высокий уровень – ученики проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляются наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое;
- средний уровень – характерен для тех учащихся, которые осознанно воспринимают задания, работают самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями;
- низкий уровень – ученики, находящиеся на данном уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.
50% учащихся экспериментальной группы находятся на высоком уровне сформированности творческих способностей. Данный ученик Корякин Руслан проявляет инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у него выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Ученик создает что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое.
В контрольной группе 100% учащихся находятся на высоком уровне сформированности творческих способностей.
Анализируя полученные результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что большая часть обследованных нами детей 3 класса находятся на высоком уровне сформированности творческих способностей. Для того, чтобы еще повысить уровень сформированности творческих способностей младших школьников, следует организовать занятия с использованием проектной деятельности и участвовать в научно-практических конференциях.
С целью выявления эффективности использования проектной деятельности как средства повышения уровня творческих способностей младших школьников, нами был проведен формирующий этап эксперимента в экспериментальной группе 3 класса.
Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, методическую литературу по проблеме исследования, мы отобрали наиболее эффективные приёмы работы по использованию проектной деятельности, направленные на повышение уровня сформированности творческих способностей младших школьников:
- организовывали педагогический процесс на основе данных диагностики уровня сформированности творческих способностей младших школьников;
- осуществляли целенаправленный индивидуальный и дифференцированный подход к школьникам в процессе развития творческих способностей в обучении;
- использовали творческие проекты для участия в научно-практической конференции «Я — исследователь».
В конце исследования нами была проведена подготовка и участие в научно-практической конференции.
Цель – повышение уровня сформированности творческих способностей.
Задачи:
Способствовать повышению самоуверенности у каждого ученика, его самореализации и использовании знаний на уроках.
Развивать исследовательские умения.
Развивать осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
Сформировать положительную мотивацию к обучению.
Содержание работы над проектами включает этапы: выбор темы проекта; выдвижение первоначальных идей; выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности; оценка и самооценка проекта; презентация проекта. Во время работы над проектами младшие школьники имеют возможность проявить свою индивидуальность, экспериментировать и применять умения из различных областей знаний.
Для начала мы побеседовали с ученицей, спросили про хобби, что любит делать, на какую тему хочет сделать проект. Ранее она не участвовала в научно-практических конференциях.
З
атем работали вместе по плану проекта. Ученица делала практическую часть, а мы теоретическую часть.
Тема проекта: «Удивительный мир оригами».
Работая над этой темой, Гаврильева Виолетта поняла, что этот вид искусства очень популярна в мире; узнала, что оригами развивает воображение, фантазию, внимательность, терпение; работала усердно, трудные задачи не хочет выполнять, поэтому работали вместе. В итоге получила сертификат за активное участие.
Таким образом, организация проектной деятельности позволила создать ситуацию, в которой ученица училась делать выбор и нести за него ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта начатое дело), а также рефлексировать этапы своей деятельности.
С целью определения эффективности использования проектной деятельности в развитии творческих способностей в обучении младших школьников был проведён контрольный этап опытно-экспериментального исследования. Данный этап предполагал решение следующих задач:
- выявить у учащихся 3 класса уровни развития творческих способностей;
- провести сравнительный анализ полученных результатов с результатами констатирующего этапа эксперимента.
Таким образом, сформулированная гипотеза исследования подтвердилась, что делает возможным рекомендовать учителям начальных классов использование проектной деятельности в обучении с целью повышения уровня сформированности творческих способностей младших школьников.
Мы провели исследование с целью теоретического обоснования и доказательства опытно-экспериментальным путем эффективности использования проектной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников в обучении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Барышева Т.А. Психология творчества, 2024 г.
Бейбородова Л.В., Белкина В.В. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей, 2024 г.
Бережковская Е.Л. Психология развития и возрастная психология, 2024
Бухарова И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, Москва – Юрайт - 2024 г.
Вентцель К.Н. Педагогика творческой личности, 2024 г.
Вишнякова И.И. Роль педагога в организации проектной деятельности, 2020 г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, 2020 г.
Землянская Е.Н. Педагогика начального образования, 2024 г.
Калинина С.А. Цифровые инструменты реализации проектной деятельности учащихся, 2021 г.
Калиткина Е.В. Организация проектной деятельности младших школьников, 2019 г.
Каргополов И.С. Проектная деятельность в школе, 2019 г.
Козиненко А.Н. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст]/ А.Н. Козиненко // Педагогический вестник. - №14. – 2020. – С.60-62
Коршунова О.В., Селиванова О.Г. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе, 2024 г.
Кривощекова У.А. Творческие способности как психолого-педагогический феномен, 2019 г.
Лобанова Е.В. Технология проектного обучения: история и современность, 2022 г.
Лукьянова И.Н. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст]/ И.Н. Лукьянова // Московский педагогический государственный университет. – 2020. - С. 69 – 74
Максакова В.И. Теория и методика воспитания младших школьников, 2024 г.
Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 8-9 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев), 2022 г.
Петрушин В.И. Развитие творческих способностей, 2024 г.
Пичугина Г.В. Методическое сопровождение проектной деятельности: проблемы и рекомендации, 2019 г.
Пухова Л.Р. Работа с одаренными детьми, 2020 г.
Савенков А. Педагогика. Исследовательский подход, 2024 г.
Утемов В.В., Зиновкина М.М. Креативная педагогика, 2024 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31 мая 2021 г.
Хамидулин В.С. Основы проектной деятельности, 2023 г.
Шубина Е.А., Бредихина А.Н., Аникеева К.А. Отличительные особенности проектной деятельности // Молодой ученый. – 2019. - №49 (287). – С. 149-151.