Проектная деятельность младших школьников

« Проектное обучение поощряет и

усиливает истинное учение со

стороны учеников, расширяет

сферу субъективности в процессе

самоопределения, творчества и

конкретного участия»

В. Гузеев


Содержание

1.Актуализация проведения проектной деятельности
2 История и сущность проектной деятельности.
3.Цели и задачи проектной деятельности младших школьников.
4.Метод проектной деятельности
5. Характеристика проектного метода.
6. Этапы работы над проектом.
7. Прогнозируемые результаты
8.Группы умений, формируемые проектным методом.
9.Типы проектов

10.Особенности учебных проектов младших школьников.
11. Роль родителей в проектной деятельности.
12.Условия эффективности проектной деятельности учащихся.
13. Практическая реализация проектов младших школьников. 

Заключение 
Литература 

Актуализация проведения проектной деятельности


Современная школа сегодня призвана решать новые образовательные задачи, связанные с овладением школьниками учебными компетенциями, т.е. овладение такими навыками и способами учебной деятельности, которые позволят учащимся более самостоятельно, творчески и осознанно подходить к процессам самообразования и саморазвития личности. Процесс образования претерпевает значительные изменения как со стороны методик и технологий, так и средств обучения, и подходов к обучению. Ведущими методами обучения стали личностно – ориентированные технологии, практические методы, рефлексивные и коммуникативные методики.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь метапредметные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны действительно практические, групповые, игровые, ролевые, социально-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя учащимся.
Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. В основе метода проектов лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Сегодня актуальна проблема не столько приобретения конкретного результата проекта, сколько методика формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. В своей работе я расскажу, как я мотивирую учащихся в проектной деятельности и формирую проектные навыки. Важно, чтобы система обучения в начальной школе начинала меняться, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.

Сущность и история проектной деятельности

Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме двадцатые годы в отечественные школы прошлого столетия данного метода не оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный метод не использовался. Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России в рамках программы « Технология» Под методом проектов в образовательной области «Технология» понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХ1 века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Метод творческого проектирования ориентирован на средние и старшие звенья школьного обучения, в начальной школе до недавнего времени использовался редко
Главная идея проектной деятельности - направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.

Словарь С. И. Ожегова дает следующее значения слова проект:

1) разработанный план сооружения, устройство чего – нибудь;

2) предварительный текст какого- нибудь документа;

3)план, замысел.

4) « брошеный вперёд».

Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности. Проект – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектная деятельность- это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя достается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Цели и задачи проектной деятельности

Цели и задачи проектной деятельности вытекают непосредственно из возможностей информационно – образовательного пространства школы и психо – возрастных особенностей младших школьников. Как учитель – организатор проектной деятельности, я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования: 

с

оздание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. 

создание условий для формирования и приобретения исследова

тельских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствую

щих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

Исходя из поставленных целей, перед учителями начальной школы стоят такие задачи:

- воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;

– готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;

– развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

– овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

– развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

– пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.


Метод проектной деятельности

 
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности. Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. (Е.С.Полат). Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Использование исследовательских методов предусматривает определенную последовательность действий: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных данных, оформление конечных результатов (презентация, защита, демонстрация и пр.) (Е.С.Полат).   В соответствии с этими определениями метод проектов можно отнести к технологиям обучения. Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов, творческих в сочетании с традиционными информационно- репродуктивными методами обучения, направленными на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. 
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка.  
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.  


Решение дидактических проектных задач не нацелено на получение объективно новых результатов, и потому открытия обучающихся не имеют объективной ценности, это «открытия для себя» При этом « путь к открытию для себя психологически может быть не менее труденчем та дорога, по которой идет настоящий конструктор»

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Характеристика проектного метода.

Исследователи характеризуют метод проекта как:

л

ичностно – ориентированный;

о

бучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

р

азвивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

ф

ормирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и

волевой сферах;

в

оспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и

творческое отношение к делу;

и

нтегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

з

доровьесберегающий.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
 Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Этапы работы над проектом


В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

м

отивационный этап:

 учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуж

дают, предлагают собственные идеи;

планирующий — подготовительный этап

: (определяются тема и цели проекта, фор

мулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовы

ваются способы совместной деятельности;

информационно – операционный этап

(ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); 

рефлексивно-оценочный этап

: ученики представляют проекты, участвуют в коллек

тивном обсуждении и содержательной оцен

ке результатов и процесса работы, осущест

вляют устную или письменную самооценку, учитель выс

тупает участником коллектив

ной оценочной

деятельности.

 

 

В зависимости направленности проекта могут

быть

выделены след

ующие этапы работы над проектом младших

школьников:

 

 

 

Стадии работы над проектом - это «пять П»

:

Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.

 

Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, ре

зультаты исследований и анализа

, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Прогнозируемые

результаты

 

Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует: 

обеспечению целостности педагогического процесса, осуществл

ению в единстве разностороннего

развития, обучения и воспитания учащихся;

 

развитию познавательных и творческих способностей,

активности и организованности,

и самостоятельности и целеустремленности учащихся; 

формированию проектного мировоззрения и

мышления, обеспечению единства

опредмечивания и распредмечивания знаний; 

адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

 

формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико - ориентированный

Решение

практических задач

заказчика

проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки,

рекомендации

практическая

деятельность

в определен-

ной учебно-

предметной

области

деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или

опровержение

какой-либо

гипотезы

Результат исследования,

оформленный

установленным

способом

Деятельность,

связанная с

эксперименти-

рованием,

логическими

мыслительными операциями

мыслительная

Информационный проект

Сбор ин-

формации о

каком-либо

объекте

или явлении

Статистические

данные, результаты опросов

общественного

мнения, обобщение высказываний различных

авторов по

какому-либо вопросу

Деятельность,

связанная со

сбором, проверкой, ранжированием

информации из

различных источников; общение с людьми, как источниками информации

информационная

Творческий проект

привлечение интереса публики

к проблеме

проекта

Литературные

произведения,

произведения

изобрази-

тельного или

декоративно-

прикладного искусства, видеофильмы

творческая

деятельность,

связанная с

получением обратной связи от

публики

коммуникативная

Игровой или ролевой проект

предоставление

публике опыта

участия в

решении проблемы проекта

Мероприятие

(игра, состязание, викторина,

экскурсия и тому подобное)

Деятельность,

связанная с

групповой коммуникацией

коммуникативная



Группы умений, формируемые проектным методом.

Основываясь на характеристике и задачах, можно выделить следующие группы умений, формируемых в процессе проектной деятельности в начальной школе:


а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);


г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);


д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);


ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела)

Типы проектов

В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико - ориентированные, информационные, игровые, учебные.
По комплексности рассматриваются два типа проектов:

монопроекты (в рамках одного предмета);

межпредметные (несколько предметов интегрируются) проводятся во внеурочное время под руководством нескольких специалистов.

Проекты могут различаться по характеру контактов между участниками:

- внутриклассные;

- внутришкольные;

- региональные;

- международные.

Последние два типа являются телекоммукационными, для координации деятельности участников требуются современные средства и компьютерные технологии.
По продолжительности проекты бывают:

мини – проект (один урок)

краткосрочные (4-6 уроков)

долгосрочные (несколько недель или даже месяцев)

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Виды презентационных проектов могут быть различными:

- воплощение (выступление в роли человека, одушевлённого или неодушевлённого

существа);

- деловая игра;

- демонстрация ролика, выполненного на основе информационных технологий;

- диалог исторических или литературных героев;

- защита на Учёном Совете;

- игра с залом;

- иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

- инсценирование реального или вымышленного исторического события;

- научная конференция;

- отчёт исследовательской экспедиции;

- пресс – конференция;

- путешествие;

- реклама;

- ролевая игра;

- соревнование;

- спектакль;

- спортивная игра;

- телепередача;

- экскурсия.

В презентации заложен огромный учебно – воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой или индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как они работали над проектом

Особенности учебных проектов младших школьников

В психолого–педагогической литературе неоднократно подчёркивается, что «существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта, воли, мотивов». Кроме того, в ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно – воспитательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Для продуктивной проектно – учебной деятельности младших школьников необходима ещё и особая готовность, «учебная зрелость».

Коммуникативная зрелость:

- умение спрашивать с целью выяснения точки зрения других участников, делать запрос учителю в случаях «дефицита» информации или способов действий;

- умение управлять голосом (говорить регулируя громкость, в зависимости от ситуации);

-умение выражать свою точку зрения понятно и аргументировано;

- умение договариваться, выбирать рациональное решение, рассуждение;

Второй показатель готовности младших школьников к проектной деятельности является «интеллектуальная зрелость». Показатели готовности включают:

- развитие аналитико – синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

К «интеллектуальной зрелости» также относится гибкость, вариативность и самостоятельность мышления. С 1 по 4 класс у учащихся формируется теоретическое мышление через особые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

Третьим показателем готовности младших школьников с эффективной проектной деятельности является опыт дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности:

- умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания корректно.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием

для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Темы детских проектных работ я выбираю в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития

Длительность выполнения учебного проекта в 1-2 классах целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно – внеурочных занятий. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3-4 классах их продолжительность можно увеличить до 2-3 недель.

Роль родителей в проектной деятельности

Родители активные участники метода проектов. На разных этапах выполнения проекта они играют различные роли. Я представила их в виде таблицы.

Этапы работы

Помощь родителей

Роль родителей

выбор темы проекта; 

Помочь в выборе темы

консультант

выдвижение первоначальных идей; 

Предложить разнообразные идеи

референт

планирование проектной деятельности; 

Разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой части

референт

собственно работа над проектом;

Помочь в выборе материала, соответствие его теме и целям

контролёр

выводы и обобщение;

Редакционная правка формулировки вывода

редактор

презентация проекта;

Помощь в оформлении презентации

референт

оценка и самооценка проекта

Дать советы для следующей работы

эксперт

Для родителей я провожу специальную консультацию по планированию проектной деятельности учащихся. На своём сайте krutaya–nachalka.webnode.ru я помещаю специальную информацию и отвечаю на интересующие их вопросы. Очень важно, чтобы родители не брали на себя всю работу, иначе идея проекта потеряет значимость для учащихся. Педагогическое сопровождение проекта позволяет ученикам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребёнка в позицию активного участника проекта, сплачивает содружество учителя – учащихся – родителей.

Условия эффективности проектной деятельности учащихся.

Во время подготовки проекта учащиеся пользуются новыми современными средствами, цифровым оборудованием, но, несмотря на все инновации, им не хватает эмоционально – волевых качеств. Я убедилась, что для проведения проектной деятельности учащихся нужно обязательно мотивировать. Для этого использую 3 стратегии мотивации:

А) через учебную тему;

Б) через продукт учебной деятельности;

В) через организацию проекта.

В раскрытии учебной темы желательно использовать интерактивные наглядные средства, движущиеся модели, средства медиа и анимации. Элемент неожиданности, занимательности, игры внесёт эмоциональный всплеск в урок. Проблемное изложение материала или актуализация жизненных проблем тоже очень мощный источник вдохновения.

Продукт учебной деятельности обязательно должен быть значим не только лично для учащихся, но и социально значим. Если ученик будет знать, где и для кого может пригодиться этот продукт (изделие, услуга, материал), то его стремление сделать работу лучше и качественнее увеличится многократно. Важно, чтобы продукт проектной деятельности можно было использовать в школе или за пределами школы. Это может быть атлас, макет, модель, гербарий, словарь, справочник, публикация, костюм, журнал, газета, коллекция, плакат, книга, сборник стихов, сценарий праздника, спектакль, реклама, путешествие, поделка, телепередача, научная конференция, деловая игра, видеофильм и т.д.

В организации учебного проекта очень важно учитывать личный интерес и возможности каждого ученика, тогда его деятельность будет более продуктивной. Формируя группы проектантов, важно учитывать взаимные симпатии и антипатии школьников друг к другу. Наиболее творческой и сплочённой будет та группа, где участники относятся к друг другу с доверием и уважением. Комфортные условия и обстановка взаимопонимания сделает процесс обучения интересным и оптимальным. Начиная работу над проектом, учащиеся должны быть ознакомлены с критериями оценивания. Если ученик будет видеть наглядно результаты своей успешности, то у него возникнет стремление улучшить свой результат и подняться на новый уровень сложности.

В начальных классах учащиеся ещё не умеют работать с научно – познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность. От учителя потребуется такт, деликатность, терпение, чтобы не навязывать ученикам свою волю, а направлять, руководить, учить приёмам проектирования.

Роль учителя на разных этапах организации проекта можно представить в виде схемы:

1-й этап. УЧИТЕЛЬ – ученик

2-й и 3-й этапы. учитель – УЧЕНИК

4-й этап. УЧИТЕЛЬ – ученик

На первом этапе – погружения в проект учитель уточняет тему, цели, задачи проекта, помогает отбирать идеи, поэтапно планировать свои шаги. На последнем этапе учитель помогает сделать выводы, протянуть мостик к следующей теме. На 2-ом и 3-ем этапе учащиеся сами отбирают информацию, учитель только оказывает адресную помощь, предлагает полезные источники или сам служит таким источником, если информации недостаточно. Часто родители становятся союзниками учителя в организации проекта.

Практическая реализация проектов младших школьников. 

О реализации метода проекта в моей практике я расскажу на примере учебного проекта «Всемирная выставка». Ученики изучают по окружающему миру во 2 классе страны мира, и для проверки знаний по предмету проводится исследование «Всемирная выставка». Для реализации этого проекта ученикам будет не хватать тех знаний, которые даны в учебнике и это подтолкнёт их к тому, чтобы больше узнать о странах мира. По окружающему миру даются первоначальные представления по экономике, какие товары производят некоторые страны и как ими обмениваются. Задача учеников расширить знания по теме, найти оптимальные способы обмена товарами между разными странами.

1 этап мотивационный. На этом этапе ученики получают домашнее задание – провести исследование, в каких странах производятся товары, которые мы покупаем в магазине. Для этого ученики вместе с родителями узнают по этикеткам, из какой страны привезён товар, затем вносят в специальную таблицу.

Страна - производитель

Товар из магазина

Так учащиеся узнают, какие товары поступают в нашу страну из других государств.

2 этап планирующий – подготовительный. На следующем уроке проводится игра «По следам каравана». Я предлагаю учащимся перенестись в далёкие времена, когда купцы снаряжали караваны за лучшими товарами в разные страны. Например, Афанасий Никитин бороздил просторы морей в поисках богатой страны Индии. Чем славилась Индия в те далёкие времена? Что везли купцы из Индии?

Пройти великий шёлковый путь (заочно)

Такая игра вызывает интерес к исследованию торговых связей со странами Востока. Можно выбрать путь «из варяг в греки». Что везли из Скандинавии и Руси? Такое исследование поможет лучше узнать европейские торговые пути. В этой игре могут участвовать две команды, которые собирают материал по выбранной теме. Такое мини-исследование логично подведёт ребят к теме проекта «Всемирная выставка». Где команды расскажут о своём путешествии и покажут те товары, которые можно привезти из европейских или восточных стран сегодня. Продуктом проекта станет карта - атлас.

3 этап информационно – операционный. Учащиеся находят на предложенных учителем сайтах необходимый материал. Его сортируют, подбирают картинки, готовят для презентации. На данном этапе я предлагаю учащимся различные способы оформления атласа, а ребята выбирают приемлемую для них форму презентации.

4 этап рефлексивно – оценочный. Команды представляют свои ролики, оценивают результаты своей деятельности и высказывают советы и пожелания другой команде.

Заключение

В процессе организации проектной деятельности я изучила многие труды учёных, педагогов, освоила новую педагогическую технологию, открыла для себя новые формы и методы работы, совершенствовала педагогическое мастерство. Организация деятельности учащихся методом проекта требует от учителя большой и серьёзной подготовки, но при многократном использовании совершенствуются приёмы и подходы к организации учебно-информационного пространства школьников, появляется новый интерес и выход на новый уровень успеваемости.

За короткий период времени повысился уровень сформированности ключевых компетенций: решение проблем (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результата), информационная (поиск и обработка информации), коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, продуктивная коммуникация – работа в группе). Возрастает уровень самостоятельности и активности учащихся, умение их адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и социальной ситуации. Групповая работа позволяет открывать новое поле для широких контактов, учащиеся готовы использовать на практике современные инструменты 21 века.

Метод проектов современное оружие педагога, разрабатывающего субъектные методики образования. Этот метод будет широко использоваться в современной школе наряду с традиционной классно-урочной системой. Я очень рада, что этот метод адаптирован для применения в начальной школе и учащиеся 4 класса будут готовы к новому уровню сложности, причём этот уровень сложности ученики могут выбирать для себя по своим интересам и запросам. На душе радостно от того, что начинается новый этап инноваций в школе.

Литература

Список литературы.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.

8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.

20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

22.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы