Проектная деятельность на уроках английского языка

Изменения, происходящие в современном обществе, существенно влияют на ситуацию в сфере образования: на смену формально-знаниевой пришла личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход, что требует пересмотра целей и содержания обучения иностранным языкам и применения новых методов и технологий в обучении.

В соответствии с целью изучения ИЯ — развитием иноязычной коммуникативной компетенции, в совокупности ее составляющих (речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная) и развитием личности учащегося, — одной из приоритетных задач, думается, следует считать необходимость формирования речевых навыков и умений по английскому языку с учётом жизненных реалий.

Проектная работа приобретает всё больше сторонников главным образом потому, что позволяет развивать активное самостоятельное мышление ребёнка на уроке иностранного языка и дает возможность учащимся использовать речевые навыки и умения в реальных ситуациях, выражать свои идеи на английском языке в творческой форме.

Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Во время работы над проектом выстраиваются новые отношения учителя и учащегося. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации: он становится куратором, руководителем, координатором.

На мой взгляд, важно не просто использовать проекты в учебной деятельности. Необходимо понимать применение проектов различных видов, проектов различной продолжительности. Не менее значимым является использование проектной работы в совокупности с другими современными технологиями обучения.

На уроках ученики используют знания, полученные при изучении географии, биологии, английского языка, истории и т. д. Ученикам присваиваются «почетные звания» — такие как: «Лучший знаток грамматики английского языка этого месяца». Для развития эрудиции заучиваются наизусть «эрудитки» — небольшие списки с интересными и важными данными: «Название англоязычных стран и их столиц», «известных английских музеев». При этом хочется отметить, что, как уже упоминалось выше, важно использовать различные виды проектов:

игровые проекты (инсценировка песни), информационно-исследовательские проекты (создание буклета-путеводителя по англоязычным странам, создание презентации на тему «Города Великобритании»), творческие проекты (например, свободное литературное сочинение на тему: «Мое любимое слово на иностранном языке», «Моя любимая буква в английском языке»), конструктивно-практические (дневник наблюдений, создание игры и ее описание), сценарные проекты (сценарии внеклассных мероприятий на английском языке), издательские проекты (например, стенгазеты на темы: «Рождество в Англии», «Пасха в Англии», «Новый год в России и Англии», материалы для стендов).

Важно также помнить о том, что проекты могут быть различными по продолжительности: мини-проекты, рассчитанные на один урок; средние по продолжительности проекты, реализующиеся в течение нескольких уроков, и долгосрочные проекты.

Как известно, эта методика подразумевает направление учебно-познавательной деятельности учащихся на достижение конкретного результата путем решения какой-либо коммуникативной задачи.

Сегодня, когда новые образовательные стандарты начинают внедряться в основной школе, перед учителем стоит задача перейти с объяснительного метода преподавания к деятельностному, так как новые стандарты нацелены на достижение не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов. Метапредметные результаты, которые подразумевают овладение учащимися, в частности, навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля, напрямую связаны с опытом проектной деятельности. Сюда же относится формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной или образной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Ни у кого не вызывает сомнений, что метод проектов очень хорошо подходит для формирования и развития коммуникативных умений. В проектах страноведческого содержания заложен большой потенциал, поскольку помимо вышеописанных учебных действий они решают еще такие важные задачи, как расширение кругозора учащихся, знакомство с иноязычной культурой, воспитание толерантности, и повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Естественно, никто не утверждает, что проектная работа на уроках английского языка поможет решению всех проблем в обучении, но одно можно сказать с уверенностью: чтобы обучение ИЯ было эффективным, оно должно быть увлекательным. Думается, что данный метод может увлечь учащихся творчеством, способствовать их развитию, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний, научить мыслить, находить и решать проблемы с привлечением для этой цели знаний из различных областей. Стоит отметить, что наиболее эффективна проектная работа при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения.

Таким образом, несомненным «плюсом» в активизации проектной деятельности на уроках английского языка является возможность соединять разнородное и сочетать несочетаемое, создавая новые смыслы вещей, использовать приобретенные языковые навыки в английском языке в реальных ситуациях.

В условиях реализации ФГОС второго поколения использование проектной методики приобретает новое значение для учеников и учителей. Метод проектов уже давно и прочно вошел в жизнь учителей иностранного языка: многие учителя плодотворно используют его на разных этапах обучения иностранному языку уже много лет. Нормативные документы закрепили в этом плане то, что уже давно существует в реальности. Метод проектов с успехом применяют в сочетании с традиционными технологиями обучения и на уроках, и во внеклассной работе.